Урок русского языка
(УМК «Школа России» 3 класс)
Тема урока: «Сложные слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
познакомить учащихся со сложными словами, дать понятие «сложное слово», научить находить сложные слова, определять в них корни,
развивать умения классифицировать, анализировать, делать выводы, развивать речь учащихся и орфографическую зоркость,
на материале урока воспитывать интерес к языку, слову.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь находить и выделять признаки сложных слов, уметь употреблять соединительные гласные о и е.
Метапредметные:
познавательные – формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения, выделять существенную информацию из текста;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку;
коммуникативные – задавать вопросы, участвовать в диалоге и совместной работе, развитие умения работать в паре.
Личностные: высказывать свое мнение, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику, мотивировать свои действия, считаться с мнением другого человека, развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте повернемся к гостям, поздороваемся и больше не будем отвлекаться.
II. Минутка чистописания. Слайд 1
Записываем число. Классная работа. Выделяем орфограммы. Не забываем о правилах посадки.
Ребята, отгадайте, какие буквы будем писать на уроке:
1.Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву (о)
2.Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву (е)
На доске
о е о е о е
оео еое оео еое
Почему я выбрала именно эти буквы сегодня, вы узнаете попозже.
IV. Актуализация опорных знаний. Слайд 2
- Н слайде слова:
Лист – листик, листочек, листовая (пластинка), листопад.
- Спишите слова.
- Как называются записанные вами слова? (однокоренные)
- Какие слова называются однокоренными?
(Слова, которые имеют один корень и близки по смыслу)
- А что такое корень слова?
(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
- Выделите корень в словах.
- В каком слове возникло затруднение? (листопад)
- Какой вопрос возникает?
- Сколько корней в слове?
- Для ответа на этот вопрос проведём исследование. Что значит слово «листопад»?
(Это, когда листья падают; процесс сбрасывания листьев растениями)
- Сколько будет корней в слове? Выделите их.
- В чём особенность данного слова?
(Это слово имеет два корня)
V. Сообщение темы и целей урока.
- Такие слова имеют своё название. Попробуйте дать им название. Может кто-то уже знает, как они называются?
(Двукорневые, составные, сложные.)
- Проверим наши предположения.
(Сложные слова.)
- На слайде: «Сложные слова» Слайд 3
- Тема нашего урока «Сложные слова».
- Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.
(табличка на доске)
Мы узнаем… (какие слова называются сложными).
Мы познакомимся…(с написанием таких слов).
Мы будем учиться…(находить сложные слова, составлять их)
VI.Изучение нового материала.
Наблюдение над сложными словами.
- А сейчас проведём наблюдение над сложными словами, которое поможет нам сформулировать правило.
- Отгадайте загадки и запишите отгадки, объясните лексическое значение слов, выделите в словах корень.
(Один учащийся работает у доски)
В синем небе пролетает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолёт) (Почему его так назвали?)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
(Пылесос) (Почему его так назвали?)
С горы бежит поток проворный,
Быстро падает вода.
Красоту увидишь эту –
Не забудешь никогда.
(Водопад) (Почему его так назвали?)
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь …
(Паровоз) (Почему его так назвали?)
Несмотря на непогоду,
Делает сквозь льды проходы.
Режет их, как масло нож.
Как корабль назовешь? (Ледокол) (Почему его так назвали?)
- !!! Только в понедельник на занятии «Разговор о важном» мы говорили о том, что Россия является лидером атомной отрасли. Самый фотогеничный ледокол – это… «Ямал». Он интересен тем, что на его корме нарисована пасть акулы (зубастая улыбка)
- Сколько корней в этих словах? (2)
- Что добавили, чтобы соединить корни слов?
(Взяли гласные «о» и «е»)
- Как можно назвать эти гласные? Почему?
(Соединительные)
- Какова их роль? (Соединить корни слов)
- Вот они наши буквы – помощницы, вспомните начало урока.
2) Формулирование правила. Слайд 4
- А сейчас всё обобщим и попытаемся сформулировать правило, которого нет в учебнике.
- Работать будем в парах. Возьмите карточку на парте, прочитайте, обсудите, впишите пропущенные слова. (Приложение 1)
- Кто может прочитать, что у вас получилось.
- Проверьте себя.
Слайд 5
Сложные слова – это слова, которые состоят из двух корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных Е и О.
- Заучивание правила, рассказывание в парах и вслух.
- Почему такие слова назвали сложными?
(Потому, что образовались от сложения корней.)
Если в слове корня 2 – это сложные слова.
Физминутка
VII.Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
- А теперь будем тренироваться в написании сложных слов.
Слайд 6
- Выписать только сложные слова. Дети с ОВЗ – карточки. (Приложение 2)
Носорог, приморский, ледоход, материк, змеелов, вертолёт, скалолаз, скакалка, рыболов.
- Проверка по слайду.
2) Устная работа.
- А сейчас вы отдохнёте,
Но слушайте внимательно.
Так как сложные слова потом вы назовёте.
Пролетает самолёт
С ним собрался я в полёт.
Проплывает пароход,
Пусть меня с собой возьмёт.
Проезжает паровоз,
Вот бы он меня подвёз.
Вот идёт пешеход,
На дороге гололёд.
Осторожне, пешеход!
- Сколько было сложных слов? (5 или 6). Назовите их.
3) Образование сложных слов. Слайд 7
- А сейчас попробуем сами составлять сложные слова. Но в начале посмотрим, как это сделал писатель Юрий Коваль.
- Упр.139. с.78.Прочитайте отрывок.
- Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что наблюдал?
(снегодождь)
- Удачно ли выбрано слово? Что оно означает? (мокрый снег, снег с дождём)
- Замените словосочетания одним сложным словом.
(Работа выполняется коллективно, 1 учащийся – у доски).
Рыбу ловит - …(рыболов), снег падает - …(снегопад), ферма, на которой разводят птиц - …(птицеферма), сам катится - …(самокат), ходит по Луне - …(луноход), ловит птиц - …(птицелов), пешком ходит - …(пешеход), разводит пчёл - …(пчеловод).
- В словах выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
- Какие слова называются сложными? Оценить.
Закрепление материала. Работа в группах. (Приложение 3)
- Сейчас вы получите листы с соединительными гласными. И карточки с корнями. Наши корни потерялись. Нужно составить слова и выделить корни в этих словах. Помним о правилах работы в группах: уважаем мнения всех членов группы, прислушиваемся к чужому мнению, не ругаемся.
VШ. Итог урока. Слайд 8
- С какими словами мы сегодня познакомились?
- Что такое сложные слова? Три ученика ответили на вопрос так.
1. Все непонятные слова называются сложными.
2. Все длинные слова - это сложные.
3. Слова, в которых 2 корня, называются сложными.
- Кто из ребят прав?
- Кто может повторить правило?
- Какую роль играют сложные слова в нашей речи?
(Их используют для краткости речи вместо того, чтобы использовать в предложении или в словосочетании.)
- А одно сложное слово звучало у меня сегодня на уроке, как один из этапов урока. Что это за слово?
(Чистописание – чисто пишу)
IХ.Рефлексия.
- Закончите предложения: Слайд 9
Я узнал …(что такое сложные слова).
На уроке я учился…(писать, составлять, находить сложные слова).
Для меня было сложным…
Мне понравилось…
Я себя похвалил бы за…
- Я думаю, что многие из вас после этого урока могут сказать…
Х.Домашнее задание.
Приложение 1.
_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____. |
_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____. |
_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____. |
_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____. |
_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____. |
_______________________ слова – это слова, которые состоят из _______ корней. Эти корни соединяются при помощи соединительных гласных ___ и _____. |
Приложение 2.
Спиши слова, выдели в них корень. Носорог, ледоход, змеелов, скалолаз, рыболов, вертолёт. |
Спиши слова, выдели в них корень. Носорог, ледоход, змеелов, скалолаз, рыболов, вертолёт. |
Спиши слова, выдели в них корень. Носорог, ледоход, змеелов, скалолаз, рыболов, вертолёт. |
Приложение 3.
САМ | КАТ |
ЛУН | ХОД |
ПЧЕЛ | ВОД |
ВЕЗД | ХОД |
СТАЛ | ВАР |
ПТИЦ | ЛОВ |
10