СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уурок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.»

Тема: СПП с придаточными определительными

Цели урока:

образовательные:

- познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным;

- закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;

развивающие:

- развить коммуникативную компетентность (письменная и устная речь),орфографические и пунктуационные навыки.

воспитательные:

- поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка ;

- воспитывать ответственность за свои поступки; активную жизненную позицию

Задачи:

  • научить находить слово, к которому относится придаточное предложение;

  • правильно задавать вопрос ;

  • правильно расставлять знаки препинания;

  • составлять схемы;

Планируемые результаты урока:

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.

  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Ориентируются в своей системе знаний.

  • Находят способ представления информации.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: 

  • Ориентироваться в тексте ;

  • Строить устное речевое высказывание;

  • Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;

  • Определять чувства, мысли, переживания;

  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: 

  • Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

  • Способствовать проявлению познавательной инициативы.

Коммуникативные: 

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.

  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе. В паре: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.

Регулятивные:

  • Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать тему, цель на уроке;

  • Проговаривать предполагаемые действия на уроке;

  • Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  •  Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Метапредметные: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.









I. Мотивация к учебной деятельности.

На уроке мы будем работать с текстом. Это отрывок из рассказа Тамары Тэсс.

Будем выполнять задания, которые предстоит вам выполнить на итоговой аттестации и конечно работать по теме урока.

А чему он будет посвящён, вы сами определите в ходе работы.

За каждый полный ответ или самостоятельно выполненное задание оцените себя 1 баллом на полях рабочих листов, на которых вам предстоит сегодня поработать.

Я предлагаю прочитать выразительно текст.

- Кто прочитает этот небольшой отрывок?

2. Выразительное чтение текста

Голубая ель.

Мне ра(с,сс)казали недавно историю о елке (1) которая была посаже..а в московском дворе.

Жильц… (2) въехавшие в новый дом (3) посадили голубую (4) серебристую ель.

И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель (5) (не)веря своим глазам. Смотрели с болью (6) содроганием (7) и гневом…На следующий день жильцы пр...крепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Тот человек, который убил дерево, проходит(8) может быть (9) мимо него каждый день. И мертвая ель (10) как молчаливый укор совести (11) напоминает ему о содеянном поступке.

(Спасибо, темп и интонация соответствует тексту, 1 балл за выр. чтение

3. Анализ текста

- Мне кажется, автор поднимает в тексте очень важную сегодня проблему.

- Какую…? (безжалостное отношение к природе). Спасибо.1балл за ответ

- Как вы бы определили стиль данного текста и тип речи?

Верно. За правильный ответ по баллу

- О чем повествуется в тексте? (За полный ответ балл)

- Кто зачитает описание изуродованного дерева. (Предложение 6)

За интонацию при чтении 1 балл

- Текст назван « Голубая ель».

-А какое название вы бы придумали для данного текста?

Замечательно, оцените себя баллом на полях

-Я бы остановилась на теме: «Молчаливый укор совести», т.к. это название отображает основную мысль.

- Значение слова «укор» прочитаем в словаре. Это упрёк. Спасибо за работу

- Выясним лексическое значение слова в словаре гнев – чувство сильного возмущения.

-Запомним значение слова. Ребята, работаем активнее. Поднимаем руку. Отвечаем полным ответом.

- Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним слову «негодяй»(подлец).

( Хорошо, 1 балл)

-Чему учит данный текст?

(…бережно относится к природе, не совершать безнравственных поступков…)

Спасибо за полный ответ

-В тексте пропущены орфограммы и пунктуационные знаки.

-Объясним пропущенные орфограммы - Выполним задание ОГЭ №5

4.Орфографический анализ. Задание №5

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)посажена – в кратком страдательном причастии, образованном от глагола сов. вида, пишется две буквы Н

2)Жильцы - в окончании слова после Ц пишется буква ы

3)прискакать — правописание приставки определяется её значением —приближение.

4)беспомощно — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С

5)не веря – частица с глаголом пишется раздельно

Проверим!

Самопроверка: 234 Оцените себя, кто справился с заданием. Вы молодцы!

5. Работа над ошибками

Те, кто не допустил ошибки, объясните ребятам №1,5

Замечательно! Поставьте баллы

6.Выполним пунктуационный анализ

Задание на экране!

Мне ра(с,сс)казали недавно историю о елке (1) которая была посаже..а в московском дворе.

Жильц… (2) въехавшие в новый дом (3) посадили голубую (4) серебристую ель.

И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель (5) (не)веря своим глазам. Смотрели с болью (6) содроганием (7) и гневом…На следующий день жильцы пр...крепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Тот человек, который убил дерево, проходит(8) может быть (9) мимо него каждый день. И мертвая ель (10) как молчаливый укор совести (11) напоминает ему о содеянном поступке.

7.Взаимопроверка: 1 2 3 5 6 8 9 10 11

Кто справился с заданием, оцените себя и расскажите о постановке знаков препинания в предложениях.

Мне рассказали недавно историю о елке (,) которая была посажена в московском дворе. (СПП)

Жильцы(, ) въехавшие в новый дом(, )посадили голубую ( ) серебристую ель.

И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель(, )не веря своим глазам. Смотрели с болью(, )содроганием ( ) и гневом…

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Тот человек, который убил дерево, проходит(,) может быть(,) мимо него каждый день. И мертвая ель (,) как молчаливый укор совести(,) напоминает ему о содеянном поступке.

1 предложение СПП

II. Актуализация знаний обучающихся.

- Давайте вспомним, какие предложения называются CПП, и что вы о них знаете?

- Кто даст определение СПП?

СПП – это такое предложение, части которого связаны друг с другом подчинительными союзами и союзными словами.

У вас прекрасные знания, заработали балл

- Кто назовёт правильный ответ?

1. СПП состоят:

а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.

2. Придаточное может стоять:

а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.

Ответ верный. Замечательно.Оцените

III. Постановка учебной задачи.

СПП

Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы:






Определительные, обстоятельственные, изъяснительные

- Сегодня речь пойдет речь о придаточных, которые отвечают на вопрос какой? и относятся к имени существительному

-Итак, кто может сформулировать тему урока?

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Мне приятно с вами работать. Не забываем оценивать.

2) Формулирование цели урока и составление плана.

Какова цель нашего урока?

-Познакомиться с СПП с придаточными определительными.

Я надеюсь на плодотворную работу!

- Как вы думаете, чему должны научиться на уроке?

-Закончим предложения

  • научиться находить слово, к которому относится придаточное предложение;

  • правильно задавать вопрос ;

  • правильно расставлять знаки препинания;

  • составлять схемы;

  • правильно употреблять в речи.

Запомнили?

IV. Открытие нового знания

-Предлагаю посмотреть видео презентацию, а затем составить кластер, используя вопросы и материалы параграфа 22. Работать будете в группах.

На листах найдите кластер, вам в помощь вопросы, прочитайте их, откройте учебники на стр.72-73 параграф 22

Итак, внимание на экран

  1. Просмотр видео презентации

Работать будете в группах. Разверните стулья, чтобы вам было удобно. На выполнение 5 минут. Распределите задания в группе. Заполнить 1 схему.

  1. Составление кластера, используя вопросы и материалы параграфа 22

- На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

- От каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?

- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?

- Какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное определительное?

- Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

-Может ли употребляться указательное слово?

3.Проверка задания в группах .Поменяйтесь схемами. Оцените несколькими баллами задание. Верните кластеры. Поставьте каждый себе баллы.

4.Закрепление изученного

-В тексте «Голубая ель» есть СПП с придаточными определительными?

-Зачитаем их

Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в одном московском дворе.

Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день.

Работаем в парах

- Докажите, что это СПП с придаточными определительными, используя кластер, начертите схемы предложений.

5.Самостоятельная работа

Одна и та же мысль может быть выражена различными синонимичными конструкциями. СПП с придаточными определительными употребляется как в разговорной, так и в книжной речи. Их можно заменить на простые предложения с причастным оборотом.

Задание : заменить обособленные определения придаточными определительными и наоборот. Думаю, вам несложно будет выполнить это задание. Это один из приёмов сжатия, который нам пригодится при написании сжатого изложения.

1 вариант

Жильцы, /въехавшие в новый дом/, посадили голубую серебристую ель.

/Жильцы, (которые въехали в новый дом), посадили голубую серебристую елку/.

2 вариант

Мне рассказали недавно историю о елке, /посаженной в одном московском дворе/.

Человек, /убивший дерево/, проходит, быть может, мимо него каждый день.

Вывод: СПП с придаточными определительными могут иметь предложения-синонимы.

А. С. Пушкин говорил: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет,- заменяя краткость причастия вялым оборотом».

Наш урок подходит к концу. Подведём итоги.

Вспомним , что мы узнали о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. Перед вами утверждения. Установите, верны или неверны эти утверждения?

№ п/п

Утверждение. 

Верно/неверно

1

Придаточное определительное отвечает на вопросы: какой? чей?

+

2

Вопрос задаётся от придаточной части к главной.

-

3

Между главной и придаточной частью сложноподчинённого предложения с придаточным определительным запятая не ставится.

-

4

В главной части сложноподчинённого предложения могут быть указательные слова.

+

5

Соединяется с главным союзными словами:

какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда

+

6

Можно поменять местами главное и придаточное в сложноподчиненных предложениях с придаточным определительным

-

Ребята, СПП с придаточными определительными есть в задании № 19 ЕГЭ.

Так что мы с вами сделали ещё один шаг к этому непростому экзамену

Рефлексия.

В начале урока мы сформулировали цель урока и составили план:

-Выполнили его?

Посчитайте количество набранных баллов. Поставьте отметку за работу на уроке, используя шкалу оценивания на рабочих листах

Сегодня мы работали с текстом

- Какой нравственный урок извлекли из него?

(…бережно относится к природе, не совершать безнравственных поступков…)

Домашнее задание

  1. упр. 107

  2. С2. Сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл предложении текста Т. Тэсс: «Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном поступке?»

Спасибо за урок.



10