СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение на уроках химии»







Сообщение на тему:

"Смысловое чтение

на уроках химии"





Подготовила: учитель химии

Моисеева О.О



2019 г

Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации

А.А. Леонтьев

В новом образовательном стандарте выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими УУД, выделены действия смыслового чтения, которое включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, находить, извлекать, понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Несмотря на улучшение результатов по читательской грамотности, наша страна по-прежнему значимо отстает от средних показателей читательской грамотности развитых стран (ОЭСР) и все еще находится в нижней трети списка стран, участвующих в международном исследовании. Итоги исследований PISA (оценка читательской грамотности) указывают на то, что 27% российских школьников не достигли 2-го (порогового) уровня читательской грамотности.

Анализ нормативной документации показал, что блок познавательных УУД включает общеучебные умения, составной частью которых является и смысловое чтение.

Специалисты выделяют несколько этапов, способствующих полному и глубокому пониманию текста: Смысло-ориентирующий (ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла);

2) Содержательно-смысловой (структурирование, преобразование и интерпретация текста);

3) Рефлексивно-личностный (размышлять о содержании, оценивать его).

Основные особенности организации смыслового чтения на каждом из этапов.

1. Смысло-ориентирующий этап

Приемами организации учебной деятельности на данном этапе являются: поиск, выявление, сопоставление информации

Работа по смысловому чтению на первоначальном этапе направлена на:

- поиск информации по предельно определенному вопросу: Кто? Что? Где? Когда? (текст содержит информацию в явном виде);

-поиск и извлечение информации, которая подтверждает или опровергает некоторое суждение: верно/неверно, выдели и подчеркни, найди соответствие;

- устанавливать в тексте последовательность действий;

-поиск информации, требующий навыков категоризации: распредели по группам, удали лишнее и т.д.

- выбрать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

Результатом работы на данном этапе является общая ориентация в тексте.

Для организации деятельности на смысло-ориентирующем этапе формирования умений смыслового чтения обучающимся можно предложить следующие задания: самостоятельно сформулируй точные ответы на вопросы; «найди в тексте учебника определение, дополните это определение»; «сконструируй» понятие, сопоставив информацию из нескольких предложений текста; установи соответствие между понятием и

его определением; заполни пропуски в тексте; найди подтверждение указанному тезису в тексте.

На данном этапе удобно использовать сервис LearningApps. В нем собраны шаблоны, позволяющие создать педагогу различные задания, доступ к которым автоматически предоставляется по ссылке. Решение кроссвордов, сбор виртуальных пазлов, соотношение видовых пар, установление последовательности.


2. Содержательно-смысловой этап

Предлагаются задания, связанные с обобщением, преобразованием и интерпретацией информации.

Работа по смысловому чтению на данном этапенаправлена на:

- умение выделять главную мысль отдельных частей текста;

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя графические формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

-сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера

- ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте;

- делать выводы на основе информации из текста;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

Результатом работы на данном этапе глубокое понимание текста.

Задания этого направления связаны с составлением плана, схемы, кластера, заполнением или составлением таблицы. Исходя из постановки учебной задачи, возможно использование сервисов, позволяющих создавать различные схемы: в сервисе Сacoo; в сервисе Dipity заполнение ленты времени; в сервисе bubbl.us создание кластеров; в сервисе classtools работа со схемами «Рыбий скелет» и диаграмма Вена; веб-сервис Googledocs создание семантической сети по сюжету сказки.


3. Рефлексивно-личностный этап

Приемами организации учебной деятельности являются оценка и использование информации для решения практико-ориентированных задач.

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов;

-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

Результат: Применение полученной информации в практической деятельности.



Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе внетекстовых ситуаций. Здесь возможно использование новых и чаще всего практико-ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания, полученные из соответствующих информационных блоков. В этом блоке заданий также можно использовать ответы на вопросы; при этом характер вопросов потребует осмысления, оценки всей имеющейся у детей информации.



Методические приемы работы с печатным текстом на уроках химии.

Для развития умения работать с текстом очень важно систематическое его использование. На обязательном уровне учащиеся, работая с текстом, составляют конспект, на продвинутом уровне – план, на творческом уровне могут заполнять таблицы, делать обобщения, сравнения, разрешать проблемные ситуации. Любая работа с текстом осуществляется целенаправленно.

В своей практике автор опыта успешно использует следующий алгоритм формирования умений и навыков работы с текстом на уроке химии, представленный А.А.Журиным :

1.Понимание слова.

2. Понимание предложения.

3. Вычленение главного в сообщении.

4. Составление плана информационного сообщения.

5. Тезирование текста.

6. Конспектирование текста.

7.Создание собственной информации на основе нескольких литературных источников (реферирование).


Приём «Зри в корень». В основе понимания любого текста учебника или газеты, лежит понимание значения отдельных слов, образующих фразу: достаточно одного неправильно понятого слова, и смысл информации будет искажен. При изучении химии школьники сталкиваются со многими словами, которые в науке имеют несколько иное значение, чем в повседневной жизни. Неправильный перенос бытового значения на научный термин приводит к искаженному пониманию информации, поступающей к ученику от учителя или из учебника. Искажение информации может произойти и в том случае, если химическому термину придается значение, принятое в другой науке (ср. радикал в химии, в математике, в общественных науках). Поэтому важно при введении новых терминов знакомить учащихся с этимологией слова, акцентировать внимание школьников на то, в каком из множества смыслов многозначное слово употреблено в конкретной речевой ситуации.

Например: чтобы составить полное представление о строении глюкозы, надо знать, как построен скелет молекулы (ср. термин «скелет» в химии, биологии, медицине).

Приём «Погружение». Ученику предлагается предложение, на основе которого он должен составить небольшой рассказ, который не содержал бы никакой другой информации, кроме той, что заложена в этом предложении. Исходные предложения можно взять как из учебника, так и из научно-популярной литературы для школьников. Например:

а) иностранные химики, однако, не поняли значения периодического закона и полностью игнорировали работу Менделеева (Б. Степанов. История великого закона);

б) свинец, как элемент тяжелый, дает много цветных соединений и при том ярких, но, ни одно из соединений его не является столь важной краской, как свинцовые белила или основная углекислая соль свинца nPb(OH)2mPbCO3 (В. Я. Курбатов. Начала химии);

в) исследования показали, что способность к детонации зависит от строения цепи; углеводороды с сильно разветвленной цепью детонируют в минимальной степени и тем самым повышают качество бензина (представляющего смесь углеводородов) (Н. И. Путохин. Органическая химия).

Приём «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «-----». Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.

Приём «Перепутанные логические цепочки». Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.

Приём «Лови ошибку». На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак «+» там, где они считают, что высказывание правильное и знак « - « там, где, по их мнению, оно не верно.

Прием « Задай вопрос к тексту». Главное, чему учит этот прием, - не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. В этом большой развивающий эффект данного приема. Примерные типы вопросов: «О чем здесь говорится? Что мне известно об этом? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? Чем это можно объяснить? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять? Что меня особенно удивило? Что заставило задуматься?».

Для учащихся, имеющих проблемы в обучении, можно предложить эти вопросы в распечатанном виде на листочках, чтобы им было проще ориентироваться в проблемах.

Прием «Граф-схема». Граф-схема – это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая граф-схема строится в виде линейной или разветвленной блок-схемы.

Приём «Инструкции». На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, на уроке по теме: «Скорость химической реакции», класс делится на количество групп, соответствующих частям в тексте. Инструкция для учащихся: Учебник Химия 8 класс Габриелян О.С. с 118-131.В каждой группе назначается эксперт в своей области.

Прием «Пометки на полях». Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

«+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«-» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;

«V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

«?» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объёма текста.

Прием «Кластер».1. Записывается ключевое слово или предложение в середине листа или доски.2. Далее записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Прием «Эссе». Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Учащихся просят ответить на два вопроса:

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос, на который они не получили ответа).



Приёмы работы с художественными текстами на уроках химии

Пример1 При изучении темы «Оксиды углерода» автор опыта использует отрывок из сказки «Мороз Иванович»:

- А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зимою по улицам ходишь да в окошки стучишь?

- А затем я в окошки стучу, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать, а нетто ведь я знаю, что есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют, или закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно, голова у людей болит, в глазах зелено, совсем умереть от угара можно.

Вопросы: какие продукты образуются при сгорании угля, что такое угар, почему от него можно умереть?


Тема «Чистые вещества и смеси» – сказка «Мороз Иванович»:

«Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт, да ещё какая затейница: коль вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода – то знай проходит сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».

Вопрос: какие методы очистки воды использовала Рукодельница?



На своих уроках химии я применяю различные методы работы с текстом. Например, в 9 классе при изучении нового материала по теме «Азот», я использую прием работы как составление кластера:

Кластер – это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Этапы работы над кластером:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. 
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 
В итоге получается структура, которая графически отображает суть темы, полученную информацию из литературы.

При изучении темы «Простые вещества - неметаллы» в 9 классе. Использую прием «Чтение с остановками». Ученики вслух читают текст параграфа, и мы совместно формулируем ответы на поставленные вопросы: «Чем отличаются физические свойства металлов и неметаллов? Чем можно это объяснить?» Данный приём целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

На уроке в 10 классе по теме «Нефть» ученики самостоятельно читают текст параграфа и отвечают на вопросы, которые заранее приготовлены на карточках:

  1. Что такое нефть?

  2. Какие способы переработки нефти существуют? Опишите их.

  3. Чем отличается каталитический и термический крекинг?

  4. Для чего используют методы переработки нефти?

  5. Где используются полученные продукты переработки нефти?

  6. Какие экологические проблемы возникают на нефтеперерабатывающем производстве?

В 8 классе при изучении темы «Физические явления в химии» предлагаю ребятам прочитать текст и составить план своего ответа по данному материалу.

В 9 классе при изучении темы «Простые вещества – металлы», учащимся предлагается по тексту параграфа заполнить таблицу:



Физические свойства металлов

Характеристика физического свойства

Примеры




Почти для всех классов часто даю задания на составления схемы применения различных веществ.

Одним из приемов по смысловому чтению является конспектирование текста, поэтому почти во всех классах я предлагаю учащимся сделать конспект определенного текста: например, в 8 классе по теме «Роль химии в жизни человека», в 9 классе по теме «Век медный, бронзовый, железный», в 10 классе – «Биологически активные органические соединения».

Из всего выше изложенного можно сделать определенный вывод:

Используемые приёмы смыслового чтения позволяют:

-формировать навыки работы с текстами различного содержания и сложности;

-формировать познавательный интерес к предмету;

-расширять кругозор и информационную грамотность учащихся;

-формировать различные УУД.



Список литературы.

1. Г.А. Цукерман Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению, Москва 2010- Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf(Дата обращения 13.03.2015).

2. Рождественская Л. «И снова о функциональной грамотности чтения»

3. Тузова О. «Компьютерные инструменты развития навыков смыслового чтения»

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 221 с. 5.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159