СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Собирательные числительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Собирательные числительные"»

Количественные собирательные числительные.  Склонение и употребление

Количественные собирательные числительные. Склонение и употребление

Актуализация изученного Найдите ошибки и запишите словосочетания в исправленном виде. С полуторами тоннами груза, в сороках километрах, пятидесятью тремя килограммами, о девяносто трёх спортсменах, к трёхстам тридцати вагонам. С полутор ами тоннами груза, в сорок ах километрах, пят и десятью тремя килограммами, о девяност о трёх спортсменах, к тр ёх стам тридцати вагонам. Проверьте себя. С полутора тоннами груза, в сорока километрах, пятьюдесятью тремя килограммами, о девяноста трёх спортсменах, к трёмстам тридцати вагонам.

Актуализация изученного

Найдите ошибки и запишите словосочетания в

исправленном виде.

С полуторами тоннами груза, в сороках километрах, пятидесятью тремя килограммами, о девяносто трёх спортсменах, к трёхстам тридцати вагонам.

С полутор ами тоннами груза, в сорок ах километрах, пят и десятью тремя килограммами, о девяност о трёх спортсменах, к тр ёх стам тридцати вагонам.

Проверьте себя.

С полутора тоннами груза, в сорока километрах, пятьюдесятью тремя килограммами, о девяноста трёх спортсменах, к трёмстам тридцати вагонам.

Собирательные числительные, их строение и склонение Определяем тему урока Закончите ряд слов: Сложные, составные, … Сложные, составные, простые Целые, дробные, … Целые, дробные, собирательные Что такое собирательное числительное ?

Собирательные числительные,

их строение и склонение

Определяем тему урока

Закончите ряд слов:

Сложные, составные, …

Сложные, составные, простые

Целые, дробные,

Целые, дробные, собирательные

Что такое собирательное числительное ?

Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) – обозначают определенное количество предметов как одно целое.

Собирательные числительные

(двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) – обозначают определенное количество предметов как одно целое.

 Открываем новые знания Проанализируйте примеры и определите способ образования собирательных числительных. два – двое пять – пятеро три – трое шесть – шестеро два – дв о е пять – пят ер о три – тр о е шесть – шест ер о Проверьте себя по правилу в учебнике. * Почему выделяется суффикс -о(й)? Буква е обозначает 2 звука ( [ й ] + [ э ] ), при изменении слова звук [ й ] остаётся в основе, окончание (изменяемая часть) – [ э ] .

Открываем новые знания

Проанализируйте примеры и определите способ

образования собирательных числительных.

два – двое пять – пятеро

три – трое шесть – шестеро

два – дв о е пять – пят ер о

три – тр о е шесть – шест ер о

Проверьте себя по правилу в учебнике.

* Почему выделяется суффикс -о(й)?

Буква е обозначает 2 звука ( [ й ] + [ э ] ),

при изменении слова звук [ й ] остаётся в основе,

окончание (изменяемая часть) – [ э ] .

Определяем проблему урока Составьте словосочетания числительного двое с существительными перчатки, дети, студент, медвежонок, облако, песня. Что вы заметили? двое перчаток двое детей двое студентов двое медвежат двое облаков* двое песен* Сформулируйте проблемный вопрос урока. С какими существительными сочетаются, а с какими не сочетаются собирательные числительные?

Определяем проблему урока

Составьте словосочетания числительного двое с существительными перчатки, дети, студент, медвежонок, облако, песня.

Что вы заметили?

двое перчаток

двое детей

двое студентов

двое медвежат

двое облаков*

двое песен*

Сформулируйте проблемный вопрос урока.

С какими существительными сочетаются, а с какими

не сочетаются собирательные числительные?

Прочитайте теоретический материал учебника. Запишите группы слов, сочетающихся с числительным в виде пунктов плана. Сочетаются с собирательными числительными .  Названия лиц мужского пола (четверо солдат,  двое друзей) 2. Со словами дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»), с названиями детёнышей животных (в разговорной речи) 3. Существительные только во мн.ч. (двое ножниц,  трое суток) 4. Названия парных предметов (двое брюк, четверо чулок ) 5. С личными местоимениями мы, вы, они .

Прочитайте теоретический материал учебника.

Запишите группы слов, сочетающихся с числительным в виде пунктов плана.

Сочетаются с собирательными числительными .

  • Названия лиц мужского пола (четверо солдат,

двое друзей)

2. Со словами дети, ребята, люди, лицо (в значении

«человек»), с названиями детёнышей животных

(в разговорной речи)

3. Существительные только во мн.ч. (двое ножниц,

трое суток)

4. Названия парных предметов (двое брюк, четверо

чулок )

5. С личными местоимениями мы, вы, они .

Не сочетаются с собирательными числительными .  Названия взрослых животных (двое медведей, Трое коров Не верно!!!) 2. Названия единичных неодушевленных предметов ( двое столбов, трое столов Не верно!!! ) 3. Названия лиц женского пола ( двое женщин, четверо  спортсменок Не верно!!! )

Не сочетаются с собирательными числительными .

  • Названия взрослых животных (двое медведей,

Трое коров Не верно!!!)

2. Названия единичных неодушевленных предметов

( двое столбов, трое столов Не верно!!! )

3. Названия лиц женского пола ( двое женщин, четверо

спортсменок Не верно!!! )

На основе таблицы проанализируйте особенности склонения собирательных числительных оба, обе . красные красн ых И.п. красн ым об а (м.р., ср.р.) Р.п. красные( ых ) об е (ж.р.) об о их Д.п. красн ыми об о им об е их о красн ых В.п. Т.п. об о их об е им об о ими П.п. об е их об об о их об е ими об об е их

На основе таблицы проанализируйте особенности склонения собирательных числительных оба, обе .

красные

красн ых

И.п.

красн ым

об а (м.р., ср.р.)

Р.п.

красные( ых )

об е (ж.р.)

об о их

Д.п.

красн ыми

об о им

об е их

о красн ых

В.п.

Т.п.

об о их

об е им

об о ими

П.п.

об е их

об об о их

об е ими

об об е их

Назовите варианты неверного употребления собирательных числительных. 1. Четверо девочек 2. Обеих подруг 3. Двое брюк 4. Трое зайцев 5. Семеро котят 6. Пятеро учеников 1. Четверо девочек 2. Обеих подруг 3. Двое брюк 4. Трое зайцев 5. Семеро котят 6. Пятеро учеников 1, 4 Проверь себя.

Назовите варианты неверного употребления собирательных числительных.

1. Четверо девочек

2. Обеих подруг

3. Двое брюк

4. Трое зайцев

5. Семеро котят

6. Пятеро учеников

1. Четверо девочек

2. Обеих подруг

3. Двое брюк

4. Трое зайцев

5. Семеро котят

6. Пятеро учеников

1, 4

Проверь себя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!