СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложное предложение с разными видами связи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке использованы все виды учебной деятельности при работе с ССП.

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение с разными видами связи»

ТЕМА УРОКА Сложные предложения с разными видами связи

ЦЕЛИ

1)Повторить виды сложных предложений, закрепить умение учащихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, закрепить умение учащихся расставлять знаки препинания в предложениях с разными видами связи,

2) Развивать логическое мышление учащихся, повторить морфологические признаки и правописание окончаний глаголов, воспитать уважительное отношение к символам России.

3) Воспитывать любовь к родному слову, к родному краю, к культуре своего народа

ОБОРУДОВАНИЕ: слайды , иллюстрации, печатная информация

ХОД РАБОТЫ

I. Вступительное слово учителя. 3 мин

Урок русского языка сегодня не совсем обычный. Мы его посвятим одному уникальному дереву. Что это за дерево, вы узнаете, отгадав загадку.

*Записать предложение, сделать пунктуационный разбор на доске

ДИКТУЮ….

«Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать». (береза: лучина, деготь на колеса, береста на обвои горшков, банный веник).

- Дайте характеристику предложению.

- Объясните постановку двоеточия и тире.(бессоюзное. Уточняющее значение, перечислительная интонация простые предложения, внутри тире между подлежащим и сказуемым. Сущ + инфин.)

- Назовите орфограммы, представленные в данном предложении.( без. гл. в корне 3 мин Запись у доски

Дерево- деревья, четыре – четверо, освещать – свет, утишать – тихо, больных – боль, исцелять – целый;



- О каком же дереве говорится в загадке?

П О К А З И Л Л Ю С Т Р А Ц И И слайд

Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами.

И на память приходят удивительные строчки…2 мин

ДЕТИ ПО ПАМЯТИ ЧИТАЮТ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОВ

Подготовительная работа с «Наборным полотном». 3 мин

II. Основная часть урока.

1. Фронтальный опрос.

- Какие виды сложных предложений вам известны?

- Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?

- Начертите схемы. 1 ученик чертит у доски

2. Определить вид сложного предложения. 3 мин 2 слайда

А) В глуши на почве раскаленной
Береза старая стоит;
В ее вершине обнаженной
Зеленый лист не шелестит.


И. Никитин Это предложение ученик на доске разбирает , а класс 2 мин работает над вторым предложением

Б) Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Н. Рубцов

- Определите тип подчинения придаточных предложений в предложении Б.

3 Синтаксический разбор предложения. Самостоятельно в тетради.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

ДИКТУЮ у доски 2 мин

Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
О. Шестинский

СХЕМА У ДОСКИ

[ = ] – [ = -], (что, + + +, - =).

- Какова тема и идея данного четверостишия?

- Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?

Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи. Начертить схему

ОБОБЩЕНИЕ 5 мин

4 Найти подобное предложение в стихотворении Е. Виноградова, определить тип связи. Расставить знаки препинания САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. слайд

У дороги березы стеною,
Беспокойны, легки и чисты.
Посадили их люди весною
От великой своей доброты.

Я не ведаю, кто эти люди,
Где их дом, где родные места,
Только жизнь у них так же пусть будет
Беспокойна, легка и чиста.

Мы делим с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

В. Рождественский

- Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях?



III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ПРОСМОТР СЛАЙДА СО СЛОВАРЕМ 3 мин

- Словарная работа

Гражданственность.

Гражданин – гражданственность – гражданская позиция

Стол справок (По словарю Ожегова) СЛОВАРЬ НА СТОЛЕ

5 Работа над выразительностью речи: 5 мин

Что делает поэтическую речь красочной? – ритм, рифма, худ.срества

Назовите худож. Средства выразительности.

СЛАЙД

Найдите по 1-2 средству из стихов на уроке

Метафора

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

6 Тестовые задания



7 Творческое задание : написать мини-сочинение на тему

Определить смысл слов(метафора)

«Держись своей березы – иначе пропадешь» (Г. Серебряков).











Наборное полотно№1

Наборное полотно№2

Наборное полотно№3

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Наречие

Имя числительное

Местоимение

Предлог

Союз

Частица

Словосочетание

Простое предложение

Сложное предложение

Сложносочинённое

Сложноподчинённое

Бессоюзное

Союзное

Назывное

Определённо-личное

Неопределённо-личное

Безличное

Полное

Неполное
















А) В глуши на почве раскаленной


Береза старая стоит;


В ее вершине обнаженной


Зеленый лист не шелестит.


(И. Никитин)




























Б) Я люблю, когда шумят березы,


Когда листья падают с берез.


(Н. Рубцов)



































1 У дороги березы стеною


Беспокойны легки и чисты.


Посадили их люди весною


От великой своей доброты




2 Я не ведаю кто эти люди


Где их дом где родные места


Только жизнь у них так же пусть будет


Беспокойна легка и чиста.















СЛОВАРЬ








гражданин

гражданственность

гражданская позиция













ОТВЕТЫ



4

4

2

1

1

1

крестьянское дерево

2

6
















Д/З НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ- МИНИАТЮРУ











«Держись своей березы – иначе пропадешь»

(Г. Серебряков).














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!