СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносокращенные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему сложносокращенные прилагательные

Просмотр содержимого документа
«Сложносокращенные»

Восьмое декабря. Классная работа.   Сложносокращённые слова Автор презентации: Атабаева Аида

Восьмое декабря.

Классная работа.

Сложносокращённые слова

Автор презентации: Атабаева Аида

Орфографическая разминка Пр..усадебный, пр..крикнуть, бе..сильный, пр..землился, …десь, бе..звучный, …гладить, ра..грузить, пр..мудрый, пр..двинуть, ра..сортировать, земл..тр..сение.

Орфографическая разминка

Пр..усадебный, пр..крикнуть, бе..сильный, пр..землился, …десь,

бе..звучный, …гладить, ра..грузить,

пр..мудрый, пр..двинуть, ра..сортировать, земл..тр..сение.

Закончи фразу… (устно) Сложными называются слова… Они образуются в результате … При образовании сложных слов чаще используются …

Закончи фразу… (устно)

Сложными называются слова…

Они образуются в результате …

При образовании сложных слов чаще используются …

2. Работа с текстами.  (текст на бумажных листах) Найти в тексте и выписать в тетрадь все сложные слова 1. Время выполнения – 3 минуты; 2. Оценить себя – по 0,5 балла за каждое найденное слово.

2. Работа с текстами. (текст на бумажных листах)

Найти в тексте и выписать в тетрадь все сложные слова

1. Время выполнения – 3 минуты;

2. Оценить себя – по 0,5 балла за каждое найденное слово.

 3 . Образуйте сложные существительные,  обозначьте в них корни и  подчеркните соединительные гласные о и е . :   1 основа (корень) 2 основа (корень) море кость Сложное слово ходить править труба     чистить сталь варить   сам воздух   сваливать плавать   кофе   молоть полк водить     Время выполнения – 3 минуты; Оценить себя – по 0,5 балла за слово.

3 . Образуйте сложные существительные, обозначьте в них корни и подчеркните соединительные гласные о и е . :

1 основа (корень)

2 основа (корень)

море

кость

Сложное слово

ходить

править

труба

 

 

чистить

сталь

варить

 

сам

воздух

 

сваливать

плавать

 

кофе

 

молоть

полк

водить

 

 

  • Время выполнения – 3 минуты;
  • Оценить себя – по 0,5 балла за слово.
Проверь себя!   1 основа (корень) 2 основа (корень) море Сложное слово ходить кость   мореход править труба   костоправ чистить сталь сам варить   трубочист   сталевар сваливать воздух   самосвал плавать кофе   воздухоплаватель молоть полк   кофемолка водить   полководец

Проверь себя!

1 основа (корень)

2 основа (корень)

море

Сложное слово

ходить

кость

  мореход

править

труба

  костоправ

чистить

сталь

сам

варить

  трубочист

  сталевар

сваливать

воздух

  самосвал

плавать

кофе

  воздухоплаватель

молоть

полк

  кофемолка

водить

  полководец

Сравните.  Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? ? ? Светомузыка Землекоп Бензобак Овощехранилище Снегопад  Завхоз Медсестра Вуз Спорттовары Завуч

Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго?

?

?

  • Светомузыка
  • Землекоп
  • Бензобак
  • Овощехранилище
  • Снегопад
  • Завхоз
  • Медсестра
  • Вуз
  • Спорттовары
  • Завуч
Сравните.  Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? Сложные слова: Сложносокращённые: Светомузыка Землекоп Бензобак Овощехранилище Снегопад  Завхоз Медсестра Вуз Спорттовары Завуч

Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго?

Сложные слова:

Сложносокращённые:

  • Светомузыка
  • Землекоп
  • Бензобак
  • Овощехранилище
  • Снегопад
  • Завхоз
  • Медсестра
  • Вуз
  • Спорттовары
  • Завуч
Объясните, почему сложносокращённые слова получили такое название? Эти слова одновременно являются и сложными(т.к. состоят из нескольких основ), и сокращёнными (т.к. эти основы использованы в усечённом виде)

Объясните, почему сложносокращённые слова получили такое название?

Эти слова одновременно являются и сложными(т.к. состоят из нескольких основ), и сокращёнными (т.к. эти основы использованы в усечённом виде)

Определение Сложносокращённые слова (или аббревиатуры) – это слова, образованные путём сложения сокращённых основ.

Определение

  • Сложносокращённые слова (или аббревиатуры) – это слова, образованные путём сложения сокращённых основ.
Знаете ли вы, что… … сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались. В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”( местный комитет), “ Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”, “ “ ВЦИК” и т. п.

Знаете ли вы, что…

… сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались.

В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”( местный комитет),

“ Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”,

“ “ ВЦИК” и т. п.

Какова причина появления в русском языке таких слов? (Экономия времени и места)

Какова причина появления в русском языке таких слов?

(Экономия времени и места)

Какие вы знаете способы сокращения слов? 1. Часть слова + целое слово  драмкружок 2. Часть слова + часть слова  завхоз 3. Аббревиатура  ЕГЭ

Какие вы знаете способы сокращения слов?

  • 1. Часть слова + целое слово

драмкружок

  • 2. Часть слова + часть слова

завхоз

  • 3. Аббревиатура

ЕГЭ

  6. Прочитайте данные слова.  Распределите их на три группы по способу сокращения слов.    Замдиректора, универмаг, канцтовары, МГУ, химчистка, Сбербанк, ЖКХ, военкомат, ПТУ , совхоз , ГИА, юнкор. Время выполнения – 5 минут; Оценить себя – по 2 балла за группу.

6. Прочитайте данные слова. Распределите их на три группы по способу сокращения слов.

  • Замдиректора, универмаг, канцтовары, МГУ, химчистка, Сбербанк, ЖКХ, военкомат, ПТУ , совхоз , ГИА, юнкор.
  • Время выполнения – 5 минут;
  • Оценить себя – по 2 балла за группу.
Проверь себя! Часть слова + слово Часть сл. + часть сл. замдиректора Аббревиатура универмаг канцтовары военкомат МГУ химчистка ЖКХ совхоз сбербанк юнкор ПТУ ГИА

Проверь себя!

Часть слова + слово

Часть сл. + часть сл.

замдиректора

Аббревиатура

универмаг

канцтовары

военкомат

МГУ

химчистка

ЖКХ

совхоз

сбербанк

юнкор

ПТУ

ГИА

Интересно !!! Самая длинная аббревиатура состоит из 55 букв: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТУПРАСИАСССР и обозначает: научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.

Интересно !!!

  • Самая длинная аббревиатура состоит из 55 букв: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТУПРАСИАСССР и обозначает: научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.
Как определить род сложносокращённых слов?

Как определить род сложносокращённых слов?

Определите род сложносокращённых слов РФ – Российская Федерация;  ОРТ – Общественное российское телевидение;  МГУ –Московский государственный университет;  ООН – Организация объединенных наций;  НИИ – Научно-исследовательский институт;  МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;  ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Определите род сложносокращённых слов

  • РФ – Российская Федерация;
  • ОРТ – Общественное российское телевидение;
  • МГУ –Московский государственный университет;
  • ООН – Организация объединенных наций;
  • НИИ – Научно-исследовательский институт;
  • МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;
  • ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
4. Расшифруйте, определите главное слово, определите род РФ - ОРТ -  МГУ - ООН - НИИ - МЧС - Время выполнения – 3 минуты; Оценить себя – по 0,5 баллу за слово

4. Расшифруйте, определите главное слово, определите род

РФ -

ОРТ -

МГУ -

ООН -

НИИ -

МЧС -

  • Время выполнения – 3 минуты;
  • Оценить себя – по 0,5 баллу за слово
 5. Допишите глаголы, согласуя их со сложносокращенными словами   1. ТЮЗ показал… новый спектакль для малышей. 2. АЭС начал… вырабатывать энергию. 3. СМИ сообщил.. о победителях конкурса. 4. Вуз предостави…студентам общежитие. 5. ПТУ пригласил… учащихся на День открытых дверей. Время выполнения – 7 минут; Оценить себя – по 1 баллу за предложение.

5. Допишите глаголы, согласуя их со сложносокращенными словами

1. ТЮЗ показал… новый спектакль для малышей.

2. АЭС начал… вырабатывать энергию.

3. СМИ сообщил.. о победителях конкурса.

4. Вуз предостави…студентам общежитие.

5. ПТУ пригласил… учащихся на День открытых дверей.

  • Время выполнения – 7 минут;
  • Оценить себя – по 1 баллу за предложение.
Время выполнения – 2 минуты. Оцените свою работу Посчитайте набранные баллы и запишите сумму Результат: 28 – 29 баллов – отлично ! 20 – 27 баллов – хорошо , 19 – 15 баллов – удовлетворительно , менее 15 баллов – нужно еще раз повторить материал
  • Время выполнения – 2 минуты.

Оцените свою работу

  • Посчитайте набранные
  • баллы и запишите сумму
  • Результат:
  • 28 – 29 баллов – отлично !
  • 20 – 27 баллов – хорошо ,
  • 19 – 15 баллов – удовлетворительно ,
  • менее 15 баллов – нужно еще раз повторить материал
Подведём итог – Что повторили на уроке?  – Что узнали о сложносокращенных словах?  – С каким новым термином познакомились? 

Подведём итог

  • – Что повторили на уроке? 
  • – Что узнали о сложносокращенных словах? 
  • – С каким новым термином познакомились? 
Рефлексия 1.В каких речевых ситуациях могут использоваться сложносокращенные слова? 2.Приходится ли вам в разговорной речи использовать такие слова? Какие именно? 3.Какие задания вам особенно понравились? 4.Какие задания вызвали затруднения? Как вы думаете, что нужно дома повторить перед выполнением домашнего задания?

Рефлексия

1.В каких речевых ситуациях могут использоваться сложносокращенные слова?

2.Приходится ли вам в разговорной речи использовать такие слова? Какие именно?

3.Какие задания вам особенно понравились?

4.Какие задания вызвали затруднения?

  • Как вы думаете, что нужно дома повторить перед выполнением домашнего задания?
ДЗ 1.Теория параграфа № 20. 2.Упражнения 199. 3.Понаблюдайте за окружающим миром. Найдите сложносокращенные слова, встречающиеся в названии магазинов, фирм, организаций и т.д. Составьте с ними небольшой рассказ по теме “Сложносокращенные слова живут рядом”.

ДЗ

1.Теория параграфа № 20.

2.Упражнения 199.

3.Понаблюдайте за окружающим миром. Найдите сложносокращенные слова, встречающиеся в названии магазинов, фирм, организаций и т.д. Составьте с ними небольшой рассказ по теме “Сложносокращенные слова живут рядом”.