Тема: СПП с придаточными определительными
Цели урока:
образовательные:
- познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным;
- закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;
развивающие:
- развить коммуникативную компетентность (письменная и устная речь),орфографические и пунктуационные навыки.
воспитательные:
- поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка ;
- воспитывать ответственность за свои поступки; активную жизненную позицию
Задачи:
научить находить слово, к которому относится придаточное предложение;
правильно задавать вопрос ;
правильно расставлять знаки препинания;
составлять схемы;
Планируемые результаты урока:
Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Ориентируются в своей системе знаний.
Находят способ представления информации.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Ориентироваться в тексте ;
Строить устное речевое высказывание;
Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;
Определять чувства, мысли, переживания;
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные:
Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Способствовать проявлению познавательной инициативы.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Создать условия для совместного решения учебной задачи.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе. В паре: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.
Регулятивные:
Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать тему, цель на уроке;
Проговаривать предполагаемые действия на уроке;
Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Метапредметные: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
I. Мотивация к учебной деятельности.
На уроке мы будем работать с текстом. Это отрывок из рассказа Тамары Тэсс.
Будем выполнять задания, которые предстоит вам выполнить на итоговой аттестации и конечно работать по теме урока.
А чему он будет посвящён, вы сами определите в ходе работы.
За каждый полный ответ или самостоятельно выполненное задание оцените себя 1 баллом на полях рабочих листов, на которых вам предстоит сегодня поработать.
Я предлагаю прочитать выразительно текст.
- Кто прочитает этот небольшой отрывок?
2. Выразительное чтение текста
Голубая ель.
Мне ра(с,сс)казали недавно историю о елке (1) которая была посаже..а в московском дворе.
Жильц… (2) въехавшие в новый дом (3) посадили голубую (4) серебристую ель.
И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель (5) (не)веря своим глазам. Смотрели с болью (6) содроганием (7) и гневом…На следующий день жильцы пр...крепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Тот человек, который убил дерево, проходит(8) может быть (9) мимо него каждый день. И мертвая ель (10) как молчаливый укор совести (11) напоминает ему о содеянном поступке.
(Спасибо, темп и интонация соответствует тексту, 1 балл за выр. чтение
3. Анализ текста
- Мне кажется, автор поднимает в тексте очень важную сегодня проблему.
- Какую…? (безжалостное отношение к природе). Спасибо.1балл за ответ
- Как вы бы определили стиль данного текста и тип речи?
Верно. За правильный ответ по баллу
- О чем повествуется в тексте? (За полный ответ балл)
- Кто зачитает описание изуродованного дерева. (Предложение 6)
За интонацию при чтении 1 балл
- Текст назван « Голубая ель».
-А какое название вы бы придумали для данного текста?
Замечательно, оцените себя баллом на полях
-Я бы остановилась на теме: «Молчаливый укор совести», т.к. это название отображает основную мысль.
- Значение слова «укор» прочитаем в словаре. Это упрёк. Спасибо за работу
- Выясним лексическое значение слова в словаре гнев – чувство сильного возмущения.
-Запомним значение слова. Ребята, работаем активнее. Поднимаем руку. Отвечаем полным ответом.
- Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним слову «негодяй»(подлец).
( Хорошо, 1 балл)
-Чему учит данный текст?
(…бережно относится к природе, не совершать безнравственных поступков…)
Спасибо за полный ответ
-В тексте пропущены орфограммы и пунктуационные знаки.
-Объясним пропущенные орфограммы - Выполним задание ОГЭ №5
4.Орфографический анализ. Задание №5
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)посажена – в кратком страдательном причастии, образованном от глагола сов. вида, пишется две буквы Н
2)Жильцы - в окончании слова после Ц пишется буква ы
3)прискакать — правописание приставки определяется её значением —приближение.
4)беспомощно — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
5)не веря – частица с глаголом пишется раздельно
Проверим!
Самопроверка: 234 Оцените себя, кто справился с заданием. Вы молодцы!
5. Работа над ошибками
Те, кто не допустил ошибки, объясните ребятам №1,5
Замечательно! Поставьте баллы
6.Выполним пунктуационный анализ
Задание на экране!
Мне ра(с,сс)казали недавно историю о елке (1) которая была посаже..а в московском дворе.
Жильц… (2) въехавшие в новый дом (3) посадили голубую (4) серебристую ель.
И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель (5) (не)веря своим глазам. Смотрели с болью (6) содроганием (7) и гневом…На следующий день жильцы пр...крепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Тот человек, который убил дерево, проходит(8) может быть (9) мимо него каждый день. И мертвая ель (10) как молчаливый укор совести (11) напоминает ему о содеянном поступке.
7.Взаимопроверка: 1 2 3 5 6 8 9 10 11
Кто справился с заданием, оцените себя и расскажите о постановке знаков препинания в предложениях.
Мне рассказали недавно историю о елке (,) которая была посажена в московском дворе. (СПП)
Жильцы(, ) въехавшие в новый дом(, )посадили голубую ( ) серебристую ель.
И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель(, )не веря своим глазам. Смотрели с болью(, )содроганием ( ) и гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Тот человек, который убил дерево, проходит(,) может быть(,) мимо него каждый день. И мертвая ель (,) как молчаливый укор совести(,) напоминает ему о содеянном поступке.
1 предложение СПП
II. Актуализация знаний обучающихся.
- Давайте вспомним, какие предложения называются CПП, и что вы о них знаете?
- Кто даст определение СПП?
СПП – это такое предложение, части которого связаны друг с другом подчинительными союзами и союзными словами.
У вас прекрасные знания, заработали балл
- Кто назовёт правильный ответ?
1. СПП состоят:
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
2. Придаточное может стоять:
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
Ответ верный. Замечательно.Оцените
III. Постановка учебной задачи.
СПП
Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы:
Определительные, обстоятельственные, изъяснительные
- Сегодня речь пойдет речь о придаточных, которые отвечают на вопрос какой? и относятся к имени существительному
-Итак, кто может сформулировать тему урока?
Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».
Мне приятно с вами работать. Не забываем оценивать.
2) Формулирование цели урока и составление плана.
Какова цель нашего урока?
-Познакомиться с СПП с придаточными определительными.
Я надеюсь на плодотворную работу!
- Как вы думаете, чему должны научиться на уроке?
-Закончим предложения
научиться находить слово, к которому относится придаточное предложение;
правильно задавать вопрос ;
правильно расставлять знаки препинания;
составлять схемы;
правильно употреблять в речи.
Запомнили?
IV. Открытие нового знания
-Предлагаю посмотреть видео презентацию, а затем составить кластер, используя вопросы и материалы параграфа 22. Работать будете в группах.
На листах найдите кластер, вам в помощь вопросы, прочитайте их, откройте учебники на стр.72-73 параграф 22
Итак, внимание на экран
Просмотр видео презентации
Работать будете в группах. Разверните стулья, чтобы вам было удобно. На выполнение 5 минут. Распределите задания в группе. Заполнить 1 схему.
Составление кластера, используя вопросы и материалы параграфа 22
- На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
- От каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?
- Какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное определительное?
- Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?
-Может ли употребляться указательное слово?
3.Проверка задания в группах .Поменяйтесь схемами. Оцените несколькими баллами задание. Верните кластеры. Поставьте каждый себе баллы.
4.Закрепление изученного
-В тексте «Голубая ель» есть СПП с придаточными определительными?
-Зачитаем их
Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в одном московском дворе.
Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день.
Работаем в парах
- Докажите, что это СПП с придаточными определительными, используя кластер, начертите схемы предложений.
5.Самостоятельная работа
Одна и та же мысль может быть выражена различными синонимичными конструкциями. СПП с придаточными определительными употребляется как в разговорной, так и в книжной речи. Их можно заменить на простые предложения с причастным оборотом.
Задание : заменить обособленные определения придаточными определительными и наоборот. Думаю, вам несложно будет выполнить это задание. Это один из приёмов сжатия, который нам пригодится при написании сжатого изложения.
1 вариант
Жильцы, /въехавшие в новый дом/, посадили голубую серебристую ель.
/Жильцы, (которые въехали в новый дом), посадили голубую серебристую елку/.
2 вариант
Мне рассказали недавно историю о елке, /посаженной в одном московском дворе/.
Человек, /убивший дерево/, проходит, быть может, мимо него каждый день.
Вывод: СПП с придаточными определительными могут иметь предложения-синонимы.
А. С. Пушкин говорил: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет,- заменяя краткость причастия вялым оборотом».
Наш урок подходит к концу. Подведём итоги.
Вспомним , что мы узнали о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. Перед вами утверждения. Установите, верны или неверны эти утверждения?
№ п/п | Утверждение. | Верно/неверно |
1 | Придаточное определительное отвечает на вопросы: какой? чей? | + |
2 | Вопрос задаётся от придаточной части к главной. | - |
3 | Между главной и придаточной частью сложноподчинённого предложения с придаточным определительным запятая не ставится. | - |
4 | В главной части сложноподчинённого предложения могут быть указательные слова. | + |
5 | Соединяется с главным союзными словами: какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда | + |
6 | Можно поменять местами главное и придаточное в сложноподчиненных предложениях с придаточным определительным | - |
Ребята, СПП с придаточными определительными есть в задании № 19 ЕГЭ.
Так что мы с вами сделали ещё один шаг к этому непростому экзамену
Рефлексия.
В начале урока мы сформулировали цель урока и составили план:
-Выполнили его?
Посчитайте количество набранных баллов. Поставьте отметку за работу на уроке, используя шкалу оценивания на рабочих листах
Сегодня мы работали с текстом
- Какой нравственный урок извлекли из него?
(…бережно относится к природе, не совершать безнравственных поступков…)
Домашнее задание
упр. 107
С2. Сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл предложении текста Т. Тэсс: «Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном поступке?»
Спасибо за урок.
10