СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносочинённые предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "ССП"

Просмотр содержимого документа
«Сложносочинённые предложения»

Сложносочинённые предложения (ССП) с разделительными союзами

Сложносочинённые предложения (ССП) с разделительными союзами

Сложносочинённое предложение  (ССП) Это такое предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией  Например:  Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.

Сложносочинённое предложение (ССП)

  • Это такое предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией

Например:

Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.

Сочинительные союзы соеди- раздели- противи- нительные тельные тельные (И,ДА(=И), (ТО..ТО, (А,НО, НИ..НИ, ИЛИ(ИЛЬ), ДА(=НО), ТОЖЕ, ТО ЛИ..ТО ЛИ, ОДНАКО, ТАКЖЕ) ЛИБО, ЗАТО)  НЕ ТО..НЕ ТО)

Сочинительные союзы

  • соеди- раздели- противи-

нительные тельные тельные

(И,ДА(=И), (ТО..ТО, (А,НО,

НИ..НИ, ИЛИ(ИЛЬ), ДА(=НО),

ТОЖЕ, ТО ЛИ..ТО ЛИ, ОДНАКО,

ТАКЖЕ) ЛИБО, ЗАТО)

НЕ ТО..НЕ ТО)

Вспомним!!! Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга запятыми. Например:  Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.

Вспомним!!!

  • Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга запятыми.

Например:

Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.

Найдите ССП с разделительным союзом: Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (А.С.Пушкин) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (А.Куприн) Эта гроза даром не пройдёт. Либо убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит (А.Островский)

Найдите ССП с разделительным союзом:

  • Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (А.С.Пушкин)
  • Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (А.Куприн)
  • Эта гроза даром не пройдёт. Либо убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит (А.Островский)
Разделительные союзы:  ИЛИ ( ИЛЬ) , ЛИБО,  ТО-ТО, НЕ ТО…НЕ ТО,  ТО ЛИ…ТО ЛИ и др.

Разделительные союзы:

ИЛИ ( ИЛЬ) , ЛИБО,

ТО-ТО, НЕ ТО…НЕ ТО,

ТО ЛИ…ТО ЛИ и др.

??? То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть (А.П.Чехов) Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда (А.П.Чехов) Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (А.П.Чехов)

???

  • То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть (А.П.Чехов)
  • Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда (А.П.Чехов)
  • Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (А.П.Чехов)
В ССП этой группы указывается: на чередование явлений или событий на то, что возможно одно явление или событие из названных (взаимоисключение)

В ССП этой группы указывается:

  • на чередование явлений или событий
  • на то, что возможно одно явление или событие из названных (взаимоисключение)
Определите, на что указывается в предложениях: То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь (Л.Н.Толстой) То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно (М.Ю.Лермонтов)

Определите, на что указывается в предложениях:

  • То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь (Л.Н.Толстой)
  • То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно (М.Ю.Лермонтов)
Внимание!!!  ССП нужно отличать от простых осложнённых предложений!!!

Внимание!!!

ССП нужно отличать от простых осложнённых предложений!!!

Внимание!  Определите, какое из предложений простое : Залает пёс домовой, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит (Н.Языков) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит (Н.Некрасов) В темноте были видны очертания не то человека, не то животного.

Внимание! Определите, какое из предложений простое :

  • Залает пёс домовой, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит (Н.Языков)
  • То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит (Н.Некрасов)
  • В темноте были видны очертания не то человека, не то животного.
Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз  (знаки препинания не проставлены): Солнце сияло море же было неспокойно. То мальчики начинали шуметь то девочки хныкали. Он или забавлял нас рассказами или играл с нами но мы были ко всему равнодушны. Внезапно старичок заговорил звук его голоса также удивил меня.

Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз

(знаки препинания не проставлены):

  • Солнце сияло море же было неспокойно.
  • То мальчики начинали шуметь то девочки хныкали.
  • Он или забавлял нас рассказами или играл с нами но мы были ко всему равнодушны.
  • Внезапно старичок заговорил звук его голоса также удивил меня.
Закрепление материала Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она (А.С.Пушкин) В скользящей зыби пруда плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях (А.Н.Толстой)

Закрепление материала

  • Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она (А.С.Пушкин)
  • В скользящей зыби пруда плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях (А.Н.Толстой)
Домашнее задание    Подобрать примеры ССП с разделительными союзами из произведений художественной литературы.

Домашнее задание

Подобрать примеры ССП с разделительными союзами из произведений художественной литературы.

Итоги урока   Назовите разделительные союзы На что указывается в ССП с разделительными союзами

Итоги урока

  • Назовите разделительные союзы
  • На что указывается в ССП с разделительными союзами
Рефлексия  На листочках(они лежат у вас на партах) написаны начала предложений. Продолжите их, пожалуйста. Важно, чтобы вы отметили, что вы чувствуете сейчас, в данный момент, а также оценили данный урок.  Образец: На уроке я работал……. Урок для меня показался….. Мое настроение сейчас….. Сегодня я узнал….. Я понял, что….. Я почувствовал, что….. Я научился…. Я попробую…. Меня удивило….. Было трудно….. Было интересно…..

Рефлексия

На листочках(они лежат у вас на партах) написаны начала предложений. Продолжите их, пожалуйста. Важно, чтобы вы отметили, что вы чувствуете сейчас, в данный момент, а также оценили данный урок.

Образец:

  • На уроке я работал…….
  • Урок для меня показался…..
  • Мое настроение сейчас…..
  • Сегодня я узнал…..
  • Я понял, что…..
  • Я почувствовал, что…..
  • Я научился….
  • Я попробую….
  • Меня удивило…..
  • Было трудно…..
  • Было интересно…..
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!