Сложение целых чисел
Математика, 6 класс, Козлова С.А., Рубин А.Г., «Школа 2100»
Автор: Филиппова Татьяна Николаевна
учитель математики
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1» пгт.Уренгой Пуровского района
Цель урока :
- Показать , как складываются числа с помощью координатной прямой;
- Ввести правила сложения целых чисел;
- Закрепление в ходе выполнения упражнений правил сложения целых чисел;
- Развитие логического мышления.
Содержание:
- Сложение чисел с помощью координатной прямой
- Сложение отрицательных чисел
- Сложение чисел с разными знаками
Немного истории
Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские ученые ещё до нашей эры.
Индийские математики представляли себе положительные числа как «имущество», а отрицательные числа как «долги».
Индийский математик Брахмаг ý пта (VII в.) излагал правила сложения и вычитания так:
«Сумма двух имуществ есть имущество»
«Сумма двух долгов есть долг»
«Сумма имущества и долга равна их разности»
Положительные числа –
«прибыль»
Отрицательные числа –
«долг»
Возвращение
долга
В долг
–
0 – 4
0 – 15
0+2
0+17
Михаэль Штифель
(1487 - 1567)
Рене Декарт
(1596 - 1650)
Сложение чисел с помощью координатной прямой
Сложим число 7 с числами 4 и –4
– 4 +4
3 7 11
Прибавить к числу а число b – значит изменить число а на b единиц.
Любое число от прибавления положительного числа увеличивается , а от прибавления отрицательного числа уменьшается
Сложение чисел с помощью координатной прямой
Пример № 1
+3 ;
( –4 ) + 7 =
+7
– 4
0
+ 3
Сложение чисел с помощью координатной прямой
Пример № 2
( –2 ) +( – 7 ) =
– 9 .
– 7
0
– 2
– 9
-7 + (-9)
I-7I + I-9I = 7+9 =16
-7 + (-9) = - 16
Сложение отрицательных чисел
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1 . C ложить модули этих чисел .
2.Перед полученным результатом поставить знак «минус».
(Сумма двух отрицательных чисел – отрицательное число)
Сложение отрицательных чисел
Примеры:
– 147 + (– 86) = – (147 + 86) = – 233
– 39 + (– 42) = – (39 + 42) = – 81
– 34 + ( – 41) + (– 86) = – (34 + 41 + 86) = – 161
- – 147 + (– 86) = – (147 + 86) = – 233 – 39 + (– 42) = – (39 + 42) = – 81 – 34 + ( – 41) + (– 86) = – (34 + 41 + 86) = – 161
I3I , то -8 + 3 = -5 т.к. 8 3 , то 8 – 3 = 5 Сложение чисел с разными знаками Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: Найти модули этих чисел. Из большего модуля вычесть меньший. Перед полученным результатом поставить знак числа с большим модулем. (Сумма двух чисел с разными знаками – может быть как отрицательным так и положительным число) " width="640"
-8 + 3
I-8I=8 I3I=3
т.к I-8I I3I , то -8 + 3 = -5
т.к. 8 3 ,
то 8 – 3 = 5
Сложение чисел с разными знаками
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
- Найти модули этих чисел.
- Из большего модуля вычесть меньший.
- Перед полученным результатом поставить знак числа с большим модулем.
(Сумма двух чисел с разными знаками – может быть как отрицательным так и положительным число)
Сложение чисел с разными знаками
Примеры
– 147 + 86 = – (147 – 86) = – 61
39 + (– 42) = – (42 – 39) = –3
– 26 + 58 = 58 – 26 = 32
9 + (– 28) = – (28 – 9) = – 19
- – 147 + 86 = – (147 – 86) = – 61 39 + (– 42) = – (42 – 39) = –3 – 26 + 58 = 58 – 26 = 32 9 + (– 28) = – (28 – 9) = – 19
– 53 + 53 = 0
- – 53 + 53 = 0
- – 53 + 53 = 0
- – 53 + 53 = 0
Сумма двух противоположных чисел равна нулю
- Сумма двух противоположных чисел равна нулю
- Сумма двух противоположных чисел равна нулю
- Сумма двух противоположных чисел равна нулю
Задание 1
Выполните сложение:
а) -7 + 11= б) -10 + 4= в) - 6 + 8 =
г) 7 + (-11) = д) 10 + (- 4) = е) - 8 + 6 =
ж) -11 + 7 = з) - 4 + 10 = и) -24 + 24 =
4
-6
2
-4
6
-2
0
-4
6
Физкультминутка
Задание 2
«Отгадай слово»
№
п/п
1
Пример
– 38 +(– 57)
2
Ответ
Буква
– 84 + 37
3
39 +(– 84)
4
– 29 + 73
5
– 12 +(– 16)
6
7
66 +(– 66)
8
– 35 + 81
– 29 +(– 36)
– 95
44
Ф
– 45
М
– 65
А
– 47
О
46
Л
0
Г
Н
– 28
И
Задание «Отгадай слово»
№
п/п
Пример
1
– 38 +(– 57)
Ответ
2
Буква
– 95
– 84 + 37
3
39 +(– 84)
Ф
4
– 47
– 45
Л
– 29 + 73
5
А
– 12 +(– 16)
6
44
– 28
М
7
66 +(– 66)
И
– 35 + 81
0
8
Н
46
– 29 +(– 36)
Г
– 65
О
Фламинго
2. Запишите выражение 4 + 9 – 3 + 7 в виде суммы положительных и отрицательных чисел (+4) + (+9) + (– 3) + (+7) 3. Найдите значение выражения (– 5) + (– 14) + 8 – 11 4 . Вычислите: – 5 + 3 +(– 11) + 13 = 0 " width="640"
Математический диктант
Проверь себя:
1 .
Не выполняя вычислений, сравните:
– 27 + 6 и – 27
2.
Запишите выражение 4 + 9 – 3 + 7 в виде суммы положительных и отрицательных чисел
(+4) + (+9) + (– 3) + (+7)
3.
Найдите значение выражения (– 5) + (– 14) + 8
– 11
4 .
Вычислите: – 5 + 3 +(– 11) + 13
= 0
Подведем итоги
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Сформулируйте правила сложения целых чисел?
- Может ли при сложении целых чисел получится нуль?
- Приведите свои примеры?
Мне было приятно работать с вами
Не забудьте записать в дневник домашнее задание:
п.6.4, № 20; № 21, № 22
До скорой встречи!!!