СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собеседование на промежуточной аттестации по родному языку (русскому) в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Собеседование на промежуточной аттестации по родному языку (русскому) в 5 классе»

Итоговое собеседование на промежуточной аттестации

по родному языку (русскому) в 5 классе


Контрольно – измерительные материалы по курсу родной язык (русский)

(образовательная программа основного общего образования)


Кодификатор элементов содержания и требований

к уровню подготовки обучающихся


1. Перечень элементов предметного содержания:

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1

1.1.1


1.1.2


1.1.3


1.1.4

Раздел 1. Язык и культура.

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности. Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды. История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора.

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. О чём может рассказать имя.

1.2

1.2.1


1.2.2


1.2.3

1.2.4

Раздел 2. Культура речи.

Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Речь точная и выразительная основные лексические нормы. Стилистическая окраска слова.

Речь правильная. Основные грамматические нормы.

Речевой этикет: нормы и традиция.

1.3

1.3.1


1.3.2


1.3.3



1.3.4

1.3.5

Раздел 3. Речь. Текст.

Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог.

Тест и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. Официально – деловой стиль. Объявление. Научно – учебный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов.


2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся:

Код

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

2.1

«Язык и культура»:

• объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;

• понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;

• понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;

• объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;

• распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально – культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

• распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

• распознавать и правильно объяснять народно – поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;

• распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи;

• объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки;

• понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;

• распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их;

• распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску;

• понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);

• понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.

2.2

«Культура речи»:

• различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

• анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

• определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

• различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

• различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

• различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нор-мы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;

• соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;

• соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

• соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;

• использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.

2.3

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

• анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение понятия, собственно описание;

• создавать устные учебно – научные монологические сообщения различных функционально – смысловых типов речи (ответ на уроке);

• участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

• владеть приёмами работы с заголовком текста;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;

• создавать объявления (в устной и письменной форме) официально – делового стиля;

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

• анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);

• владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы;

• редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;

• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

• знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.


Спецификация

Назначение КИМ: оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся по родному языку (русскому) в 5 классе основного уровня обучения в целях итоговой аттестации выпускников.

Структура КИМ : собеседование.

Работа состоит из заданий с развернутым ответом.

Дополнительные материалы и оборудование: не требуется.

Условия проведения: задания с развернутым ответом выражается учеником личное мнение в виде законченного высказывания и его аргументация.

Оценивание: каждый вопрос оценивается от 1 до 5 баллов. Минимальное количество отвеченных вопросов: 3; максимальное 5 и более.

Распределение заданий по уровням сложности


Уровень сложности заданий

Число заданий

Номера заданий

Базовый

11

1, 3, 5, 9, 11, 13, 16 – 19, 21

Повышенный

7

2, 6, 7, 10, 15, 22, 26

Высокий

6

4, 8, 12, 14, 24, 25


Цель итоговой работы: оценить уровень подготовки учащихся по курсу родной язык (русский) через оценку их представлений о базовых понятиях курса, способности применять полученные ими знания и умения в практической деятельности, через решение познавательных и практических задач.


Итоговые вопросы

1. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.

2. Русский язык – язык русской художественной литературы. Язык как зеркало национальной культуры.

3. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально – культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.).

4. Народно – поэтические символы, народно – поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван – Царевич, сивка – бурка, жар – птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

5. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.

6. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки.

7. Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые.

8. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской.

9. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.

10. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

11. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

12. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ – палатка, диван – кровать, музей – квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

13. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете.

14. История этикетной формулы обращения в русском языке.

15. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.

16. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

17. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

18. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

19. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

20. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

21. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально – деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

22. Учебно – научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

23. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

24. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

25. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица.

26. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!