Обобщающий урок на тему СПП 9кл.
1.Повторим орфографию. (Слайд)
Вставить пропущенные буквы, объяснить условия выбора орфограмм:
Бл...стает, возр...стной,
выб...ру, выб...рать, выж...гает,
подгореть, изл...гать, изл...жение,
к...сательная, з…рница, неразб...риха,
соприк…снулись, прилагательное,
прол...жил, р…стительность, выр…щенный,
р…сток, прил…жение, уст...лает
3.Актуализация прежних знаний.
1.Какую большую тему мы изучаем в 9 классе?(слайд)
2.Что такое сложное предложение ?
3.Какие бывают сложные предложения по наличию союзов и союзных слов?(Слайд)
4.Назовите их?
5.Что такое ССП?
6.Что такое СПП?
4.Подготовка к изучению нового материала.
3.Пунктуационный анализ предложений.(Слайд)
Давайте сейчас проверим, умеем ли мы определять ССП и СПП. Запишем число в тетради, оставим строчку для темы. На слайде вы видите предложения.
Вода на мелководье была прозрачной, и каждый камушек радостно сиял, отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень.
(В) течение нескольких дней было так холодно ,что занятия отменили. СПП
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Прочитайте предложения, объясните (устно) постановку знаков препинания. . С помощью чего связаны части сложного предложения.
Дайте характеристику каждому предложению.
Составьте схемы 1-го и 2-го предложений.
4.Наблюдаем…(Слайд)
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Постарайтесь определить тему сегодняшнего урока. (учащиеся записывают тему урока).
1. «Понятие о БСП».(Слайд)
2.Мы должны узнать…, (Что такое БСП?)
3. Мы должны понять…(Каким путем определяются смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и правильной постановки знаков препинания.)
5.Усвоение новых понятий.
Какое это предложение по количеству грамматических основ? Докажите.
При помощи чего соединяются части этого сложного предложени?
Каковы смысловые отношения между частями сложного предложении?
Вывод (Слайд)
Сложное предложение, части которого соединяются между собой только по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов, называется бессоюзным.
Наблюдаем…(Слайд)
- Какие смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения?
Наступила весна / стало тепло.
Наступила весна, стало тепло.
(Последовательность событий, интонация перечисления.)
Наступила весна – стало тепло.
(Вторая часть содержит в себе следствие того, о чём говорится в первой.)
Вывод( Слайд)
Интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
6.Изучение нового материала.
1.Работа с таблицей-памяткой.(Слайд)
Рассмотрите внимательно таблицу.
От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении?
На примере приведенных предложений докажите, что знаки препинания в них расставлены верно. (учитель обращает внимание учащихся на слова-помощники, выделенные красным цветом в таблице)
Таблица-памятка
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП
Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.
Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады.
причины
( потому что )
Печален я: со мною друга нет.
пояснения
( а именно )
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
дополнения
( что )
Я понимал: выручить нас может только случайность.
противопоставления
( а, но )
Скажешь слово – добавят десять.
времени
( когда )
Лес рубят – щепки летят.
условия
( если )
Раз солгал – на век лгуном стал.
следствия
( значит, так как)
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.
7.Закрепляем изученное:
8.Задание: На практике проверить можно точно ,(Слайд)
Кто смог теорию усвоить прочно.
Упражнения на внимательность.(слайд)
Слово учителя:
Бессоюзные конструкции часто используются в пословицах, поговорках , афоризмах .Они помогают сжато ,лаконично выразить различные смысловые отношения между предложениями.
ПроверкаСлайд)
Самостоятельная работа учащихся. ( знаки препинания не расставлены)(Слайд)
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
Хочешь есть калачи не сиди на печи.
Ученье свет а неученье тьма.
Печален я: со мною друга нет.
9.Тестовые задания: (Форма ГИА
1. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) доказать 2) предполагаемый 3) деревянный 4) передать
2. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -3/-С перед звонкими согласными пишется -3, а перед глухими согласными - С »?
1) схватил 2) раздавались 3) здесь 4) здоров
3. В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на -Н, пишется НН»?
1) немедленно 2) деревянный 3) длинные 4) родственница
4. Замените словосочетание «деревянный столик» построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Любовь же и дружба,(1) разрастаясь и распространяясь на многое,(2) обретают новые силы,(3) становятся все выше,(4) а человек,(5) их центр,(6) мудрее.
6.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.
7. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)
8. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (А.Гайдар)
9. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)
Ответы.
1.Предполагаемый .
2.Раздавались.
3.Длинные .
4.Столик из дерева.
5.4.
6.2.3,5.
7.4.
8.4.
9.1.
10.Итоги урока. Рефлексия.(Заполнение анкеты)(Слайд)
-Что узнали на уроке?
Какое предложение называется БСП ? Какие смысловые отношения могут быть в БСП? Какие знаки препинания ставятся в БСП?
А когда нужно ставить двоеточие, тире, точку с запятой об этом вы узнаете на следующих уроках.
А сейчас я попрошу вас заполнить анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа.(Слайд)
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
11.Д.З (Слайд)
1.Прочитать теоретический материал на стр.94-95.
2.Выполнить упр 215.
3.Записать 5-6 пословиц ,(поговорок или афоризмов ),представляющих собой БСП.
12.Оценки за урок.
Спасибо за урок!(Слайд)
выпадать молчать брать летать плакать стоять | идти таять кричать танцевать отдавать ползать хохотать | | идти таять кричать танцевать отдавать ползать хохотать | плясать орать шагать ходить маршировать смеяться дарить |
7.2. Индивидуальное задание (на доске работают 2 уч-ся, один соединяет линиями антонимы, другой - синонимы)
7.3. Игра.
- Ну а теперь немного поиграем. Готовы?
- Послушайте рассказ о двух девочках,
- Рая и Лена сидят после дождя под «грибком»:
- Белый,- говорит Рая.
- Чёрный, - отвечает Лена и продолжает, - небо.
- Земля, - отвечает Рая и говорит, - быстро.
- Медленно.
- Во что это вы играете? – спросила мама.
- В «наоборотики», - отвечают девочки. – Одна называет предмет, признак или действие, а другая – слово с противоположным значением. Если кто-то не ответит, другой – выиграл.
- Интересная игра, молодцы! – похвалила мама девочек.
- Какие слова называли девочки?
- А сейчас и мы с вами сыграем в такую же игру. Я называю вам действие предмета, а вы – противоположное ему по смыслу. Начнём:
спать -
сидеть –
прилететь –
входить –
- Что можно сказать об этих парах слов? (Это однокоренные слова, значение их изменяется благодаря приставке).
- А кто может подобрать синонимы?
Бороться
болтать – …
бежать – …
повелевать - «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
- Какое название вы предложили бы для этой игры?
- Молодцы, ребята! Проверим работу на доске.
8. Итог урока. Рефлексия
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Какую задачу мы перед собой ставили? (научиться подбирать антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)
- Научились?
‑ Понравился урок?
- Какие задания запомнились?
- Кто очень старался сегодня?
- Кто может сказать, что он хорошо разобрался в теме?
- Кому ещё надо потренироваться?
9. Домашнее задание.
- Давайте подумаем, что необходимо будет повторить к следующему уроку? (Правило на с. 199.)
- А ещё вы вспомните или придумаете сами загадку, пословицу, сказку, в которой есть антонимы или синонимы, и запишете её.