СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносочинённые предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложносочинённые предложения»


Урок № _____

ССП с соединительными союзами, их строение, значение, знаки препинания в них.

Цели:


  1. совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

  2. продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема;

  3. способствовать развитию культуры речи учащихся, воспитанию чувства художественного вкуса, уважения и любви к родной природе.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают основные понятия темы; определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; расставляют знаки препинания между частями сложносочиненного предложения; преобразовывают информацию в виде схемы; объективно оценивают собственную деятельность, проводят взаимооценку

Оборудование:

презентация, раздаточный материал, оценочный лист, листы А-3, фломастеры, цветные стикеры.

Тип урока:

обобщение по теме (с использованием технологии критического мышления)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Тренинг «Приветик»

Каждый из группы должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом, закончив фразой: «Это мой тебе приветик».

  1. Совместное целеполагание

  1. Вступительное слово учителя (прослушивание композиции) (5 мин)

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Стою один среди равнины голой, А журавлей уносит вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.

С. Есенин.

- О чем говорится в стихотворении? (Тема: осень) Не каждому человеку дано оценить ту красоту, которая нас окружает. Но для поэта, художника природа - источник радости и вдохновения.

  1. Целеполагание.

- предложения с какой связью мы встречаем в тексте? (сочин.) Обратите внимание на первое предложение, к какой группе сочинительных союзов относится наш союз?

сформулируйте цель и задачи нашего урока.

  1. Знакомство с листом оценивания.

- У вас есть возможность показать свои знания, а также умение работать в коллективе. На уроке мы будем использовать критериальное оценивание. Начнем свою деятельность с работы с листами оценивания. В нём прописаны задания, которые мы с вами будем выполнять. Вы на протяжении всего урока будете оценивать свою работу баллами, затем мы выведем общую оценку. Помогать нам в определении баллов будут критерии, разработанные для каждого задания.

Прослушивают стихотворение, определяют ССП.

Запись темы урока. Постановка целей урока самими учащимися.

1. Виды сложного предложения.

2. Признаки сложносочиненного предложения.

3. Средства связи. Смысловые отношения между частями ССП

4. Знаки препинания в ССП.


  1. Оперативно-деятельный этап

  1. Словарная работа. (2 мин)

п..рламент

коло(с,сс)альный

р..цензия

к..л..рит

р..жи(с,сс)ёр

мир..в..ззрение

оп..ратор

мир..п..нимание

гума(н,нн)ый

иниц..атива

р..скошный

те(н,нн)ис

пр..блема

г..ган..ский

компре(с,сс)ия

бл..стать


Провести самопроверку

Критерии:

Все правильно – 6 баллов.
1 ошибка - 5 б.
2 ошибки - 4 б.
3 ошибки – 3 б.
4 ошибки – 2 б.
5 ошибок – 1 б.
6 ошибок - 0 б.

  1. Корзина понятий.

  1. Индивидуальная работа.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 2 минуты).

  1. Групповая работа.

Обменяйтесь информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа, время на обсуждение не более 3 минут).

  1. Презентация проекта (13 мин)

1,3 группа Сложносочиненное предложение (все о ССП: теория, союзы, примеры)

2,4, группа Знаки препинания в ССП (запятая в сложносочиненном предложении, точка с запятой в сложносочиненном предложении, тире в сложносочиненном предложении)

Далее работают в группах сменного состава (по цветам стикеров)

Критерии защиты проекта:

1. Знание теоретического материала -2 б.

2. Умение четко и логично излагать материал -2 б.

3. Умение правильно приводить примеры – 2 б.


  1. Цифровой диктант (5 мин)

Верно ли утверждение, что:

1. Предложение – это синтаксическая единица? (верно)1

2. В сложносочиненном предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и интонацией? (неверно сочинит союзами)0

3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:

1) если части ССП имеют общий второстепенный член;

2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;

3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями (верно)1

4. К противительным союзам относятся НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО(верно)1

5. Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами, подчинительными союзами? (неверно)0

6. К разделительным союзам относятся ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИ…ТО ЛИ (верно)1

7. В ССП простые предложения неравноправны? (неверно равноправны) 0

8. Между частями сложносочиненного предложения с соединительными союзами

не ставится запятая (неверно, ставится) 0

9. К соединительным союзам относятся И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НО, А (неверно; НО, А - противительные) 0

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем проверьте свои ответы. Каждый поставьте друг другу баллы (взаимооценка).

Критерии:

1 нет ошибок -6б

1 ошибка – 5б

2 ошибки -4 б

3 ошибки- 3 б

4 ошибки-2 б

5 ошибок-1 б

6 ошибок-0 б

После выполнения задания должен получиться следующий ответ:

«101 101 000».




  1. Самостоятельная работа по группам (3 мин)

На столах для каждой группы предложения.

Задание.

Найти ССП, выделить грамматическую основу, объяснить значения союзов

1, 3 группа

1. Скромно вошла осень в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг оделось в золотой наряд.

2. Тихо падали листья, и они шептались о чем – то своем.

3. Луна сияла, сентябрьская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему лесу.

2, 4 группа

1. В небе засияла голубая просинь, а это означает, что наступила осень.

2. Осенью то заморосит мелкий дождик, то выглянет ясное солнышко, то подует резкий ветер.

3. Зверюшки натаскали себе корм в норки, зато они хорошо будут жить зимой.

Проверка. Критерии

1. Все выполнено верно -6 б

2. Допущены ошибки - 3 б

3. Все выполнено неправильно -0 б

  1. Контрольно-обобщающий этап

Тестирование по теме Сложносочиненное предложение. (3 мин.)

1.Определите сложное предложение.

А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.

В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

С) Ему понятно всё: и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.

D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.

Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени.

2. Определите сложносочинённое предложение.

А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.

В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.

С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.

D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.

3. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.

А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.

В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.

D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.

Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

4. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.

В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.

С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.

Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

5.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.

В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.

D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

Е) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.


Выполняют индивидуально тест по теме «Сложносочиненное предложение»

Критерии оценки теста

5 вопросов верно- «5»

4 вопроса верно - «4»

3 вопроса верно – «3»

Ключ к тесту

  1. D

  2. С

  3. Е

  4. А

  5. А


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия урока (1 мин)

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

интересен / скучен

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

полезен / бесполезен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным


  1. Работа с оценочными листами. Выставление оценки. (3 мин)

Работа с листами оценивания. Подсчитывают количество баллов и выставляют оценки.










  1. Домашнее задание

Кластер

Упражнения № 63, 64 на выбор