Просмотр содержимого документа
«Сложносочинённые предложения»
Сложносочинённые предложения (ССП) с разделительными союзами
Сложносочинённое предложение (ССП)
- Это такое предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией
Например:
Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.
Сочинительные союзы
нительные тельные тельные
(И,ДА(=И), (ТО..ТО, (А,НО,
НИ..НИ, ИЛИ(ИЛЬ), ДА(=НО),
ТОЖЕ, ТО ЛИ..ТО ЛИ, ОДНАКО,
ТАКЖЕ) ЛИБО, ЗАТО)
НЕ ТО..НЕ ТО)
Вспомним!!!
- Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга запятыми.
Например:
Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
Найдите ССП с разделительным союзом:
- Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (А.С.Пушкин)
- Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (А.Куприн)
- Эта гроза даром не пройдёт. Либо убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит (А.Островский)
Разделительные союзы:
ИЛИ ( ИЛЬ) , ЛИБО,
ТО-ТО, НЕ ТО…НЕ ТО,
ТО ЛИ…ТО ЛИ и др.
???
- То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть (А.П.Чехов)
- Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда (А.П.Чехов)
- Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (А.П.Чехов)
В ССП этой группы указывается:
- на чередование явлений или событий
- на то, что возможно одно явление или событие из названных (взаимоисключение)
Определите, на что указывается в предложениях:
- То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь (Л.Н.Толстой)
- То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно (М.Ю.Лермонтов)
Внимание!!!
ССП нужно отличать от простых осложнённых предложений!!!
Внимание! Определите, какое из предложений простое :
- Залает пёс домовой, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит (Н.Языков)
- То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит (Н.Некрасов)
- В темноте были видны очертания не то человека, не то животного.
Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз
(знаки препинания не проставлены):
- Солнце сияло море же было неспокойно.
- То мальчики начинали шуметь то девочки хныкали.
- Он или забавлял нас рассказами или играл с нами но мы были ко всему равнодушны.
- Внезапно старичок заговорил звук его голоса также удивил меня.
Закрепление материала
- Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она (А.С.Пушкин)
- В скользящей зыби пруда плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях (А.Н.Толстой)
Домашнее задание
Подобрать примеры ССП с разделительными союзами из произведений художественной литературы.
Итоги урока
- Назовите разделительные союзы
- На что указывается в ССП с разделительными союзами
Рефлексия
На листочках(они лежат у вас на партах) написаны начала предложений. Продолжите их, пожалуйста. Важно, чтобы вы отметили, что вы чувствуете сейчас, в данный момент, а также оценили данный урок.
Образец:
- На уроке я работал…….
- Урок для меня показался…..
- Мое настроение сейчас…..
- Сегодня я узнал…..
- Я понял, что…..
- Я почувствовал, что…..
- Я научился….
- Я попробую….
- Меня удивило…..
- Было трудно…..
- Было интересно…..
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ