Здравствуйте, ребята!
- Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»!
- Быть должны всегда в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо, - под рукой!»
Актуализация прежних знаний
- 1. Какую тему мы закончили изучать с вами на прошлом уроке?
- 2. Что такое КС?
- 3. С какой частью речи легко спутать КС?
- 4. Как отличить КС от наречия?
Ваше домашнее задание было написать сочинение-рассуждение на тему:
«Надо ли выделять КС в самостоятельную часть речи или нет?»
Для написания сочинения вы использовали план анализа самостоятельных частей речи, давайте вспомним его:
I Лексическое значение.
II Морфологические признаки (постоянные и непостоянные).
III Синтаксическая роль.
Страничка истории
Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это, учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке, и на основе каких признаков их следует выделять.
Сказка про…
- В стране Морфологии жили-были Части речи. Имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия были знатными особами и жили в городе. А предлоги, союзы и частицы были сельскими жителями. В глухом, дремучем лесу обитали междометия и звукоподражательные слова.
- Однажды самостоятельные части речи отправились на прогулку в лес. Они гуляли, собирали грибы, ягоды и не заметили, как наступил вечер. В лесу раздавался чей-то шепот, шуршание, шорох. Части речи очень испугались. Имя существительное закричало:
- - Караул, кошмар, ужас!
- Имя прилагательное спряталось за имя существительное, потому что они всегда были неразлучны. Глагол начал задавать вопросы:
- - Что же нам делать? Что же с нами будет? Кто нас спасет?
- Наречие горько заплакало, тихо повторяя:
- - Это ужасно, это печально…
- Шум в лесу усиливался, так как междометия и звукоподражательные слова решили еще больше напугать самостоятельные части речи. А их уже охватила паника.
- Вдруг на лесной полянке, где собрались наши бедолаги, показались огоньки фонариков. Это были служебные части речи, которые жили неподалеку от леса, в маленькой деревушке. Их разбудили крики в лесу, и они отправились на выручку наших героев. Предлоги, частицы и союзы показали дорогу испуганным горожанам и вывели их из леса.
- Служебные части речи пригласили самостоятельных к себе в гости, напоили их чаем с малиновым вареньем и угостили вкусными пирожками. С тех пор самостоятельные и служебные части речи подружились и стали приезжать друг к другу в гости. А междометия и звукоподражательные слова перестали всех пугать, но остались жить в лесу.
Какие части речи мы изучили в этом учебном году?
- 1. Причастие
- 2. Деепричастие
- 3. Наречие
- 4. Категория состояния
- К какой группе относятся все эти части речи?
- Какие еще самостоятельные части речи вы знаете?
ОНИ НЕДЕЛИМЫ И ЦЕЛЫ, КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК В НИХ НЕТ, НЕЛЬЗЯ ОТЫСКАТЬ В НИХ МОРФЕМЫ – И В ЭТОМ ИХ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ! РЕЧЬ НА УРОКЕ, КАК ВЫ ПОНЯЛИ, ПОЙДЕТ О ЧАСТЯХ РЕЧИ, НО О КАКИХ?
Сформулируем тему урока.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ ПРИЗНАКИ
Урок русского языка в 7 класса
Сформулируем цели урока:
Какие слова относятся к самостоятельным , а какие к служебным частям речи.
Различать самостоятельные и служебные части речи.
- Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут.
- Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
Какие служебные части речи нам известны?
- В этом вам помогут стихотворения - загадки.
В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. Это?
(предлог) Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Это?
(союз) Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт. Это?
(частицы)
Работа в группах:
- Чем же отличаются служебные части речи от самостоятельных?
- Для этого вернемся к плану анализа самостоятельной части речи:
I Лексическое значение. Вопрос.
II Морфологические признаки (постоянные и непостоянные).
III Синтаксическая роль.
Вывод:
I Служебные части речи не имеют лексического значения, не отвечают на вопросы.
II Служебные части речи не изменяются и не имеют непостоянных морфологических признаков.
III Служебные части речи не выполняют в предложении синтаксической роли.
- Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами.
- Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.
Физкультминутка
Основные признаки служебных частей речи:
Все служебные части речи являются неизменяемыми:
- так как у них отсутствуют какие-либо собственно морфологические характеристики ;
- так как они нечленимы на морфемы .
Служебные части, как правило - не имеют самостоятельного ударения; - фонетически примыкают к знаменательным частям речи.
Служебные части речи не являются членами предложения ;
Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать.
- не отвечает на вопрос
- отвечает на вопрос
- является членом предложения
- не является членом предложения
- обозначает предмет
- не обозначает предмет
Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери.
(А. Толстой)
- Служит для связи слов
- Обозначает действие
- Не является членом предложения
- Обозначает признак предмета
- Обозначает предмет
- Не отвечает на вопрос
Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок.
Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.
ЗАДАНИЕ 4 : ОПРЕДЕЛИТЕ КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ: РАБОТА У ДОСКИ: « 5 » – РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НЕ ДОПУСКАЯ ОШИБОК, « 4 » – РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОПУСТИВ 1-2 ОШИБКИ, « 3 » – РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ С ПОМОЩЬЮ, ДОПУСТИЛ 3 – 4 ОШИБКИ.
Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.
Ходил он , ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит , что где-то совсем близко зайцы кричат и его , серого Волка , поминают.
Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
Д.Н. Мамин-Сибиряк
Задание 5: Распределить данные слова на 2 группы: самостоятельные части речи (1) и служебные части речи (2) Работа у доски: « 5 » – работу выполнил самостоятельно, не допуская ошибок, « 4 » – работу выполнил самостоятельно, допустив 1-2 ошибки, « 3 » – работу выполнил с помощью, допустил 3 – 4 ошибки.
чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, один, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, мы, открытый, с, бы, наш, когда, но, а, за, далеко, кто - то, дерзать, очи, по, себя.
А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.
Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня?
(вместо)
Какой предлог является нотой?
(до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием?
(доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?
(задача)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- Что мы сегодня изучали на уроке?
- Какие самостоятельные и служебные части речи вам известны?
- Как отличить самостоятельные части речи от служебных?
а. Служебные части речи не имеют лексического значения;
б. Не бывают членами предложения;
в. В предложении употребляются только
с самостоятельными частями речи;
г. Не изменятся ( т.е не имеют никаких грамматических категорий).
- Достигли ли мы своей цели?
Рефлексия:
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
Я
Узнал, открыл для себя…
Научился, смог….
Могу похвалить себя и своих одноклассников за….
Домашнее задание:
На «4»: выполнить упражнение №
На «5»: написать небольшой рассказ о роли служебных частей речи.
Спасибо за урок!
Список информационных источников
- http://trapswag.ru/vse-dlya-uchashhihsya/russkij-yazyk/pridumat-skazku-o-sluzhebnyx-i-samostoyatelnyx-chastyax-rechi/
- http://bilimdiler.kz/oris_tili/6899-sluzhebnye-chasti-rechi.html