СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собеседование на промежуточной аттестации по родному языку (русскому) в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Собеседование на промежуточной аттестации по родному языку (русскому) в 8 классе»

Итоговое собеседование на промежуточной аттестации

по родному языку (русскому) в 8 классе


Контрольно – измерительные материалы по курсу родной язык (русский)

(образовательная программа основного общего образования)


Кодификатор элементов содержания и требований

к уровню подготовки обучающихся


1. Перечень элементов предметного содержания:

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1

1.1.1

1.1.2

1.1.3


1.1.4

1.1.5

Раздел 1. Язык и культура.

Исконно – русская лексика и ее особенности.

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.

Русский человек в обращении к другим.

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.3

1.2.4

Раздел 2. Культура речи.

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.

Нормы употребления терминов.

Трудные случаи согласования в русском языке.

Особенности современного речевого этикета.

1.3

1.3.1

1.3.2

1.3.3

1.3.4

1.3.5

1.3.6

Раздел 3. Речь. Текст.

Информация: способы и средства ее получения и переработки.

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приемы слушания.

Аргументация. Правила эффективной аргументации.

Доказательство и его структура. Виды доказательств.

Разговорная речь. Самопрезентация.

Научный стиль речи. Реферат. Учебно – научная дискуссия.


2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся:

Код

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

2.1

«Язык и культура»:

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

• выявлять единицы языка с национально – культурным компонентом значения в текстах;

• характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (с использованием словарей);

• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

• характеризовать заимствованные слова по языку – источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования;

• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

• комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение);

• характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета;

• объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

2.2

«Культура речи»:

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

• употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

• понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

• корректно употреблять термины в учебно – научном стиле речи (в рамках изученного);

• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

• употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

• анализировать и различать типичные речевые ошибки;

• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

• корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;

• соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; для опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

2.3

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно – научных, художественных, публицистических текстов различных функционально – смысловых типов речи;

• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно – научных, художественных, публицистических текстов различных функционально – смысловых типов речи;

• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления информации;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля речи;

• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

• строить устные учебно – научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно – научной дискуссии;

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо);

• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.


Спецификация

Назначение КИМ: оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся по родному языку (русскому) в 8 классе основного уровня обучения в целях итоговой аттестации выпускников.

Структура КИМ : собеседование.

Работа состоит из заданий с развернутым ответом.

Дополнительные материалы и оборудование: не требуется.

Условия проведения: задания с развернутым ответом выражается учеником личное мнение в виде законченного высказывания и его аргументация.

Оценивание: каждый вопрос оценивается от 1 до 5 баллов. Минимальное количество отвеченных вопросов: 3; максимальное 5 и более.

Распределение заданий по уровням сложности:

Уровень сложности заданий

Число заданий

Номера заданий

Базовый

9

2, 4, 8, 10, 12, 14 – 16, 22.

Повышенный

8

1, 6, 9, 11, 13, 17, 18, 21.

Высокий

4

3, 5, 7, 19.


Цель итоговой работы: оценить уровень подготовки учащихся по курсу родной язык (русский) через оценку их представлений о базовых понятиях курса, способности применять полученные ими знания и умения в практической деятельности, через решение познавательных и практических задач.


Итоговые вопросы

1. Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.

2. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

3. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

4. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

5. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому.

6. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

7. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости – мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф̕̕] и [в̕]; произношение мягкого [н̕] перед ч и щ.

8. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

9. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи.

10. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

11. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своём составе количественно – именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришёл – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).

12. Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

13. Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имён; их оценка.

14. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

15. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

16. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

17. Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно – научном общении.

18. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

19. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

20. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата.

21. Учебно – научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно – научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.

22. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т. д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!