СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для углубления  знаний  учащихся о сложном бессоюзном  предложении; научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения; развивать навыки синтаксического разбора и составления  схем.

Просмотр содержимого документа
«Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения»

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения

Класс: 9

Цель: создать условия для углубления  знаний  учащихся о сложном бессоюзном  предложении; научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения; развивать навыки синтаксического разбора и составления  схем.

Планируемые результаты:

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.



Содержание урока:

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний

1. Устный фронтальный опрос

-  На какие группы делятся сложные предложения?

-  Какие предложения называются сложносочиненными?

- Назовите группы сложносочиненных предложений по союзам и значению.

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

-  Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете?

- Какие типы связи существуют в предложениях с несколькими придаточными?

2. Диктант с заданием. • Определите виды сложных предложений и средства связи в них. 1) Книга не только ваш лучший друг, но до конца она верный спутник. (М. Шолохов) 2) Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро) 3) Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (М. Горький)

—  Вспомните и запишите пословицы или афоризмы о книге и о чтении.  Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.
● Кому книга – развлечение, а кому – учение.
● Кто больше знает, тому и книги в руки.
● Хорошая книга ярче звездочки светит.
● Одна книга тысячу людей учит.
● С книгой поведешься — ума наберешься.
● Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.
● Хорошая книга — лучший друг.
● Книга — лучший подарок.
● С книгою жить – век не тужить.
● Умнее книги не скажешь.
● Чтение — лучшее учение.

3. Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:
Бессонная ночь, кухонная мебель, каша из гречки, человек без совести, говорил с тревогой, охранял с заботой.

 

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

1.  Прочитайте предложения; определите выраженные в них смысловые отношения. В каких предложениях (союзных или бессоюзных) они выражены чётче? Почему? 1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2) Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. 3) Плохой друг как тень: в солнечный день беги — не убежишь, в пасмурный день ищи — не сыщешь.  

- Ребята, кто может сформулировать тему урока? О чём мы сейчас говорили?

2. Слово учителя. Смысловые   отношения   между   предложениями   в   союзных   и   бессоюзных   сложных предложениях   выражаются   по­- разному.   В   союзных   предложениях   в   этом   принимают участие   союзе,   поэтому   смысловые   отношения   здесь   более   определенные,   четкие. Например, союз если выражает условие, союз так как — причину, так что — следствие, но — противопоставление и т. д. В   бессоюзных   предложениях   смысловые   отношения   выражаются   менее   четко.   Так, например, бессоюзное сложное предложение 

Лес рубят — щепки летят

 можно по смыслу сблизить   и   со   сложносочиненным   предложением   Лес   рубят,   и   щепки   летят,   и   со сложноподчиненным предложением с придаточным условия: Если лес рубят, щепки летят. Смысловые   отношения   в   бессоюзных   сложных   предложениях   зависят   от   содержания входящих в них простых предложений и выражаются в речи интонацией, а на письме — различными знаками препинания.  

Установите соответствие:

Смысловые отношения

Примеры

Противопоставление

Примерно через два километра лес поредел, впереди замаячило светлое пространство.

Причина

Лес припасает – зима поедает.

Условия

Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Сравнение

Будет снег на полях – будет хлеб в домах.

Перечисление

Опасения были не напрасны: слева мелькнул крутой обрыв.

Время

Петь начинает - реченька журчит.



Вывод: Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в речи интонацией, а на письме — различными знаками препинания

V. Первичная проверка усвоения знаний:

  1. Работа в парах.

Учитель: На доске записано пять предложений. Вам нужно записать в тетради аббревиатурой вид каждого предложения. (предложения даются без знаков препинания) На доске проверка.

  1. Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной - БСП

  2. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. - ПП

  3. Пробудился воздух, и свежие ветерки взвихрились над тайгой. - ССП

4. Приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука. – БСП

  1. Они сидели в том саду, где играла музыка. – СПП

- Почему не выписали предложение 2? 3? 5?

- Какие смысловые отношения имеет первое предложение? (пояснения)

- Какие смысловые отношения имеет четвёртое предложение? (перечисления).

- Что объединяет эти предложения?

2. Объяснительный диктант



Весело пробираться по узкой дорожке, сквозь высокие стены ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

Проверьте записанный текст.


- Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?

(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.



В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой



VII. Информация о домашнем задании: выучить теоретический материал. . упр. 163, упр 164 устно

















Установите соответствие:

Смысловые отношения

Примеры

Противопоставление

Примерно через два километра лес поредел, впереди замаячило светлое пространство.

Причина

Лес припасает – зима поедает.

Условия

Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Сравнение

Будет снег на полях – будет хлеб в домах.

Перечисление

Опасения были не напрасны: слева мелькнул крутой обрыв.

Время

Петь начинает - реченька журчит.



Установите соответствие:

Смысловые отношения

Примеры

Противопоставление

Примерно через два километра лес поредел, впереди замаячило светлое пространство.

Причина

Лес припасает – зима поедает.

Условия

Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Сравнение

Будет снег на полях – будет хлеб в домах.

Перечисление

Опасения были не напрасны: слева мелькнул крутой обрыв.

Время

Петь начинает - реченька журчит.



Установите соответствие:

Смысловые отношения

Примеры

Противопоставление

Примерно через два километра лес поредел, впереди замаячило светлое пространство.

Причина

Лес припасает – зима поедает.

Условия

Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Сравнение

Будет снег на полях – будет хлеб в домах.

Перечисление

Опасения были не напрасны: слева мелькнул крутой обрыв.

Время

Петь начинает - реченька журчит.



Установите соответствие:

Смысловые отношения

Примеры

Противопоставление

Примерно через два километра лес поредел, впереди замаячило светлое пространство.

Причина

Лес припасает – зима поедает.

Условия

Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Сравнение

Будет снег на полях – будет хлеб в домах.

Перечисление

Опасения были не напрасны: слева мелькнул крутой обрыв.

Время

Петь начинает - реченька журчит.













Текст

Весело пробираться по узкой дорожке, сквозь высокие стены ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).



Текст

Весело пробираться по узкой дорожке, сквозь высокие стены ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).



Текст

Весело пробираться по узкой дорожке, сквозь высокие стены ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).



Текст

Весело пробираться по узкой дорожке, сквозь высокие стены ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).





Текст

Весело пробираться по узкой дорожке, сквозь высокие стены ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).



Текст

Весело пробираться по узкой дорожке, сквозь высокие стены ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!