СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложные слова (конспект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - знакомство с темой "Сложные слова". Урок разработан по УМК "Школа России". В конспекте есть и задания для детей с ОВЗ (варианты 5.2 и 7.2)

Просмотр содержимого документа
«Сложные слова (конспект)»

Урок русского языка

(УМК «Школа России» 3 класс)


Тема урока: «Сложные слова».


Тип урока: изучение нового материала.


Цели урока:

  • познакомить учащихся со сложными словами, дать понятие «сложное слово», научить находить сложные слова, определять в них корни,

  • развивать умения классифицировать, анализировать, делать выводы, развивать речь учащихся и орфографическую зоркость,

  • на материале урока воспитывать интерес к языку, слову.


Планируемые результаты.

Предметные: уметь находить и выделять признаки сложных слов, уметь употреблять соединительные гласные о и е.

Метапредметные:

познавательные – формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения, выделять существенную информацию из текста;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку;

коммуникативные – задавать вопросы, участвовать в диалоге и совместной работе, развитие умения работать в паре.

Личностные: высказывать свое мнение, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику, мотивировать свои действия, считаться с мнением другого человека, развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.

Ход урока


I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте повернемся к гостям, поздороваемся и больше не будем отвлекаться.


II. Минутка чистописания. Слайд 1

Записываем число. Классная работа. Выделяем орфограммы. Не забываем о правилах посадки.

Ребята, отгадайте, какие буквы будем писать на уроке:

1.Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву (о)

2.Енот жуёт, жуёт енот,

Ежевику он жуёт,

И на розовой стене

Он рисует букву (е)

На доске

о е о е о е

оео еое оео еое

Почему я выбрала именно эти буквы сегодня, вы узнаете попозже.


IV. Актуализация опорных знаний. Слайд 2



- Н слайде слова:

Лист – листик, листочек, листовая (пластинка), листопад.

- Спишите слова.

- Как называются записанные вами слова? (однокоренные)

- Какие слова называются однокоренными?

(Слова, которые имеют один корень и близки по смыслу)

- А что такое корень слова?

(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

- Выделите корень в словах.

- В каком слове возникло затруднение? (листопад)

- Какой вопрос возникает?

- Сколько корней в слове?

- Для ответа на этот вопрос проведём исследование. Что значит слово «листопад»?

(Это, когда листья падают; процесс сбрасывания листьев растениями)

- Сколько будет корней в слове? Выделите их.

- В чём особенность данного слова?

(Это слово имеет два корня)


V. Сообщение темы и целей урока.


- Такие слова имеют своё название. Попробуйте дать им название. Может кто-то уже знает, как они называются?

(Двукорневые, составные, сложные.)

- Проверим наши предположения.

(Сложные слова.)

- На слайде: «Сложные слова» Слайд 3

- Тема нашего урока «Сложные слова».

- Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.

(табличка на доске)

  • Мы узнаем… (какие слова называются сложными).

  • Мы познакомимся…(с написанием таких слов).

  • Мы будем учиться…(находить сложные слова, составлять их)

VI.Изучение нового материала.

  1. Наблюдение над сложными словами.


- А сейчас проведём наблюдение над сложными словами, которое поможет нам сформулировать правило.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки, объясните лексическое значение слов, выделите в словах корень.

(Один учащийся работает у доски)


В  синем  небе  пролетает,

Обгоняя  птиц  полёт.

Человек  им  управляет.

Что  такое?  

                   (Самолёт)   (Почему его так назвали?)

Есть  у  нас  в  квартире  робот,

У  него  огромный  хобот.

Любит  робот  чистоту

И  гудит,  как  лайнер  ТУ.

                    (Пылесос) (Почему его так назвали?)

С  горы  бежит  поток  проворный,

Быстро  падает  вода.

Красоту  увидишь  эту –

Не  забудешь  никогда.

              (Водопад) (Почему его так назвали?)

Ем  я  уголь,  пью  я  воду,

Как  напьюсь – прибавлю  ходу.

Везу  обоз  на  сто  колёс

И  называюсь …

              (Паровоз) (Почему его так назвали?)


Несмотря на непогоду,

Делает сквозь льды проходы.

Режет их, как масло нож.

Как корабль назовешь? (Ледокол) (Почему его так назвали?)

- !!! Только в понедельник на занятии «Разговор о важном» мы говорили о том, что Россия является лидером атомной отрасли. Самый фотогеничный ледокол – это… «Ямал». Он интересен тем, что на его корме нарисована пасть акулы (зубастая улыбка)

- Сколько корней в этих словах? (2)

- Что добавили, чтобы соединить корни слов?

(Взяли гласные «о» и «е»)

- Как можно назвать эти гласные? Почему?

(Соединительные)

- Какова их роль? (Соединить корни слов)

- Вот они наши буквы – помощницы, вспомните начало урока.


2) Формулирование правила. Слайд 4


- А сейчас всё обобщим и попытаемся сформулировать правило, которого нет в учебнике.

- Работать будем в парах. Возьмите карточку на парте, прочитайте, обсудите, впишите пропущенные слова. (Приложение 1)

- Кто может прочитать, что у вас получилось.

- Проверьте себя.

Слайд 5

Сложные слова – это слова, которые состоят из двух корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных Е и О.

- Заучивание правила, рассказывание в парах и вслух.

- Почему такие слова назвали сложными?

(Потому, что образовались от сложения корней.)

Если в слове корня 2 – это сложные слова.


Физминутка


VII.Закрепление изученного материала.


  1. Самостоятельная работа.


- А теперь будем тренироваться в написании сложных слов.

Слайд 6

- Выписать только сложные слова. Дети с ОВЗ – карточки. (Приложение 2)

Носорог, приморский, ледоход, материк, змеелов, вертолёт, скалолаз, скакалка, рыболов.

- Проверка по слайду.


2) Устная работа.

- А сейчас вы отдохнёте,

Но слушайте внимательно.

Так как сложные слова потом вы назовёте.

Пролетает самолёт
С ним собрался я в полёт.
Проплывает
пароход,
Пусть меня с собой возьмёт.
Проезжает
паровоз,
Вот бы он меня подвёз.
Вот идёт
пешеход,
На дороге
гололёд.
Осторожне, 
пешеход!

- Сколько было сложных слов? (5 или 6). Назовите их.

3) Образование сложных слов. Слайд 7


- А сейчас попробуем сами составлять сложные слова. Но в начале посмотрим, как это сделал писатель Юрий Коваль.

- Упр.139. с.78.Прочитайте отрывок.

- Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что наблюдал?

(снегодождь)

- Удачно ли выбрано слово? Что оно означает? (мокрый снег, снег с дождём)


- Замените словосочетания одним сложным словом.

(Работа выполняется коллективно, 1 учащийся – у доски).

Рыбу ловит - …(рыболов), снег падает - …(снегопад), ферма, на которой разводят птиц - …(птицеферма), сам катится - …(самокат), ходит по Луне - …(луноход), ловит птиц - …(птицелов), пешком ходит - …(пешеход), разводит пчёл - …(пчеловод).

- В словах выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

- Какие слова называются сложными? Оценить.



Закрепление материала. Работа в группах. (Приложение 3)

- Сейчас вы получите листы с соединительными гласными. И карточки с корнями. Наши корни потерялись. Нужно составить слова и выделить корни в этих словах. Помним о правилах работы в группах: уважаем мнения всех членов группы, прислушиваемся к чужому мнению, не ругаемся.


VШ. Итог урока. Слайд 8

- С какими словами мы сегодня познакомились?

- Что такое сложные слова? Три ученика ответили на вопрос так.

1. Все непонятные слова называются сложными.

2. Все длинные слова - это сложные.

3. Слова, в которых 2 корня, называются сложными.

- Кто из ребят прав?

- Кто может повторить правило?


- Какую роль играют сложные слова в нашей речи?

(Их используют для краткости речи вместо того, чтобы использовать в предложении или в словосочетании.)


- А одно сложное слово звучало у меня сегодня на уроке, как один из этапов урока. Что это за слово?

(Чистописание – чисто пишу)

IХ.Рефлексия.


- Закончите предложения: Слайд 9

  • Я узнал …(что такое сложные слова).

  • На уроке я учился…(писать, составлять, находить сложные слова).

  • Для меня было сложным…

  • Мне понравилось…

  • Я себя похвалил бы за…

- Я думаю, что многие из вас после этого урока могут сказать…


Х.Домашнее задание.







Приложение 1.



_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____.



_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____.



_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____.



_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____.



_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____.



_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____.





Приложение 2.



Спиши слова, выдели в них корень.

Носорог, ледоход, змеелов, скалолаз, рыболов, вертолёт.



Спиши слова, выдели в них корень.

Носорог, ледоход, змеелов, скалолаз, рыболов, вертолёт.



Спиши слова, выдели в них корень.

Носорог, ледоход, змеелов, скалолаз, рыболов, вертолёт.

























Приложение 3.



САМ

КАТ

ЛУН

ХОД

ПЧЕЛ

ВОД

ВЕЗД

ХОД

СТАЛ

ВАР

ПТИЦ

ЛОВ


О

Е


10