Просмотр содержимого документа
«Сложносокращённые слова.»
6а русский язык
Тема: Сложносокращённые слова.
Цели:
Обучающая: на основе сотрудничества формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Лингвистическая загадка.
Может ли водоросль расти на суше?
– Ответ найдите в слове.
Закрепление пройденного материала. Работа с сигнальными картами.
– Сейчас я буду называть слова. Все они сложные. Если я не права – поднимите красную карточку, обоснуйте. Если права – зеленую.
Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, безопасность, благоустройство, автомобиль, направление.
Работа с теоретическим материалом.
– Что такое сложное слово?
– На с. 75 учебника прочитайте определение сложносокращенного слова.
– Чем сложносокращенное слово отличается от сложного?
– Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова.
– Как зовут заведующего?
– Виктор Николаевич.
– А почему же вы его не сократили? Уж сокращать так сокращать. Как его фамилия?
– Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек.
– Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо.
– И правда, дельно получилось.
– Ай да Цыган!
– И в самом деле, надо будет Викниксором величать
– Как определить род сложносокращенных слов?
4. Упражнения 173 – 175.
5. Работа с «раскладушками» (по группам).
Класс делится на группы. Каждая группа по очереди выходит к доске и представляет свои аббревиатуры (в сложенном виде). Задача остальных – разгадать аббревиатуры, составить с ними предложения и записать их в тетрадь. Затем каждый член выступающей группы растягивает свою «раскладушку», определяет главное слово аббревиатуры, род.
6. Слово учителя «Из истории сложносокращенных слов».
7. Итог урока.
– Попробуйте расшифровать следующие сложносокращенные слова:
Ленгорметаллоремпромсоюз
Ленгоршвейтрикотажпромсоюз
Ростглавстанкоинструментснабсбыт
– Скажите, можно ли безоговорочно утверждать, что сложносокращенные слова портят нам язык? Обоснуйте свой ответ.
Домашнее задание: Стр. 121 упр.219