СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Со скоростью звука

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пассажир, всюду встречающий одни и те же номера газет, вообразит (т. е. мог бы вообразить, если бы забыл о своем движении), что выпуск новых номеров в столице вовсе прекратился со дня его отъезда. Для него газеты прекратили бы свое существование, – как прекратилось бы существование звука для движущегося слушателя.

Просмотр содержимого документа
«Со скоростью звука»

Со скоростью звука


Что услышали бы вы, если бы удалялись от играющего оркестра со скоростью звука?

Человек, едущий из Петрограда на почтовом поезде, на всех станциях видит у газетчиков одни и те же номера газет – именно те, которые вышли в день его отбытия. Это и понятно, потому что номера газет едут вместе с пассажиром, а свежие газеты везутся поездами, идущими далеко позади. На этом основании можно, пожалуй, заключить, что, удаляясь от оркестра со скоростью звука, мы все время будем слышать одну и ту же ноту, – именно ту, которую он взял в начальный момент нашего движения.

Однако заключение это неверно; если вы удаляетесь со скоростью звука, то звуковые волны вовсе не ударяют в вашу барабанную перепонку и, следовательно, вы не можете слышать никакого звука. Вы будете думать, что оркестр внезапно прекратил игру.

Но почему же сравнение с газетами привело к другому ответу? Да просто потому, что мы неправильно применили в данном случае рассуждение по сходству (аналогию). Пассажир, всюду встречающий одни и те же номера газет, вообразит (т. е. мог бы вообразить, если бы забыл о своем движении), что выпуск новых номеров в столице вовсе прекратился со дня его отъезда. Для него газеты прекратили бы свое существование, – как прекратилось бы существование звука для движущегося слушателя.