СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщение и закрепление материала.

Образовательные технологии: информационные, развивающее обучение, проблемное обучение,  диалоговое обучение, здоровьесберегающие.

Формы работы: индивидуальная, групповая

ЭОР: презентация

Межпредметные связи: философия, литература

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных»

Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения»

Тип урока: обобщение и закрепление материала.

Образовательные технологии: информационные, развивающее обучение, проблемное обучение, диалоговое обучение, здоровьесберегающие.

Формы работы: индивидуальная, групповая

ЭОР: презентация

Межпредметные связи: философия, литература.

2. Постановка темы и цели урока:

Цели:

1. Обучающая: обобщить и закрепить сведения об особенностях СПП; научить определять виды придаточных по значению; отличать союзы от союзных слов, расставлять знаки препинания в СПП; повторить орфографию.

2. Развивающая: развитие речи, логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитывающая: прививать уважение и любовь к родному языку; воспитывать нравственные качества: доброту, приветливость, милосердие, трудолюбие; речевую культуру.

ХОД УРОКА


- Добрый день! Пожелаем сегодня друг другу удачи и плодотворной работы.

Древний философ Сократ сказал: "Заговори, чтобы я тебя увидел".И сейчас вы должны заговорить для того, чтобы получить пропуск на урок.

1. Какие предложения называются СПП?

2. Назовите виды придаточных (определительное, изъяснительное, обстоятельственное)

3. Как называются части СПП? (главная и придаточная)

4. При помощи чего придаточная часть присоединяется к главной? (союзы, союзные слова, интонация)

5. Как отличить союз от союзного слова? (нужно поставить вопрос, союзное слово является членом предложения)

6. С какими членами предложения можно соотнести придаточную часть? (определение, дополнение, обстоятельство)

7. Какие придаточные называются определительными? (Придаточными определительные относятся к существительному в главном предложении, давая ему характеристику или раскрывая его признак.От существительного (определяемого слова) в главном предложении к придаточному ставится вопрос какой?)

8. Как присоединяются придаточные определительные к главному предложению? (С помощью союзных слов: что, кто, который, где, куда, откуда, и др.

9. Как определяем вид придаточного определительного? (При помощи вопроса какой, если поясняет существительное или местоимение)

10. Какие придаточные называются придаточными изъяснительными? (Придаточные изъяснительные относятся в главном предложении к глаголу со значением речи, мысли, чувства и раскрывают смысл этих слов)

11. На какие вопросы отвечают? (Падежные вопросы)

12.При помощи каких союзов придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению? (что, как, как будто и др.)

13. Какие придаточные называются обстоятельственными? (Обстоятельственные придаточные обозначают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т.д. того, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения)

14. На какие вопросы отвечают? (На вопросы обстоятельств)

15. Можно ли ко всем обстоятельственным придаточным поставить вопрос? (Нет).

16. Тогда как вы определите вид обстоятельственного придаточного? (По вопросу или по значению).

17. Какие значения обстоятельственных придаточных вы знаете? (Образа действия и степени, места, времени, уступки, причины, цели, следствия, сравнения, условия).

18. Для чего служат эти значения? (Они уточняют действие, о котором говорится в главном предложении).

19. Место придаточного по отношению к главному? (Некоторые придаточные могут стоять как в начале предложения, так в середине и в конце)

20.Какие придаточные следуют только за главной частью?

(Те, кто получит пропуск первым, выполняют словарную работу.Слова: (воинские чины), кокарда, кулига, ряска)

Молодцы! Все получили пропуск. Так чем же мы сегодня займемся? Какой будет тема нашего урока? (Обобщение по теме:«Сложноподчинённые предложения)

Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Теория не проверенная опытом, при всей красоте теряет все, не признается; практика, не опирающаяся на возвышенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке»

Следующее задание – практическое

Приложение №1

  1. Найдите предложение с двумя грамматическими основами

  1. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.

  2. Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплён огромный цвета апельсиновой корки клюв с какой-то ни то шишкой, ни то рогом на переносье.

  3. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

Какое это предложение? С каким придаточным? Графически изобразим это предложение.

Что такое кокарда? (Отвечает ученик) проиллюстрировать на слайде

  1. Найдите сложноподчиненное предложение

  1. Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала.

  2. Все у него адмиральское: и выправка, и походка, и тон.

  3. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.

Какой вид придаточного? Как определили? Графически изобразим это предложение.

Что такое чин? (Отвечает ученик) проиллюстрировать на слайде

Значение слова адмирал (отвечает ученик) - слайд

  1. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени

  1. Прежде чем переставить лапу, он поднимал её к белоснежному кителю.

  2. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой растележенной дороге, не замарав ни единого пёрышка.

  3. Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака

Как определили? Графически изобразим это предложение. А какое еще сложноподчиненное предложение есть в этом задании? Укажите вид придаточного.

  1. Найдите предложение с придаточным изъяснительным

1) Я уже много знаю о сложноподчинённом предложении.

2) Информацию, которую я получаю на уроке, стараюсь применять в жизни.

3) Я знаю, что из этих предложений можно составить текст

И я знаю, что из этих заданий можно составить текст. (Составляют текст, читают).

А давайте проверим, верно ли у нас получилось. Обратимся к упражнению 227. Прочитаем продолжение текста с 5-го абзаца. Как автор относится к белому гусю? Каким автор изображает гуся?

С любовью и восхищением рисует автор Белого гуся, подчеркивая его красоту, силу и важность. Это была смелая и гордая птица, уверенная, что весь мир принадлежит ей.

Но вот случилось несчастье: погибла гусыня, и Белый гусь стал сам заботиться о малышах, став для них и матерью и отцом.

Неожиданно налетевший ливень и град показали, сколько в нем самоотверженности и любви к детям. Он погиб, но все двенадцать «одуванчиков» остались целы и невредимы.

Какими изобразительными средствами пользуется Е.И. Носов?

Эпитеты: адмиральское, белоснежный, растележенная (авторский эпитет), упругие (крылья), важная (птица)

Сравнения: собирал перепонки, подобно тому как складывают веер; держал шею, будто нес стакан воды

Метафора: шишка походила на кокарду,

«Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала»

А вот дети третьего класса решили, что этот гусь достоин памятника. И они изготовили вот такую скульптуру.

Д/З – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль сложноподчиненных предложений в речи» на примере текста упр. 227, сочинение-рассуждение: как вы понимаете предложение «Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала», также на примере рассказа Е.И. Носова «Белый гусь».

Умный и тонкий рассказ Евгения Ивановича Носова учит нас любить и лучше понимать природу, видеть в ней не обычных птиц и зверей, а существ, близких и дорогих нам.

Какие еще сложноподчиненные предложения встретились нам в упражнении? С какими видами придаточных? Какие придаточные преобладают в тексте? (Обстоятельственные времени, места, причины, определительные). Как вы думаете, какую роль они играют?

Последовательность действий в сложноподчиненном предложении с придаточным времени «Прежде чем переставить лапу, он поднимал её к белоснежному кителю» выражается при помощи союза прежде чем.

В предложении: «Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака», придаточное условия содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части предложения.

В первом предложении 5-го абзаца, используется придаточное времени, в котором при помощи союза «когда» выражается одновременность действий, подчеркивается величественность гуся.

Мы много сегодня говорили о сложноподчиненном предложении, составим опорный конспект (работам в группах, время на задание – 3 мин)

Итак, у нас получился кластер. Молодцы!

Выставление оценок

Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Я сегодня всех вас увидела. Спасибо за плодотворную работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!