Просмотр содержимого документа
«Слухи и искажение информации»
Слухи
и искажение информации
Ложь неосознанная, основанная на незнании — недоразумение,
ЛОЖЬ СОЗНАТЕЛЬНАЯ — ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Слух
При передаче слуха подразумевается, что он представляет собой достоверную информацию, даже если рассказчик предваряет свое повествование словами «по слухам».
высокая степень обобщенности отличает слух от сплетни, доноса, дезинформации;
привязка ко времени и среде своего возникновения — от байки, поверья;
наличие свежей новости — от легенды, анекдота
неофициальность — от официальной информации
Классификационные параметры слухов
- Экспрессивный
- Информационный
Решающим критерием для экспрессивной оценки слуха является не сам по себе сюжет, а реакция аудитории.
- Слух-желание
- Слух-пугало
- Агрессивные слухи
- Парадоксальным образом даже распространение слухов-пугал способно на время снизить эмоциональное напряжение.
- Циркулирующие слухи насыщают жизнь социума виртуальными псевдособытиями, которые способны частично компенсировать событийную разреженность и дефицит эмоционального возбуждения.
Искажения в процессе циркуляции слухов
- 45 минут. В течение первых 45 минут (может быть, на несколько минут больше или меньше) вы наиболее полно контролируете ситуацию. Слух еще не распространился широко
- 6 часов. После того как информация получила широкую огласку, ситуация выходит из-под вашего контроля.
- 3 дня. Когда история попадет в ежедневные газеты, можете быть уверены, что она будет на слуху еще несколько дней.
- 2 недели. Если не взять ситуацию под свой контроль, история может быть раздута до масштабов грандиозного скандала.
Пресечение слухов:
1. Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демонстрацией опровергающих фактов.
2. Активное разоблачение слухов с использованием технологий «Контраргументация», «Таблица слухов», «Клиника слухов».
«Таблица слухов» оформляется таким образом, чтобы в ней в одной колонке были перечислены «бродившие» некоторое время слухи, а в другой — реально наступившие события. Такая таблица может публиковаться в СМИ и отражаться в настенной информации. Прием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их групповое обсуждение.
3. Развенчание источников (распространителей) враждебных слухов. В некоторых ситуациях (война, социальные конфликты, чрезвычайное положение, трагические последствия) виновники распространения слухов (особенно агрессивных и разобщающих) должны нести суровое наказание.