СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

Конспект урока по русскому языку

Класс: 9-В, 9-Г

Дата: 24.11.2020г.

Учитель: Сейтусманова Диляра Серверовна

Тема урока «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

Цель урока:

создать условия для достижения образовательных результатов:

  • личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

  • метапредметных ( овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)

  • предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)

Задачи урока:

  • формировать понятие о сложносочинённом предложении,

  • повторить сочинительные союзы;

  • способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение,

  • формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения;

Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, искать пути их решения. Определять степень успешности своей работы.
Познавательные: выделять главную информацию в прочитанном тексте, находить способы решения проблемы, строить логически обоснованные суждения, группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения.
Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная работа .

Использованная литература: учебник под редакцией Л.М. Рыбченковой.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

Таблица «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», тетрадь, раздаточный материал.


Ход занятия

I. Организационный этап.

Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.

Слово старосте класса (приветствие, выявление отсутствующих в классе, информирование о домашнем задании)

II. Орфографический анализ (по ранее изученным орфограммам), задание 5 ОГЭ

Чередование глас

ных в корнях

н-нн

в разных частях речи

Парные согласные

Непроизносимые согласные

Ь после шипящей

в глаголах

Глаголы на

-тся и –ться

Правописание

приставок

пре-,при-

взбираешься

озаряется

понимаешь

раздражённым

приотворённых

именно неожиданным

неожиданно

мгновенно

куда-нибудь

вдруг

Бог

этаж

порыв

легко

улыбку

петербург

ской

лестнице

чувствуешь

взбираешься

чувствуешь

понимаешь

донесутся

озаряется

уносится

приотворённых

премилый


III. Актуализация опорных знаний.

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о сложном предложении.

Что такое сложное предложение?

Какие типы сложных предложений мы знаем?


IV. Постановка проблемы урока. Мотивация учебной деятельности.

Предложения на доске


Посмотрите на предложение, написанное на доске.

Петухи давно пропели и играют на рожке.


Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

-Какое перед нами предложение?

Отвечают:

-простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.


- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

Отвечают:

-не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного.


-Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

Петухи давно пропели, и играют на рожке.

-А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока:

Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

  • Определим цели урока по опорным словам:

повторить

усвоить

научиться

  • Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

  • Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

  • научиться различать виды сложносочинённых предложений.

-Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

1.Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении


2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

- Какое предложение можно назвать ССП?

- Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?

- Назовите сочинительные союзы.

V. Изучение нового учебного материала.

Учебник : Стр.32,читают теоретический материал, раздаточный материал таблица «Основные группы ССП по союзам и значению»







ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.


VI. Закрепление учебного материала

1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

  1. Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

  2. В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

  3. То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1 ошибку;

«3»- допустил 2 ошибки.


2. Текст №4 ОГЭ. Выписать ССП, подчеркнуть грамматические основы, указать группу.

Заменить сложные предложения –простыми ( приемы сжатия)


Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.

Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?

VII. Рефлексия Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

  1. Славу свою добываю в бою.

  2. Бог-то бог, а не будь сам плох.

  3. Святой Боже пахать не поможет.

  4. Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

  5. У врача лечись, у умного учись.

  6. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

  7. Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

  8. Добрый разум наживёшь не сразу.

  9. На свой ум надейся, а за чужой держись.

  10. Пчела мала и та работает.

VII. Выставление оценок. Поощрение учащихся , получивших оценку 5 «ДЖОКЕР»

VII. Задание на дом

Повторить материал

Выполнить упр.44

Текст для изложения № 6


















___ Тест.

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. Б. В. Г.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

4. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

__________________________________________________________________________________



Тест.

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. Б. В. Г.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

4. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.
















РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ФИО______________________________________________________

Взбираешься, раздражённым, озаряется, приотворённых, именно, неожиданным, неожиданно, мгновенно, понимаешь, куда-нибудь, вдруг, Бог, этаж, порыв, легко, петербургской, лестнице, чувствуешь, улыбку, донесутся, озаряется, уносится, приотворённых, премилый.


Чередование гласных в корнях


н-нн

в разных частях речи

Парные согласные

Непроизносимые согласные

Ь после шипящей

в глаголах

Глаголы на

-тся и –ться

Правописание приста

вок пре-,при-














Основные группы ССП по союзам и значению»

Группы ССС

Средства связи

(союзы)

Значение

ССП с соединительными союзами

И, да (= и), тоже, также, ни - ни, да и

перечисление (одновременность, следование)

ССП с противительными

союзами

а, но, же, да (=но), однако, зато

сопоставление, противопоставление

ССП с разделительными союзами

Или, либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли

чередование, взаимоисключение

Текст 4 

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.(153 слова)


Раздаточный материал для подготовки к ОГЭ

Орфограмма № 31

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ

В безударном суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ пишется буква Е (знамя, племя, темя, семя, вымя, пламя, стремя…)На знамени.

Орфограмма № 32

Не с существительными

С литно

Раздельно


  1. Если слово без НЕ не употребляется Не

  2. = синониму

  1. Противопоставление с союзом А.

Неправда (=ложь), незабудка; не друг, а враг.

Орфограмма № 33

Буквы Щ и Ч в суффиксе –ЧИК- (-ЩИК-)

В суффиксе существительных –ЧИК (-ЩИК) после букв Д-Т, З-С, Ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется буква Щ.

Д

З -С -ЧИК

Ж

Смазчик, стекольщик.

Орфограмма № 34

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и -ИК

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ЕК и – ИК, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву Е, если гласная сохраняется, то - И.

Листик – листика, листочек – листочка.

Орфограмма № 35

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

П осле шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква О, без ударения– буква Е.

О


Сущ. О +

Девчонка, снежок

Орфограмма № 31

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ

В безударном суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ пишется буква Е (знамя, племя, темя, семя, вымя, пламя, стремя…)

На знамени.

Орфограмма № 32

Не с существительными

С литно

Раздельно


  1. Если слово без НЕ не употребляется Не

  2. = синониму

  1. Противопоставление с союзом А.


Неправда (=ложь), незабудка; не друг, а враг.

Орфограмма № 33

Буквы Щ и Ч в суффиксе –ЧИК- (-ЩИК-)

В суффиксе существительных –ЧИК (-ЩИК) после букв Д-Т, З-С, Ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется буква Щ.

Д

З -С -ЧИК

Ж

Смазчик, стекольщик.

Орфограмма № 34

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и -ИК

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ЕК и – ИК, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву Е, если гласная сохраняется, то - И.

Листик – листика, листочек – листочка.

Орфограмма № 35

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

П осле шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква О, без ударения– буква Е.

О


Сущ. О + Девчонка, снежок.

Текст 13

          Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

          Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба - это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

          Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Тогда они смогут дружить, даже если их отношения к определенным явлениям жизни разные. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но все равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.(164 слова)

Текст 14

          Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково.

          Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь.

          Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.(165 слов)

 Текст 15

          В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать абсолютно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных.

И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

  И что же больше отвечает нашим интересам – взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.(168 слов)

Текст 16

          Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека.

          И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях.

          Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг

к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.(170 слов)

 


Текст 4 

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.(153 слова)

Текст 4 

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.(153 слова)

Текст 4 

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.(153 слова)

Текст 4 

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.(153 слова)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!