СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собирательные числительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме "Собирательные числительные".

Просмотр содержимого документа
«Собирательные числительные»

семнадцать рублей  пятеро друзей  пятнадцать дней  две десятых урожая  три четверти пути  девять человек  три пятых отрезка

семнадцать рублей пятеро друзей пятнадцать дней две десятых урожая три четверти пути девять человек три пятых отрезка

Собирательные числительные (Почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?)

Собирательные числительные

(Почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?)

  Определите составное имя числительное: 1)   десять; 2) семнадцать; 3) тридцать восемь.

  Определите составное имя числительное:

1)   десять;

2) семнадцать;

3) тридцать восемь.

 Числительные 40, 90, 100 имеют падежных форм: 1)   три; 2) четыре; 3)   две.

Числительные 40, 90, 100 имеют падежных форм:

1)   три;

2) четыре;

3)   две.

 Какие количественные числительные склоняются как существительные 3-го склонения? 1)   от 5 до 30; 2)   от 5 до 40; 3)   от 5 до 100.

Какие количественные числительные склоняются как существительные 3-го склонения?

1)   от 5 до 30;

2)   от 5 до 40;

3)   от 5 до 100.

Числительное   полтораста имеет падежных форм:  1)   три;  2)   две;  3)   четыре.

Числительное   полтораста

имеет падежных форм:

1)   три;

2)   две;

3)   четыре.

 В каких падежах в числи-тельных от 11 до 19 на конце пишется  и ? 1)  в Р., Д., П. падежах; 2)  в В., Д., Т., П. падежах.

В каких падежах в числи-тельных от 11 до 19 на конце пишется  и ?

1)  в Р., Д., П. падежах;

2)  в В., Д., Т., П. падежах.

 Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка: 1)   девятистам; 2)   шестиста; 3)   семистам.

Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1)   девятистам;

2)   шестиста;

3)   семистам.

 Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка: 1)   пятидесятью; 2)   шестьюдесятью; 3)   восемьюдесятью.

Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1)   пятидесятью;

2)   шестьюдесятью;

3)   восемьюдесятью.

Сегодня на уроке мы узнаем  1. Что обозначают собирательные числительные;  2. С какими существительными сочетаются собирательные числительные;  3. Как склоняются собирательные числительные;  4. Особенности склонения числительных ОБА (ОБЕ).

Сегодня на уроке мы узнаем

1. Что обозначают собирательные числительные;

2. С какими существительными сочетаются собирательные числительные;

3. Как склоняются собирательные числительные;

4. Особенности склонения числительных ОБА (ОБЕ).

Количественные числительные Числительные, обозначающие целые числа Дробные числительные ? Собирательные числительные

Количественные числительные

Числительные,

обозначающие целые числа

Дробные числительные

?

Собирательные числительные

Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро – обозначают определенное количество предметов как одно целое

Собирательные числительные:

двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро –

обозначают определенное количество предметов как одно целое

 Собирательные числительные двое, трое, четверо и др. образованы от числительных, обозначающих целые числа, с помощью суффиксов -ой- и -ер- .   два – двое  три – трое  четыре – четверо  пять - пятеро -

Собирательные числительные двое, трое, четверо и др. образованы от числительных, обозначающих целые числа, с помощью суффиксов -ой- и -ер- .

два – двое

три – трое

четыре – четверо

пять - пятеро

-

Собирательные числительные склоняются как имена прилагатель- ные во множественном числе:  шестер о  друзей  красив ые  котята шестер ых  друзей  красив ых  котят шестер ым  друзьям  красив ым  котятам шестер ых  друзей  красив ых  котят шестер ыми  друзьями  красив ыми  котятами о шестер ых  друзьях  о красив ых  котятах

Собирательные числительные склоняются как имена прилагатель-

ные во множественном числе: 

шестер о друзей красив ые котята

шестер ых друзей красив ых котят

шестер ым друзьям красив ым котятам

шестер ых друзей красив ых котят

шестер ыми друзьями красив ыми котятами

о шестер ых друзьях о красив ых котятах

Задание Просклоняйте словосочетание семеро козлят

Задание

Просклоняйте словосочетание

семеро козлят

В чем особенность  собирательных числительных? Собирательные числительные сочетаются не со всеми существительными, поддающимися счёту, а только с некоторыми

В чем особенность

собирательных числительных?

Собирательные числительные сочетаются не со всеми существительными, поддающимися счёту, а только с некоторыми

Собирательные числительные сочетаются с существительными, употребляющимися только во множественном числе  или обозначающими парные предметы:  двое  брюк  трое ножниц двое перчаток (т.е. две пары перчаток) с существительными, обозначающими лиц мужского пола:  двое  товарищей трое  водителей с существительными, обозначающими детёнышей животных:  трое  котят пятеро медвежат с личными местоимениями  мы, вы, они: нас пятеро, послали  вас  четверых,  не было их  троих

Собирательные числительные сочетаются

с существительными,

употребляющимися

только

во множественном числе

или обозначающими парные предметы:

двое брюк

трое ножниц

двое перчаток (т.е. две пары перчаток)

с существительными, обозначающими лиц мужского пола:

двое товарищей

трое водителей

с существительными, обозначающими детёнышей животных:

трое котят

пятеро медвежат

с личными местоимениями

мы, вы, они:

нас пятеро,

послали вас четверых,

не было их троих

две ромашки две груши  Собирательные числительные не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола! две девочки

две ромашки

две груши

Собирательные числительные не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола!

две девочки

Выберите нужную форму числительного ( Шесть – шестеро ) друзей учатся на курсах. Недоставало  ( трех – троих ) ножей. ( Двое – две ) лошади скакали во весь опор. ( Семь – семеро ) бед – один ответ. ( Пять – пятеро ) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета. ( Четыре – четверо ) суток мы пробирались по глухой тайге.

Выберите нужную форму числительного

  • ( Шесть – шестеро ) друзей учатся на курсах.
  • Недоставало ( трех – троих ) ножей.
  • ( Двое – две ) лошади скакали во весь опор.
  • ( Семь – семеро ) бед – один ответ.
  • ( Пять – пятеро ) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета.
  • ( Четыре – четверо ) суток мы пробирались по глухой тайге.
Запомни! ОБА – сочетается с существительными мужского и среднего рода: Оба брата учатся в нашей школе.  Оба карандаша  красные. Оба письма от дедушки. ОБЕ – с существительными женского рода: Обе девочки  совсем маленькие. Ты съел обе конфеты !)

Запомни!

ОБА – сочетается с существительными мужского и среднего рода:

Оба брата учатся в нашей школе. Оба карандаша красные. Оба письма от дедушки.

ОБЕ – с существительными женского рода: Обе девочки совсем маленькие. Ты съел обе конфеты !)

ОБА  или  ОБЕ ? куклы яблоки телефоны модели чашки

ОБА или ОБЕ ?

куклы

яблоки

телефоны

модели

чашки

В чем разница? Оба и обе  склоняются по-разному Мужской Женский род  средний род И.п.  оба И.п.  обе Р.д.  обе их Р.д.  обо их Д.п.  обе им Д.п.  обо им В.п.  оба В.п.  обе Т.п.  обе им Т.п.  обо им П.п.  (об) обе их  П.п.  (об) обо их  основа обе - ( обе им командам) основа обо - ( обо их игроков)

В чем разница?

Оба и обе

склоняются по-разному

Мужской

Женский род

средний род

И.п. оба

И.п. обе

Р.д. обе их

Р.д. обо их

Д.п. обе им

Д.п. обо им

В.п. оба

В.п. обе

Т.п. обе им

Т.п. обо им

П.п. (об) обе их

П.п. (об) обо их

основа обе - ( обе им командам)

основа обо -

( обо их игроков)

Вставьте  оба  или обе  в нужном падеже Копать … руками. На ... стенах висели карты. … девочек не было в музее. Вязать … спицами. … пятиклассников приняли в команду.

Вставьте оба или обе в нужном падеже

  • Копать … руками.
  • На ... стенах висели карты.
  • девочек не было в музее.
  • Вязать … спицами.
  • пятиклассников приняли в команду.
 Вместо пропусков вставьте словосоче-тания  оба ученика, обе ученицы  в нужной грамматической форме  Вот ... .  Я стою около .... .          Я подошёл к ... .  Я смотрю на ... .  Я нахожусь рядом с ... .  Яркие курточки были на ... .

Вместо пропусков вставьте словосоче-тания  оба ученика, обе ученицы  в нужной грамматической форме

Вот ... . Я стою около .... .         Я подошёл к ... . Я смотрю на ... . Я нахожусь рядом с ... . Яркие курточки были на ... .

Решаем тест Найди ошибку: двое подруг двое котят двое учеников нас двое Найди ошибку: семеро козлят четверо женщин четверо друзей пятеро котят Найди ошибку: трое ножниц семеро кошек семеро парней две женщины Найди ошибку: на обоих журналах на обеих берегах обе подруги оба друга

Решаем тест

Найди ошибку:

  • двое подруг
  • двое котят
  • двое учеников
  • нас двое

Найди ошибку:

  • семеро козлят
  • четверо женщин
  • четверо друзей
  • пятеро котят

Найди ошибку:

  • трое ножниц
  • семеро кошек
  • семеро парней
  • две женщины

Найди ошибку:

  • на обоих журналах
  • на обеих берегах
  • обе подруги
  • оба друга
Запишите числа при помощи собирательных числительных За одним столом сидят (3) друзей. У тёти Маши (4) детей. (5) альпинистов ушли в горы. На столе лежало (6) ножниц, Прошло (3) суток.

Запишите числа при помощи собирательных числительных

За одним столом сидят (3) друзей. У тёти Маши (4) детей.

(5) альпинистов ушли в горы. На столе лежало (6) ножниц, Прошло (3) суток.

Вместо точек вставьте собирательные числительные  двое, трое, оба, обе. За партой обычно сидят по …. Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось …. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки. … сына были похожи на папу.

Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе.

  • За партой обычно сидят по ….
  • Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось ….
  • Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки.
  • сына были похожи на папу.

Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах:   Р.п. семер* конькобежц*, Тв.п. семер* конькобежц*; Д.п. пятер* товарищ*, Пр. п. о пятер* товарищ*; Р.п. четвер* велосипедист*, Д.п. четвер* велосипедист*;

Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах:

  • Р.п. семер* конькобежц*,
  • Тв.п. семер* конькобежц*;
  • Д.п. пятер* товарищ*,
  • Пр. п. о пятер* товарищ*;
  • Р.п. четвер* велосипедист*,
  • Д.п. четвер* велосипедист*;

 Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным  Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).   Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).   Четверо (лисята, очки, подруга, малыш).

Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным

Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).

Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).

Четверо (лисята, очки, подруга, малыш).

Закрепление 1. Что такое собирательные числительные? 2.Как образуются собирательные числительные? Приведите примеры. 3.С чем сочетаются собирательные числительные? 4.Как склоняются собирательные числительные? 5.Просклоняйте словосочетание пятеро ребят. 6.Просклоняйте словосочетание  двое часов.

Закрепление

1. Что такое собирательные числительные?

2.Как образуются собирательные числительные? Приведите примеры.

3.С чем сочетаются собирательные числительные?

4.Как склоняются собирательные числительные?

5.Просклоняйте словосочетание пятеро ребят.

6.Просклоняйте словосочетание двое часов.

Домашнее задание   § 51,  упр. 606

Домашнее задание

§ 51, упр. 606

Рефлексия  Вспомните цели урока. Достигли мы с вами поставленной цели?  Какие новые знания вы приобрели на этом уроке?  Что для вас осталось непонятным из изученного материала на уроке?  Были ли у вас трудности в работе?

Рефлексия

Вспомните цели урока. Достигли мы с вами поставленной цели?

Какие новые знания вы приобрели на этом уроке?

Что для вас осталось непонятным из изученного материала на уроке?

Были ли у вас трудности в работе?

 Замените цифры словами, употребляя, где это возможно собирательные числительные. Подчеркните их. 1. По дороге в школу я встретил 2 мужчин и 2 женщин. 2. Буря бушевала уже 4 суток. 3. Я дружу с 3 мальчиками и 3 девочками. 4. Охотник из лесу принес 5 волчат.

Замените цифры словами, употребляя, где это возможно собирательные числительные. Подчеркните их.

1. По дороге в школу я встретил 2 мужчин и 2 женщин.

2. Буря бушевала уже 4 суток.

3. Я дружу с 3 мальчиками и 3 девочками.

4. Охотник из лесу принес 5 волчат.

Стилистическая разминка. Исправьте ошибки, где это необходимо.  1. Двое мальчиков шли по мосту. 2. Пятеро красивых девушек в ярких костюмах плясали у кромки поля. 3. Шестеро зайчат весело прыгали по солнечной полянке. 4. К празднику во дворе залили пятеро ледяных горок. 5. Пришла весна, и в четырех берлогах проснулись четверо медведиц с четвертыми медвежатами.

Стилистическая разминка.

Исправьте ошибки, где это необходимо.

1. Двое мальчиков шли по мосту.

2. Пятеро красивых девушек в ярких костюмах плясали у кромки поля.

3. Шестеро зайчат весело прыгали по солнечной полянке.

4. К празднику во дворе залили пятеро ледяных горок.

5. Пришла весна, и в четырех берлогах проснулись четверо медведиц с четвертыми медвежатами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!