ТЕМА УРОКА Сложные предложения с разными видами связи
ЦЕЛИ
1)Повторить виды сложных предложений, закрепить умение учащихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, закрепить умение учащихся расставлять знаки препинания в предложениях с разными видами связи,
2) Развивать логическое мышление учащихся, повторить морфологические признаки и правописание окончаний глаголов, воспитать уважительное отношение к символам России.
3) Воспитывать любовь к родному слову, к родному краю, к культуре своего народа
ОБОРУДОВАНИЕ: слайды , иллюстрации, печатная информация
ХОД РАБОТЫ
I. Вступительное слово учителя. 3 мин
Урок русского языка сегодня не совсем обычный. Мы его посвятим одному уникальному дереву. Что это за дерево, вы узнаете, отгадав загадку.
*Записать предложение, сделать пунктуационный разбор на доске
ДИКТУЮ….
«Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать». (береза: лучина, деготь на колеса, береста на обвои горшков, банный веник).
- Дайте характеристику предложению.
- Объясните постановку двоеточия и тире.(бессоюзное. Уточняющее значение, перечислительная интонация простые предложения, внутри тире между подлежащим и сказуемым. Сущ + инфин.)
- Назовите орфограммы, представленные в данном предложении.( без. гл. в корне 3 мин Запись у доски
Дерево- деревья, четыре – четверо, освещать – свет, утишать – тихо, больных – боль, исцелять – целый;
- О каком же дереве говорится в загадке?
П О К А З И Л Л Ю С Т Р А Ц И И слайд
Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами.
И на память приходят удивительные строчки…2 мин
ДЕТИ ПО ПАМЯТИ ЧИТАЮТ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОВ
Подготовительная работа с «Наборным полотном». 3 мин
II. Основная часть урока.
1. Фронтальный опрос.
- Какие виды сложных предложений вам известны?
- Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?
- Начертите схемы. 1 ученик чертит у доски
2. Определить вид сложного предложения. 3 мин 2 слайда
А) В глуши на почве раскаленной
Береза старая стоит;
В ее вершине обнаженной
Зеленый лист не шелестит.
И. Никитин Это предложение ученик на доске разбирает , а класс 2 мин работает над вторым предложением
Б) Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Н. Рубцов
- Определите тип подчинения придаточных предложений в предложении Б.
3 Синтаксический разбор предложения. Самостоятельно в тетради.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
ДИКТУЮ у доски 2 мин
Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
О. Шестинский
СХЕМА У ДОСКИ
[ = ] – [ = -], (что, + + +, - =).
- Какова тема и идея данного четверостишия?
- Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?
Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи. Начертить схему
ОБОБЩЕНИЕ 5 мин
4 Найти подобное предложение в стихотворении Е. Виноградова, определить тип связи. Расставить знаки препинания САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. слайд
У дороги березы стеною,
Беспокойны, легки и чисты.
Посадили их люди весною
От великой своей доброты.
Я не ведаю, кто эти люди,
Где их дом, где родные места,
Только жизнь у них так же пусть будет
Беспокойна, легка и чиста.
Мы делим с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
В. Рождественский
- Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях?
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ПРОСМОТР СЛАЙДА СО СЛОВАРЕМ 3 мин
- Словарная работа
Гражданственность.
Гражданин – гражданственность – гражданская позиция
Стол справок (По словарю Ожегова) СЛОВАРЬ НА СТОЛЕ
5 Работа над выразительностью речи: 5 мин
Что делает поэтическую речь красочной? – ритм, рифма, худ.срества
Назовите худож. Средства выразительности.
СЛАЙД
Найдите по 1-2 средству из стихов на уроке
Метафора
Эпитет
Олицетворение
Сравнение
6 Тестовые задания
7 Творческое задание : написать мини-сочинение на тему
Определить смысл слов(метафора)
«Держись своей березы – иначе пропадешь» (Г. Серебряков).
Наборное полотно№1 | Наборное полотно№2 | Наборное полотно№3 |
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие Имя числительное Местоимение Предлог Союз Частица | Словосочетание Простое предложение Сложное предложение Сложносочинённое Сложноподчинённое Бессоюзное Союзное | Назывное Определённо-личное Неопределённо-личное Безличное Полное Неполное |
А) В глуши на почве раскаленной
Береза старая стоит;
В ее вершине обнаженной
Зеленый лист не шелестит.
(И. Никитин)
Б) Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
(Н. Рубцов)
1 У дороги березы стеною
Беспокойны легки и чисты.
Посадили их люди весною
От великой своей доброты
2 Я не ведаю кто эти люди
Где их дом где родные места
Только жизнь у них так же пусть будет
Беспокойна легка и чиста.
СЛОВАРЬ
гражданин
гражданственность
гражданская позиция
ОТВЕТЫ
4
4
2
1
1
1
крестьянское дерево
2
6
Д/З НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ- МИНИАТЮРУ
«Держись своей березы – иначе пропадешь»
(Г. Серебряков).