Класс: 2 "В"
Учитель: НегматуллинаГ.Р.
Дата: 29.11.2017г.
Тема: "Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач. Вычислительные навыки и умения."
Тип урока: Закрепление и систематизация знаний.
Урок- путешествие «Подводное царство рыб».
Задачи: повторить и закрепить изученные приёмы вычислений в пределах 100;
совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
развивать интерес детей к математике, их математические способности;
расширять кругозор учащихся;
развивать воображение детей, интерес и познавательную активность;
воспитывать чувство любви учащихся к представителям живой природы.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
-строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
-формировать умение работать в паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
-уметь выполнять взаимопроверку;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата;
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие в подводное царство . Удачи вам и новых открытий!
Самоопределение к деятельности
-Ребята, вы хотите отправиться в подводное царство? Кто является главным в нём, узнаете, отгадав загадку.
У родителей у деток
Вся одежда из монеток ( рыба)
Объявление темы и целей урока
На протяжении нескольких уроков над какой темой мы работаем? Какую цель мы поставим?
Приём "Фишбоун"- рыбий скелет.
Скелет рыбы : голова-вопрос темы, косточки- основные понятия, хвост- ответ на вопрос.
Голова: сложение и вычитание в пределах 100.Задачи.
Косточки: верхняя- задача: условие, вопрос, решение ,схема, ответ.
верхняя- сложение и вычитание в пределах 100- устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.
Хвост : вычислительные умения и навыки.
Актуализация знаний.
Устный счёт
Задание первое.
Игра «Найди лишнее число»
15, 18, 20, 3, 45, 37.
(20- круглый десяток)
Почему число 3 лишнее?
Докажи. Число 3-однозначное.
Остальные – двузначные.
Увеличьте однозначное число на 10.
Сколько стало? Докажи!
13 (Увеличили на(+ 10)
Задание второе.
Игра «Быстро отвечай»
1. Назови , следующее за числом 17;
2. Сколько нужно отнять от 10, чтобы получилось 8;
3. Назови число, которое стоит перед 36;
4. Назови число, в котором 1 десяток и 8ед;
5. Первое слагаемое 40, второе 4. Найдите сумму;
6. Уменьшаемое 70 вычитаемое 10. Чему равна разность?
Задание третье
Учитель:
А теперь задача – шутка, только на одну минутку. (Дети сами читают)
Жили – были в городе три брата
И имел сестрёнку каждый из троих.
Давайте сообразим, ребята:
А сколько же вместе было их? (3+1=4)
50 ворон на крышу сели,
7 ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (57)
7 малюсеньких котят,
Что дают им, всё едят,
Ещё 7 сметаны просят
Сколько же всего котят? (14)
Молодцы! Вы все хорошо справились с заданиями и можете отправляться в путешествие.
Закрепление:
Записываем на доске.
1 ученик у доски.
У. Как мы считаем?
42 – 8 =34 34+8 = 42
64 +6 =70 70-6= 64
90- 4 =86 36+5 = 41
У. Какой сделаем вывод?
Д. Сложение и вычитание между собой связаны.
А в это время пока все вместе решаем "идёт на рыбалку. Игра "Рыбалка""Зашифрована рыба. Рыба-брызгун. (индивидуальная работа)
На рыбах примеры: 40-20=20-б 34+2=36-р 62-20=42-ы 25+25=50-з
54-2=52-г 58+2=60-у 94-14=80-н
На обратной стороне доски решает и пишет по возрастанию название рыбы: брызгун.
У. В Юго-Восточной Азии обитает рыба-брызгун, которая сбивает добычу на расстоянии. Выпуская сильную струю воды, она может сбить в воду насекомое, которое сидит на листе в метре от нее.
Самостоятельная работа.
А сейчас сами "Нырнём" и достанем свою рыбку. У каждого на парте своя рыбка. Дети достают и выполняют задание. ( дифференцированный подход)
1. Уровень. 2. Уровень. 3.Уровень.
14-3= (21+9)+7= На шахматной доске
11+4= 21+(9+7)= 20 фигур. Из них 13
19-7= (38+7)+3= чёрных, остальные-
16-4 38+(7+3)= белые. Сколько белых
13+3= фигур на шахматной
доске?
Проверка на слайде.
У. Какой вывод делаем у кого цифра 1, 2,3 ? 1- сложение и вычитание в пределах 20. 2- вспомнили сочетательное свойство сложения. 3 - решали задачу.
Физминутка
Решим задачу.
Задача. На ветке сидели 5 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
1-я . Решение задачи в опоре на индивидуальный счетный материал (картинки с изображением птиц).
2-я . Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске:
3-я. Решение задачи без наглядной опоры, в уме. Можно использовать прием представления жизненной ситуации, описанной в задаче.
При работе над вычислительными приемами одним детям достаточно иллюстраций в учебнике или на доске, а другим необходимы ручные операции с предметами или моделями, например со счетными палочками.
Работа по учебнику. Работа в паре.
№ 250 с. 79
Вывод: Чем похожи выражения в столбце?
Решив задачу № 254 . Узнаем интересное про рыб. Один у доски чертит схему, другой пишет решение задачи, ответ записывают самостоятельно.
Знаете ли вы, что рыбы умеют считать. По крайней мере, так утверждают итальянские ученые. В частности сотрудник одного университета, который принял участие в уникальном эксперименте. В ходе которого удалось выяснить, что рыбы действительно умеют считать. Правда всего до четырех, но факт остается фактом.
Сообщение Дениса про рыбу пиранья.
Составление задачи по краткой записи:
Было – 50 кг
Продали -? кг
Осталось -15 кг
У. Что это?
Д. Краткая запись
У. Что нужно сделать?
Д. Составить задачу
У. Из чего состоит текст задачи?
Д. Условие и вопрос
У. Кто составить задачу, и решит ее на доске? 1 ученик выполняет у доски, а все записывают в тетрадь. Проверьте свою посадку, как тетрадь лежит, спинку.
Молодец! Какой вывод сделаем?
Д. Вспомнили, как решать задачи и составлять их.
Рефлексия
– Предлагаю вам сделать анализ своей работы на уроке. Для этого ответьте на вопросы:
-Какие задания выполняли? Что понравилось больше всего?
-Все ли было понятно на уроке?
- А теперь мы оценим свою работу. Кому всё понравилось - поставьте на рыбках -!, кому было трудно- ?, кому ничего не понятно знак-.
- А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за хорошую работу.
Мы думали, решали, отвечали
И друг другу помогали.
Поработали отлично,
Будем дружно отдыхать.
Резерв: ЗАДАЧИ.
1. В детский сад привезли 5 елочки, а в школу на 7 елки больше. Сколько елочек привезли в школу?
2. Света вырезала 15 шариков, из них 9 шариков желтых, остальные шарики красных. Сколько красных шариков вырезала Света?
3. У кормушки было 15 птиц. 8 птиц улетело. Сколько птиц осталось у кормушки?
4. Маша вырезала 4 снежинки и Лена вырезала столько же снежинок. Сколько всего снежинок вырезали девочки?
5. Оля сделала 13 фонариков, а Вера на 3 фонарика меньше. Сколько фонариков вырезала Вера?
6. Юра приготовил 14 подарков, а Зина 5 подарков. На сколько больше подарков приготовил Юра, чем Зина?
7. Папа под елку сначала положил 6 подарков, а потом еще доложил несколько подарков. Всего стало 11 подарков. Сколько подарков доложил папа?
8. В парке выросло 4 елочек и 4 березки. Сколько всего елочек в парке?
9. На елку повесили 6 шариков, 4 шишки и 3 звездочки. Сколько всего игрушек повесили на елку?