СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить СПП с придаточным определительным; познакомить с отличительными особенностями СПП с придаточными определительными; развивать навыки групповой работы, воспитывать интерес к изучению русского языка

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»

Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным

Цель урока:

изучить строение СПП с придаточным определительным,

познакомиться с отличительными признаками СПП с придаточным определительным ,уметь определять придаточные определительные  предложения в составе сложноподчиненного предложения;

развивать языковое чутье;

развивать навыки анализа и синтеза, критического мышления;

развивать навыки групповой работы;

воспитывать интерес к изучению русского языка.



Ход урока

1. Оргмомент


Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложноподчиненные предложения», познакомимся с одним из типов придаточных предложений, закрепим умения и навыки распознавания таких предложений; поработаем над постановкой знаков препинания и составлением схемы, понаблюдаем за употреблением этих предложений в речи, будем учиться уместному употреблению сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи.

Это цель нашего урока, а девизом нашего урока будут служить следующие слова: «Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим.»

Обратите внимание на построение этого высказывания. Скажите, называется ли то дело, которое надо выполнять тщательно, как пред Богом? Какое синтаксическое средство используется для этого? Правильно, придаточное предложение. Какова цель его? Верно, определить слово. С каким типом придаточных предложений мы сегодня познакомимся? Правильно, с теми, которые что-либо или кого-либо определяют, характеризуют. Итак, тема нашего урока? Верно, СПП с придаточными определительными. Постараемся следовать совету Никона Оптинского и тщательно выполнить то дело, которое нам сегодня предстоит.

II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные предложения».


Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже известно о СПП. Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах, умение слушать и слышать друг друга, тщательно выполняя каждое дело. Для этого вам предлагаются следующие задания.

Задание 1 Словарная работа. (проводят ученики)

Задание2. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. Расскажите о классификации сложных предложений.
(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению систематизировать и обобщать материал, самим делать выводы.)

Задание 3. Упражнение «Вакантное место»

(Составить диалог. Работодатель и СПП, которое устраивается на работу)

Задание 4. Нахождение соответствий. (Приложение 1.)

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

1. Простые предложения –

1...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

2...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

3...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

4...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

5...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Задание 5. Цифровой диктант. Различение на слух предложений. В тетрадях сделайте запись: виды сложных предложений.

Простые Бессоюзные ССП СПП

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

  1. Они помогали во дворе, а остальные прибирались в доме

2. Я отправился в путь, когда все уже спали

3. Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала

4. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

5. Я люблю смотреть на море, которое приносит вдохновение

6. Ночь была лунная и холодная.

Проверка: простые – 3,6; бессоюзные – 4 (част.), ССП – 1, СПП – 2,5.

Итак, вы – молодцы, помните все, что связано с темой, мы это повторили и можем с Божией помощью идти дальше. Какое высказывание вам понравилось и запомнилось? Почему?

Давайте сделаем синтаксический разбор 6 предложения. 1 учащийся – у доски. Проверка.

III. Изучение нового материала


Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточные определительные.

Изучение материала учебника


1.Слово учителя

Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др. 

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

  1. Работа учащихся с учебником (стр. 72, 73, 75)

  2. Заполнить таблицу


Вид придаточного.

На какой вопрос отвечает?

К чему прикрепляется в главном?

Средства связи.

Есть ли указательные слова?






















- придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными;

- они относятся к одному слову в главном предложении – существительному; всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!)


Учитель обращает внимание на запись, сделанную на доске. Нужно сравнить эти предложения.




А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

  • глагол усиливает значение действия;

  • причастный оборот подчеркивает признак предмета.

Выводы: при помощи предложений с причастными оборотами и придаточными определительными можно выражать одну и ту же мысль.

? В чем разница между ними? (отличаются или оттенками значения, или сферой употребления)

? Как вы думаете, в каком стиле речи будут преимущественно использоваться предложения с причастным оборотом? (в художественном стиле речи)

? В каких стилях речи возможно употребление СПП с придаточными определительными? (как в книжной, так и в разговорной речи)

Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Уместно вспомнить, что говорил об этом А.С. Пушкин.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Упр.110 (устно)

  2. Упр. 74 письменно

  3. Работа по карточкам

Выписать из предложений СПП с придаточным определительным, выделить грамматическую основу, составить схему.

1.Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.) 2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец). 3 Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору. (М.Ю.Лермонтов)4. Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. (К. Паустовский.)


  1. Замените причастный оборот придаточным определительным:

1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)

2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)

3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)

  1. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом.  

1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.

2. Нужно научиться быть благодарным природе за  красоту, которую  она нам дарит.

3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

4. Но ведь есть на белом свете  далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

V Подведение итогов

Игра «Продолжи предложение»

  1. СПП ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ТАКИХ ВИДА………

  2. СПП С ПРИДАТОЧНЫ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ…..

  3. СПП С ПРИДАТОЧНЫ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ ПРОСТОГО С ………

  4. ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ГЛАВНОМУ……..

  5. ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ПОЯСНЯЕТ В ГЛАВНОМ……..

  6. В КАКОЙ ЧАСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖЕТ НАХОДИТСЯ ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ……

  1. Выставление оценок

VI. Домашнее задание

Изучить параграф. 22

Упр. 109, выписать 3 предложения с придаточными определительными из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», составить схемы предложений.















































Приложение 1

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

1. Простые предложения –

1...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

2...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

3...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

4...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

5...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.



Заполнить таблицу

Вид придаточного.

На какой вопрос отвечает?

К чему прикрепляется в главном?

Средства связи.

Есть ли указательные слова?





























1. Выписать из предложений СПП с придаточным определительным, выделить грамматическую основу, составить схему.

1.Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.) 2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец). 3 Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору. (М.Ю.Лермонтов)4. Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. (К. Паустовский.)


  1. Замените причастный оборот придаточным определительным:

1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)

2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)

3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (коьорые)

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!