СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение отрицательных чисел

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь, что данная разработка урока кому-нибудь пригодится

Просмотр содержимого документа
«Сложение отрицательных чисел»


Сценарий урока математики в 6 классе по теме «Сложение отрицательных чисел»

Учитель: С.А.Жаркова


Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.


Цели:

  • Способствовать выводу учащимися правила сложения отрицательных чисел

  • способствовать формированию у учащихся умения складывать отрицательные числа, пользуясь правилом;

  • развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, совершенствовать устную математическую речь;

  • воспитывать стремление и способность к адекватной самооценке через выполнение разноуровневых заданий;

  • способствовать рефлексии собственной деятельности.


Организационные формы урока: фронтальная, индивидуальная , групповая


Технология: технология деятельностного метода с элементами уровневой дифференциации


Средства обучения: карточки с разноуровневыми заданиями для работы индивидуально или парами.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь! По вашим улыбающимся лицам вижу, что настроение у вас прекрасное, самое время так же позитивно настроиться на работу. А эпиграфом к нашему уроку пусть станут слова Л.Н.Толстого

  1. Актуализация знаний: (организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания)

Чтобы немного разогреться, как всегда начнем наш урок с разминки, итак, математический диктант. Запишите под диктовку числа:

______________________________________________________

Проверяем, внимание на экран:

А теперь, давайте поразмышляем над этими числами.

-Первый вопрос, как называются все эти числа?

Какие из этих чисел отрицательные?

-Как вы думаете, какой вопрос будет следующий?... (полож?)

  • 1. Назовите отрицательные числа

  • 2. Назовите натуральные числа.

  • 3. Назовите положительные числа.

  • 4. Назовите целые числа.

  • 5. Выделите квадратиком числа, модули которых равны.

  • 6. Выделите кружочком наибольшее целое число.

  • 7. Выделите треугольником наибольшее натуральное число

  • 8. Выделите овалом число с наибольшим модулем.


Я вижу, вы немного разогрелись.

Итак, скажите, пож-та, какие задания вы умеете выполнять с отрицательными числами? (находить модуль, сравнивать, складывать с помощью координатной прямой)

Давайте, проверим, как вы усвоили этот материал:

Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой. Прокомментируйте увиденное.

Что значит, прибавить к числу а число b? (Значит изменить число а на b единиц.

Любое число от прибавления полож.числа увеличивается, а от прибавления отрицат.числа, уменьшается. )

След.задание:

Заполните пропуски...

запишите с помощью сложения...

Найдите модуль...

А теперь, еще одно задание: _____________________

3. Выявление места и причины затруднения:

- все ли числа вы смогли сложить легко? (нет)

- назовите выражения значения которых вы не смогли найти или вызвало затруднение?

-почему возникло затруднение? (так как не хватает координатной прямой)


4. Построение проекта выхода из затруднения

Таким образом, у нас возникло затруднение при выполнении какого действия? (сложения отрицательных чисел)

- следовательно тема нашего урока (формулируют дети)

  • - А чтобы выйти из этого затруднения чему необходимо научиться? Какова цель нашего урока: (складывать отрицательные числа без координатной прямой) Отработаем правило сложения отрицательных чисел ;

  • Познакомиться с историческими фактами, связанными с темой нашего урока ;

  • Будем развивать навыки самооценки.


-Чтобы выйти из затруднения? (можем посмотреть правило в учебнике, можем попробовать сформулировать сами)

5. Реализация построенного проекта:

- Может кто-то уже догадался как выполнять сложение без координатной прямой?

- выскажите свои предположения

- а теперь проверим правильно ли вы думаете. Групповая работа. Для этого заполним таблицу.(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

а

b

а+b

|a|

|b|

|a|+|b|

-1

-3

-4

1

3

4

-2

-4

-6

2

4

6

-6

-1

-7

6

1

7

-5

-5

-10

5

5

10

-9

0

-9

9

0

9

Что интересного заметили?

Посмотрите на третий и последний столбцы.

- Сравните значения следующих выражений (сумму модулей и сумму отрицательных чисел)

- Что вы можете сказать о числах, расположенных в этих столбцах? (значения отличаются только знаком)

-Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел (чтобы сложить два отрицательных числа, надо сложить их модули и перед полученным числом поставить знак минус)

6. Первичное закрепление во внешней речи:

Выполнение задания с применение правила и проговариванием вслух Дракоша

-1,6+(-4,7)

-5,6+(-2,4)

-8,8+(-4,2)

-1,75+(-8,25)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дружно с вами мы считали, и о числах рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная семья.»

Ребята, а вы хотели бы узнать, кто впервые предложил складывать отр.числа влево от нуля? Расшифруем имя этого человека.

Конечно, Рене Декарт (1596-1650) предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел - ввел координатную прямую (1637 г.)

7. Самостоятельная работа парами с помощью ключа.

А в след. задании вы узнаете, кто впервые сформулировал правило сложения отр.чисел с помощью ключа:

Выполните сложения:

Пример

Ответ

Буква

-13 + (-12)=


-75 + (-11)=



-18 + (-17)=



-48 + (-50)=



-37+ (-46)=



-27+(-8)=



-13 + (-86)=



-22 + (-33)=



-19 + (-38)=



-64 + (-27)=



-6+(-29)=







Ключ:

А(-35)

З(-97)

П(-57)

Ц(-27)

Б(-25)

И(-96)

Р(-86)

Ч(-100)

В(-36)

К(-26)

С(-66)

Ш(-28)

Г(-99)

Л(-37)

Т(-91)

Щ(-29)

Д(-81)

М(-83)

У(-55)

Э(-30)

Е(-73)

Н(-47)

Ф(-58)

Ю(-90)

Ж(-101)

О(-56)

Х(-98)

Я(-80)


Брахмагупта - Индийский математик (7 век)
Представлял себе положительные числа как «имущества», отрицательные числа как «долги». Излагал правила сложения:
«сумма двух имуществ есть имущество»;
«сумма двух долгов есть долг»;
«сумма имущества и долга равна их разности»



Задание №5. «Волшебный квадрат» .

Выберите из каждой строчки одно число . Главное , чтобы ячейки были разных цветов , После этого найдите сумму этих чисел , а затем , модуль получившейся суммы. Итак , это произошло в 628 году.

А узнать , кто ввел знаки «+» и «-« для обозначения положительных и отрицательных чисел , нам поможет п.6 из маршрутного листа. ( слайд 20,21).Ян Видман – чешский математик. Ввел для обозначения положительных и отрицательных чисел знаки «+» и "-". Его книга «Быстрый и красивый счет» вышла в 1489 году. (слайд 22).


Ребята, мы сегодня с вами изучали тему "Слож.отр чисел", и вскоре вы узнаете как вычитать, умножать и делить отр. числа. Кстати знак +(-) вскоре можно будет писать проще просто - . Это значит 1+(-2) = 1-2. 2+(-4)=2-4. 3+(-6)= 3-6 и так далее. Давайте посмотрим небольшой фрагмент...

Отрицательные числа абстрактны, т.к. они нам понятны тогда, когда мы берем точку отсчета. Например, 0 градусов, ноль - уровень моря, 0 - Новая эра. И при таком восприятии они приобретают смысл.

1) Температура воздуха днем в Улан-Удэ сегодня - 10С, а ночью понизится на -80С. Какова будет температура воздуха ночью? -1+(-8) = -9

2) Глубина пруда - 4,5 м, а после дождя вода поднялась на пол метра. Какая стала глубина пруда? -4,5+(-0,5)=-5

3) Пифагор родился в 580 году до нашей эры, а умер в 500 г.д.н.э. Сколько лет прожил Пифагор? -500-(-580)= 80

4) Баланс телефона вчера был - 20 руб, а сегодня - 70 рублей. Какой вопрос...?.

и многие другие...

Математический диктант.

  1. Найдите сумму : минус восемнадцати и нуля.

  2. Найдите сумму : минус шести и минус трех.

  3. Найдите сумму : минус девяти и девяти.

  4. Число минус восемь изменили на минус шесть . Какое число получили ?

  5. Какое число нужно прибавить к минус семи , чтобы получить минус пятнадцать ?

  6. Верно ли высказывание : любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается ?

  7. Верно ли высказывание : модуль суммы минус трех и минус четырех равен семи ?

  8. Верно ли высказывание : сумма двух отрицательных чисел меньше каждого из слагаемых .


Вернемся к труду Брахмагупты

Цитаты:

  • «Имущество и имущество есть имущество».

  • «Сумма двух долгов есть долг».

  • «Сумма имущества и нуля есть имущество».

  • «Сумма двух нулей есть ноль».

Переведите на «Математический язык» данные правила.


Выполнение самостоятельной работы по образцу

Самостоятельная работа трех уровней

- оценивание


Найди значение выражения. Запиши соответствующую букву в таблице ответов.

Й (-21) + (-33)=

Н (-90) + (-90)=

А (-17) + (-15)=

У (-13) + (-37)=

К (-24,5) + (-70,5)=

С (-40,5) + (-69,5)=

И (-19) + (-28) + (-52) =

О (-9) + (-34) + (-38) =

Ш (-10) + (-56) + (-22) =

Б (-43) + (-18) + (-14) =



8. Включение в систему знаний и повторение:

Заполните пустые квадратики в следующем задании


И - -5+ =-17


Н - +(-11)= -27


Д – (-74)+ = -105


Я - (-240)+ = -300


И - +(-1000)= -1053


Какое слово у вас получилось? (Индия)

В Индии в 7 веке великим математиком и астрономом были впервые сформулированы правила сложения отрицательных чисел и поскольку отрицательные числа называли тогда долг, а положительные имущество,

Попробуйте дома придумать 1 творческую задачу по данной теме, и закрепить правило при решении № 1045-1047


9. Рефлексия учебной деятельности.

Итак, подведем итог урока Вспомним эпиграф к сегодн уроку....Кто ничего не изучает, тот ничего не замечает.... Что заметили при сложении отр.чисел? (ответ - отриц.число, при слож. рез-т уменьшается.)

- какая цель была у нас сегодня на уроке?

- Была ли она достигнута?

- стало ли вам проще складывать отрицательные числа?


Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Эти качества можно распределить на координатной прямой . Давайте отметим на координатной прямой ваше отношение к работе на нашем уроке.

Оцените себя с помощью смайликов. На сколько каждый из вас усвоил новое правило:

  • если вы все поняли и сможете без посторонней помощи и вопросов выполнить домашнее задание, то улыбка;

  • если затрудняетесь – прямо;

  • если вообще не поняли что мы сегодня изучали, то – гримаса.

А я сегодня увидела, как вы умеете работать самостоятельно и в команде

Пусть математика сложна,

Ее до края не познать,

Откроет двери всем она,

В них только надо постучать Спасибо за урок! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!