СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение. Из опыта работы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

в презентации рассказывается о смысловом чтении, методах и приемах смыслового чтения

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение. Из опыта работы»

МКОУ «Верхнетеченская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М. С. Шумилова»    Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы  Казанцева Н.Н.    2020 г.

МКОУ «Верхнетеченская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М. С. Шумилова»

Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Казанцева Н.Н.

2020 г.

 Актуальность Читать –это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело .  К. Д. Ушинский Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности . Один из метапредметных результатов сформулирован как « смысловое чтение » .

Актуальность

Читать –это еще ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чем главное дело .

К. Д. Ушинский

  • Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности .
  • Один из метапредметных результатов сформулирован как « смысловое чтение » .
Что такое смысловое чтение? Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

Что такое смысловое чтение?

  • Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
Цель смыслового чтения  максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В. А. Сухомлинского, « кто не умеет читать – тот не умеет мыслить» . Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.

Цель смыслового чтения

  • максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В. А. Сухомлинского, « кто не умеет читать – тот не умеет мыслить» .
  • Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.
Формирование смыслового чтения – процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Но в современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного. При формировании навыков смыслового чтения существует ряд проблем: учащиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст, имеется узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения, низкий уровень читательской культуры родителей учащихся и т. п.
  • Формирование смыслового чтения – процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового.
  • К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Но в современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.
  • При формировании навыков смыслового чтения существует ряд проблем: учащиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст, имеется узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения, низкий уровень читательской культуры родителей учащихся и т. п.
 Основные виды чтения

Основные виды чтения

Среди приемов смыслового чтения выделяются: Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения знакомство с личностью автора, библиографией, работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраивание ассоциативного ряда по названию и т. п Работа с текстом после чтения обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции тек ста и т.п. выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п

Среди приемов смыслового чтения выделяются:

Работа с текстом до чтения

Работа с текстом во время чтения

  • знакомство с личностью автора,
  • библиографией,
  • работа с названием, эпиграфами, сносками,
  • выстраивание ассоциативного ряда по названию и т. п

Работа с текстом после чтения

  • обобщение части прочитанного текста,
  • постановка вопросов обобщающего характера,
  • высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции тек ста и т.п.
  • выявление авторской позиции,
  • обсуждение,
  • дискуссии по истолкованию текстов,
  • выявление главных смыслов, идей произведения,
  • выполнение творческих заданий и т.п
 Формы работы  1.  Предчтение Мозговой штурм. Поставь проблему. Предложи решение. Рассечение вопроса. Прогноз и впечатления . Урок в 10 кл. по творчеству Л.Н. Толстого Предлагаю вспомнить, какие произведения данного автора уже изучались ранее, создать презентацию или устное сообщение по творческой биографии писателя или поэта. После выступления в классе учащиеся задают вопросы докладчику на понимание, добавляют интересные факты, уточняют выступление докладчика.

Формы работы

1. Предчтение

  • Мозговой штурм.
  • Поставь проблему. Предложи решение.
  • Рассечение вопроса.
  • Прогноз и впечатления .

Урок в 10 кл. по творчеству Л.Н. Толстого

Предлагаю вспомнить, какие произведения данного автора уже изучались ранее, создать презентацию или устное сообщение по творческой биографии писателя или поэта. После выступления в классе учащиеся задают вопросы докладчику на понимание, добавляют интересные факты, уточняют выступление докладчика.

Урок в 10 классе по роману Л. Толстого «Война и мир» Интересной может быть работа по осмыслению названия произведения. Например, почему роман-эпопея Л. Толстого называется «Война и мир». Учащиеся определяют, значение слов мир и война: Мир – отсутствие войны; Мiр – народ,  человечество, крестьянская община, согласие и единство. Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском  значении переплетаются все оттенки этого понятия. Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кем-нибудь», а в представлении Толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность.

Урок в 10 классе по роману Л. Толстого «Война и мир»

  • Интересной может быть работа по осмыслению названия произведения. Например, почему роман-эпопея Л. Толстого называется «Война и мир».
  • Учащиеся определяют, значение слов мир и война: Мир – отсутствие войны; Мiр – народ,  человечество, крестьянская община, согласие и единство.
  • Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском  значении переплетаются все оттенки этого понятия.
  • Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кем-нибудь», а в представлении Толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность.

Работа с эпиграфом, названием произведения, именами героев

  • Эпиграф настраивает читателя на дальнейшее восприятие текста, заостряет внимание на проблеме, поставленной автором. В романе Пушкина «Евгений Онегин» эпиграфы предваряют не только весь текст, но и каждую главу, поэтому следует рассматривать каждый из эпиграфов, так как они, по мнению учащихся, помогают выделить основные черты героя.
  • По названию произведений возможно выстраивание ассоциативного ряда. Например, в каких еще произведениях, кроме романа Пушкина «Евгений Онегин» имя героя становится заглавным. Учащиеся вспомнят Василия Теркина, Дубровского, Тараса Бульбу. Подобные размышления одновременно носят повторительный характер, необходимый для подготовки к экзамену.
  • При изучении романа Лермонтова «Герой нашего времени» можно говорить об имени героя . Печорин и Онегин производные от топонимов Печора и Онега. Эти географические объекты расположены недалеко друг от друга. Ребята замечают, что эти объекты северные, холодные. Возможно, так фамилиями героев авторы подчеркивают холодность, эгоизм героев и одновременно являются указанием своеобразной переклички авторов.
2. Чтение Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.  1.Стратегии ТРКМЧП- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками) 2. Чтение с вопросами   Текстовая деятельность 4. Ментальная карта

2. Чтение

  • Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

1.Стратегии ТРКМЧП- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

2. Чтение с вопросами

 

Текстовая деятельность

4. Ментальная карта

Изучение крупных произведений требует большего внимания со стороны читателей. Первый крупный роман, изучаемый в 10 классе - роман Гончарова «Обломов». Чтобы разобраться в произведении, не ограничиваться только утверждением, что Обломов ленивый и апатичный человек, предлагаю построить таблицу, в которую нужно внести положительные и отрицательные черты Обломова, возможно использование цитат
  • Изучение крупных произведений требует большего внимания со стороны читателей. Первый крупный роман, изучаемый в 10 классе - роман Гончарова «Обломов». Чтобы разобраться в произведении, не ограничиваться только утверждением, что Обломов ленивый и апатичный человек, предлагаю построить таблицу, в которую нужно внести положительные и отрицательные черты Обломова, возможно использование цитат
Урок литературы в 10 классе по роману Гончарова «Обломов» Сопоставляя Обломова и Штольца, чтобы прояснить авторскую позицию, авторское отношение к героям романа, можно сравнить звуковые ассоциации, которые вызывает « круглая, мягкая » фамилия Ильи Ильича и отрывистая, « гвоздевая » фамилия Андрея. Затем заполняем таблицу: Происхождение Обломов Штольц Отношение к учебе, службе Отношение к мечте Отношение к любви, семье Критерии сравнения предлагают учащиеся. Подобные сопоставительные таблицы делаем при изучении «Мертвых душ» Гоголя, «Евгения Онегина» Пушкина, «Войны и мира» Толстого.

Урок литературы в 10 классе

по роману Гончарова «Обломов»

Сопоставляя Обломова и Штольца, чтобы прояснить авторскую позицию, авторское отношение к героям романа, можно сравнить звуковые ассоциации, которые вызывает « круглая, мягкая » фамилия Ильи Ильича и отрывистая, « гвоздевая » фамилия Андрея.

Затем заполняем таблицу:

Происхождение

Обломов

Штольц

Отношение к учебе, службе

Отношение к мечте

Отношение к любви, семье

Критерии сравнения предлагают учащиеся. Подобные сопоставительные таблицы делаем при изучении «Мертвых душ» Гоголя, «Евгения Онегина» Пушкина, «Войны и мира» Толстого.

Прием «Чтение с остановками»   Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Прием «Чтение с остановками»

  • Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель»

  • 6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель»
  • 6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель»
  • 6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель»
  • 6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель»

Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Первая остановка. – Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении? …Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением… И вот однажды… Вторая остановка. – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе? И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом. Третья остановка. – Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Четвертая остановка. – Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор? Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».

 

 

 

 

 

 

 

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

                         11 класс. Урок литературы.  Тема «Беспощаден кто-то к человеку» по  рассказу И. А. Бунина «Роман горбуна» Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание: Первая остановка: Что интересного в этой строке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? ( Горбун и любовное письмо???)  «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Вторая остановка. Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?) Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…) Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет)                  Технология развития критического мышления через чтение и письмо  (чтение с остановками)

 

11 класс. Урок литературы. Тема «Беспощаден кто-то к человеку» по рассказу И. А. Бунина «Роман горбуна»

Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание:

Первая остановка: Что интересного в этой строке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? ( Горбун и любовное письмо???)

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

Вторая остановка. Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?)

Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…) Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет)

 

 

 

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

Интересны высказывания учащихся о дальнейшей судьбе героев, если книга еще не прочитана до конца или автор оставил открытый конец. Можно предложить поразмышлять о том, как сложилась бы дальнейшая судьба Катерины Кабановой, если б она не покончила с собой или как будет жить Варвара Кабанова, будет ли похожа на мать в своем отношении к будущим детям? Как сложится жизнь Григория Мелехова?

Интересны высказывания учащихся о дальнейшей судьбе героев, если книга еще не прочитана до конца или автор оставил открытый конец. Можно предложить поразмышлять о том, как сложилась бы дальнейшая судьба Катерины Кабановой, если б она не покончила с собой или как будет жить Варвара Кабанова, будет ли похожа на мать в своем отношении к будущим детям? Как сложится жизнь Григория Мелехова?

Приём «Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание:

Приём «Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Прием «Инсерт»   Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее.

Прием «Инсерт»

Чтение текста с пометками:

+ я это знал,

- я этого не знал,

! это меня удивило

? хотел бы узнать подробнее.

3.Постчтение Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.  -синквейн кубик Блума (ромашка) Методика «Где ответ?»

3.Постчтение

Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

-синквейн

  • кубик Блума (ромашка)
  • Методика «Где ответ?»

Осмысление (через синквейн) Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн.  1.Тема (одно существительное)  2. Описание темы (два прилагательных или причастия  3. Характеристика темы (три глагола)  4. Отношение к теме (фраза из четырех слов)  5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. 

Осмысление (через синквейн)

Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн. 1.Тема (одно существительное) 2. Описание темы (два прилагательных или причастия 3. Характеристика темы (три глагола) 4. Отношение к теме (фраза из четырех слов) 5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. 

1) Синквейн по рассказу  «Голубая ель» Синквейн  1. Дерево. 2. Изуродованное, мертвое. 3. Плачет, просит, умоляет. 4. У кого поднялась рука? 5. Жестокость.  

1) Синквейн по рассказу «Голубая ель»

Синквейн

1. Дерево.

2. Изуродованное, мертвое.

3. Плачет, просит, умоляет.

4. У кого поднялась рука?

5. Жестокость.

 

2) Кубик (ромашка) Блума На гранях кубика написаны начало вопросов:  «Почему»,  « Объяс­ ни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать во­прос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

2) Кубик (ромашка) Блума

  • На гранях кубика написаны начало вопросов: «Почему», « Объяс­ ни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
  • Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать во­прос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
                        3) Чтение про себя с вопросами  Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы .  Может быть использован на любой из трех фаз урока:   «Толстые» вопросы Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...?  Почему вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если Что, если ... Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? «Тонкие» вопросы Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. 1.Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?) 2.Что? 3. Когда? 4. Как звать ...? 5. Было ли ...? 6. Может…? 7. Будет…?

3) Чтение про себя с вопросами Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы . Может быть использован на любой из трех фаз урока:

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...?

  • Объясните, почему...?
  • Почему вы думаете ...?
  • Почему вы считаете ...?
  • В чём различие ...?
  • Предположите, что будет, если
  • Что, если ...
  • Может ...?
  • Будет ...?
  • Мог ли ...?
  • Согласны ли вы ...?
  • Верно ли ...?

«Тонкие» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

1.Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)

2.Что?

3. Когда?

4. Как звать ...?

5. Было ли ...?

6. Может…?

7. Будет…?

4) Технология «Где ответ?» Данная стратегия является одной из самых эффективных послетексто­вых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показы­вает необходимость поиска места нахождения ответа. Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.  соедини вместе Составь ответ (2) соедини вместе Составь ответ (3) соедини вместе Составь ответ (2)

4) Технология «Где ответ?»

  • Данная стратегия является одной из самых эффективных послетексто­вых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показы­вает необходимость поиска места нахождения ответа.
  • Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.

соедини вместе

Составь ответ (2)

соедини вместе

Составь ответ (3)

соедини вместе

Составь ответ (2)

4) Технология «Где ответ?» Н. Агафонов «Равнодушие» ( рассказ о чайнике) Примерные вопросы для нахождения ответа в тексте: Кого можно назвать равнодушным в сказке? Как называет салатница чайник? Что означает выражение «сгорел на работе»? Если чайник - трудяга, труженик, то почему люди к нему так относятся? Кто же противопоставлен в сказке людям? К чему может привести равнодушие?  Выбор текста: Интересный Незнакомый Соответствующий возрасту Помощь родителей

4) Технология «Где ответ?»

Н. Агафонов «Равнодушие» ( рассказ о чайнике)

  • Примерные вопросы для нахождения ответа в тексте:
  • Кого можно назвать равнодушным в сказке?
  • Как называет салатница чайник?
  • Что означает выражение «сгорел на работе»?
  • Если чайник - трудяга, труженик, то почему люди к нему так относятся?
  • Кто же противопоставлен в сказке людям?
  • К чему может привести равнодушие?

Выбор текста:

  • Интересный
  • Незнакомый
  • Соответствующий возрасту
  • Помощь родителей
Прием «Верные и неверные утверждения»   Учащиеся, выбирая

Прием «Верные и неверные утверждения»

  • Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
  • Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.
  • После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию
  • При знакомстве с новой частью речи -причастием:
  • -Причастие - это самостоятельная часть речи.
  • -Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
  • -Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
  • -Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
  • -Причастия могут быть действительными и страдающими.
  • -Действительные причастия могут иметь краткую форму.
  • -Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
При изучении драмы Горького «На дне» на одном из первых уроков после прочтения предлагаю следующее задание: Выберите из данных утверждений верные: 1.Драма Горького построена на диалоге – речи одного лица. 2.Об интерьере в пьесе «На дне» мы узнаем из авторских ремарок. 3.Первое знакомство с героями драмы обычно происходит в первом акте. 4.Драма Горького основана на бытовом конфликте. 5.Спор о человеке в драме Горького «На дне» ведут Сатин и Лука. 6. Сатин выражает авторскую позицию в драме Горького. 7.Любимый герой Горького в драме «На дне» - Лука. 8.Появление Луки в ночлежке – завязка действия. 9. Самоубийство Актера – кульминация пьесы. 10.В драме Горького нет внесценических персонажей.

При изучении драмы Горького «На дне» на одном из первых уроков после прочтения предлагаю следующее задание:

Выберите из данных утверждений верные:

  • 1.Драма Горького построена на диалоге – речи одного лица.
  • 2.Об интерьере в пьесе «На дне» мы узнаем из авторских ремарок.
  • 3.Первое знакомство с героями драмы обычно происходит в первом акте.
  • 4.Драма Горького основана на бытовом конфликте.
  • 5.Спор о человеке в драме Горького «На дне» ведут Сатин и Лука.
  • 6. Сатин выражает авторскую позицию в драме Горького.
  • 7.Любимый герой Горького в драме «На дне» - Лука.
  • 8.Появление Луки в ночлежке – завязка действия.
  • 9. Самоубийство Актера – кульминация пьесы.
  • 10.В драме Горького нет внесценических персонажей.
Важную роль играет подбор творческих заданий после прочтения текста. Это могут быть не только устные или письменные сочинения в стиле традиционной литературно-критической статьи, но и эссе в виде ответов на проблемные вопросы : « Что значит быть счастливым?», «Что лучше: правда или ложь во спасение?», «Права ли Татьяна Ларина, отказавшись от личного счастья?», «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» , «Почему автор «убивает» любимого героя?» и т.д. Как правило, после постановки проблемных вопросов возникает дискуссия. Например, продолжается ли в современной литературе традиция изображения маленького человека и как меняется его образ? Таким образом, организация смыслового чтения требует применения традиционных и инновационных методов и приемов.
  • Важную роль играет подбор творческих заданий после прочтения текста. Это могут быть не только устные или письменные сочинения в стиле традиционной литературно-критической статьи, но и эссе в виде ответов на проблемные вопросы : « Что значит быть счастливым?», «Что лучше: правда или ложь во спасение?», «Права ли Татьяна Ларина, отказавшись от личного счастья?», «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» , «Почему автор «убивает» любимого героя?» и т.д.
  • Как правило, после постановки проблемных вопросов возникает дискуссия. Например, продолжается ли в современной литературе традиция изображения маленького человека и как меняется его образ?
  • Таким образом, организация смыслового чтения требует применения традиционных и инновационных методов и приемов.
Заключение  Таким образом, приемы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, и решающим условием организации развивающего обучения выступает совместная учебная деятельность.

Заключение

  • Таким образом, приемы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, и решающим условием организации развивающего обучения выступает совместная учебная деятельность.

Материалы к уроку литературы в 11 классе. Андрей Платонович Платонов (Климентов)

1.Определение темы урока.

  • -Что объединяет произведения Булгакова, Шолохова. Платонова? (воссозданное ими время, тема.)
  • - как можно обозначить темы произведений названных авторов? (человек и время; человек и власть)
  • - есть и сквозные темы, характерные для русской литературы ( маленький человек и русский национальный характер)

2. Работа с заглавием произведения Платонова .

  • Усомнившийся. Подберем синонимы – сомневающийся, например. В чем разница? (усомнившийся – одномоментно.) В чем усомнился Макар? Почему Макар? Какие ассоциации вызывает имя ? ( вспоминаем поговорку «Куда Макар телят не гонял», которая обозначает какое–то очень далекое место, глухое, недоступное.)

3.Характеристика героя.

  • Кроме имени есть прямая авторская характеристика героя (вычитываем) и характеристика Макара, которую дает ему Лев Чумовой, представитель новой власти (вычитываем).
  • Что гонит Макара в Москву? какой вопрос его тревожит? (это философский вопрос о смысле жизни)
  • Что видит Макар по дороге? (вычитываем). Находит он ответ на свой вопрос?
  • Почему автор прибегает к приему сна героя? ( во сне работает подсознание. Макар, а с ним и читатель, понимает, что человек думающий новой власти не нужен) Сравните 1 и 2 сон.(вычитываем)
  • Какой смысл вкладывает Макар в слово думать ? Рабочие тоже выражают позицию отношения к новой власти. Что им нужно от жизни?
  • Макар думает о власти, надо, чтоб она не избаловалась. Так ли это по мнению автора? Противопоставлены ли народ и власть в рассказе Платонова?
4. Исследование текста и заполнение таблицы .(критерии сравнения определяют учащиеся) Индивидуальная работа с таблицей: критерии народ Роль имени, фамилии власть Макар, Петр. Понимание смысла жизни, в чем сомневается? Лев Чумовой Авторская характеристика, характеристика другими персонажами. Речевая характеристика О чем говорит нам финал рассказа? 4. Обмен мнениями. Общий вывод - это рассказ о том, как новая власть ломает нормального мужика и превращает его в обезличенного служащего ,как зарождается новая, советская бюрократия. 5. Домашнее задание: Прокомментируйте письменно слова И. Бродского : «Платонов сам подчинил себя языку эпохи… он непереводим. Язык компрометирует время, пространство, самую жизнь и смерть».

4. Исследование текста и заполнение таблицы .(критерии сравнения определяют учащиеся) Индивидуальная работа с таблицей:

критерии

народ

Роль имени, фамилии

власть

Макар, Петр.

Понимание смысла жизни, в чем сомневается?

Лев Чумовой

Авторская характеристика, характеристика другими персонажами.

Речевая характеристика

О чем говорит нам финал рассказа?

4. Обмен мнениями.

Общий вывод - это рассказ о том, как новая власть ломает нормального мужика и превращает его в обезличенного служащего ,как зарождается новая, советская бюрократия.

5. Домашнее задание:

Прокомментируйте письменно слова И. Бродского : «Платонов сам подчинил себя языку эпохи… он непереводим. Язык компрометирует время, пространство, самую жизнь и смерть».

Использованные ресурсы Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов . Статья. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова , журнал «Начальная школа», 2013. http://proza-pravoslavie.narod.ru/ravnodushie.html http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf  Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / http://mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf  Смысловое чтение / http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5  http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf  http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B 5 http://kabakin.ru/metod-intellekt-kart/    

Использованные ресурсы

  • Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения.
  • Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов . Статья. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова , журнал «Начальная школа», 2013.
  • http://proza-pravoslavie.narod.ru/ravnodushie.html
  • http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf
  • Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / http://mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf
  • Смысловое чтение / http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf
  • http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B 5
  • http://kabakin.ru/metod-intellekt-kart/