СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собирательные числительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из уроков по теме "Числительные", который поможет детям отличить собирательные числительные от других типов.

Просмотр содержимого документа
«Собирательные числительные»

Для 6 А класса

Для 6 А класса

Актуализация опорных знаний Просклоняйте дробные числительные: вариант 1 — 3/4, 6,74; вариант 2 - 2/3, 8,96.

Актуализация опорных знаний

  • Просклоняйте дробные числительные: вариант 1 — 3/4, 6,74; вариант 2 - 2/3, 8,96.

Самоопределение к деятельности  Прочитайте стихотворение . В одно окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь, Другой — листвы зелёной вязь,  Весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое...  О чём это стихотворение?  Какова его основная мысль?  Почему двое увидели разное?  Кстати, что такое двое?  В чём особенность этого слова? Это собирательное числительное, т. е. такое, которое обозначает нескольких как одно целое.  Составьте словосочетание с этим словом. Попробуйте его просклонять.  А можно ли сказать двое подруг? Почему?  Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Познакомиться с особенностями склонения и употребления собирательных числительных.

Самоопределение к деятельности

  • Прочитайте стихотворение .

В одно окно смотрели двое:

Один увидел дождь и грязь,

Другой — листвы зелёной вязь,

Весну и небо голубое!

В одно окно смотрели двое...

  • О чём это стихотворение?
  • Какова его основная мысль?
  • Почему двое увидели разное?
  • Кстати, что такое двое?
  • В чём особенность этого слова?

Это собирательное числительное, т. е. такое, которое обозначает нескольких как одно целое.

  • Составьте словосочетание с этим словом. Попробуйте его просклонять.
  • А можно ли сказать двое подруг? Почему?
  • Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Познакомиться с особенностями склонения и употребления собирательных числительных.

Собирательные числительные   от 2 до 10 сколько? двое трое четверо пятеро шестеро семеро восьмеро девятеро десятеро оба обе

Собирательные числительные

от 2 до 10

сколько?

двое трое

четверо пятеро

шестеро семеро

восьмеро девятеро

десятеро

оба обе

Собирательные числительные сочетаются не с каждым словом, их сочетаемость ограниченна. Они сочетаются: с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: трое мальчиков, семеро козлят; с существительными, которые употребляются только во множественном числе: двое очков, трое суток; с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок), двое коньков (две пары коньков); с личными местоимениями: их было четверо, нас оставалось только трое. С существительными мужского рода допустимо употребление и собирательного числительного, и числительного, обозначающего целое число: трое друзей — три друга. Особо надо сказать о собирательном существительном оба (обе), с основой в мужском и среднем роде обо-, а в женском — обе-: у обоих спортсменов, в обоих окнах, но: с обеими девушками.

Собирательные числительные сочетаются не с каждым словом, их сочетаемость ограниченна. Они сочетаются:

  • с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: трое мальчиков, семеро козлят;
  • с существительными, которые употребляются только во множественном числе: двое очков, трое суток;
  • с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок), двое коньков (две пары коньков);
  • с личными местоимениями: их было четверо, нас оставалось только трое.
  • С существительными мужского рода допустимо употребление и собирательного числительного, и числительного, обозначающего целое число: трое друзей — три друга.
  • Особо надо сказать о собирательном существительном оба (обе), с основой в мужском и среднем роде обо-, а в женском — обе-: у обоих спортсменов, в обоих окнах, но: с обеими девушками.
Собирательные числительные сочетаются: 1) с существительными, которые называют ЛИЦ мужского пола ( двое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат, двое друзей, трое военных); 2) с существительными дети, люди ( пятеро людей, трое детей ); 3)  с существительными, обозначающими названия детёнышей животных ( семеро козлят, трое зайчат, НО ТРИ ЗАЙЦА ); 4) с существительными, имеющими формы только множественного числа ( двое саней, трое ножниц, семеро суток );  5) с существительными, называющими парные предметы ( двое носков, двое рукавиц, в значении “столько-то пар” );  с личными местоимениями мы, вы, они ( нас двое, вас трое, их было пятеро ); не сочетаются  с существительными женского рода ( ПЯТЬ девочек . Сочетание пятеро девочек ). НЕВЕРНО

Собирательные числительные

сочетаются:

1) с существительными, которые называют ЛИЦ мужского пола ( двое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат, двое друзей, трое военных);

2) с существительными дети, люди ( пятеро людей, трое детей );

3)  с существительными, обозначающими названия детёнышей животных ( семеро козлят, трое зайчат, НО ТРИ ЗАЙЦА );

4) с существительными, имеющими формы только множественного числа ( двое саней, трое ножниц, семеро суток );

5) с существительными, называющими парные предметы ( двое носков, двое рукавиц, в значении “столько-то пар” );  с личными местоимениями мы, вы, они ( нас двое, вас трое, их было пятеро );

не сочетаются с существительными женского рода ( ПЯТЬ девочек . Сочетание пятеро девочек ).

НЕВЕРНО

Работа по учебнику 1.Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 56—58). 2.Упр. 421 — устное выполнение.  Закрепление изученного материала 1.Упр. 422 - комментированное письмо. 2.Упр. 423 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения

Работа по учебнику

1.Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 56—58).

2.Упр. 421 — устное выполнение.

Закрепление изученного материала

1.Упр. 422 - комментированное письмо.

2.Упр. 423 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения

КАК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И.п. семер о смел ых ребят Р.п. семер ых смел ых ребят Д.п. семер ым смел ым ребятам В.п. семер ых смел ых ребят Т.п. семер ыми смел ыми ребятами П.п. (о) семер ых смел ых ребятах

КАК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

И.п. семер о смел ых ребят

Р.п. семер ых смел ых ребят

Д.п. семер ым смел ым ребятам

В.п. семер ых смел ых ребят

Т.п. семер ыми смел ыми ребятами

П.п. (о) семер ых смел ых ребятах

И.п. об а Р.п. об оих Д.п. об оим В.п. об а дома, об оих братьев Т.п. об о ими П.п. об оих И.п. об е Р.п. об еих Д.п. об еим В.п. об е улицы, об еих сестер Т.п. об е ими П.п. об еих

И.п. об а

Р.п. об оих

Д.п. об оим

В.п. об а дома, об оих братьев

Т.п. об о ими

П.п. об оих

И.п. об е

Р.п. об еих

Д.п. об еим

В.п. об е улицы, об еих сестер

Т.п. об е ими

П.п. об еих

Практические задания   Составьте предложения,  используя числительные:   обе, трое, пятеро, оба, вчетвером . Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.

Практические задания

  • Составьте предложения, используя числительные:

обе, трое, пятеро, оба, вчетвером .

  • Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.

Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе . За партой обычно сидят по …. Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось …. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки. … сына были похожи на папу.
  • Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе .
  • За партой обычно сидят по ….
  • Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось ….
  • Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки.
  • … сына были похожи на папу.

Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах:   Р.п. семер* конькобежц*, Тв.п. семер* конькобежц*; Д.п. пятер* товарищ*, Пр. п. о пятер* товарищ*; Р.п. четвер* велосипедист*, Д.п. четвер* велосипедист*; Тв.п. тро* лисят*, Пр.п. о тро* лисят*; Р.п. семер* козлят*, Д.п. семер* козлят*.
  • Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах:
  • Р.п. семер* конькобежц*, Тв.п. семер* конькобежц*;
  • Д.п. пятер* товарищ*, Пр. п. о пятер* товарищ*;
  • Р.п. четвер* велосипедист*, Д.п. четвер* велосипедист*;
  • Тв.п. тро* лисят*, Пр.п. о тро* лисят*;
  • Р.п. семер* козлят*, Д.п. семер* козлят*.

Занимательная лингвистика Вспомните пословицы, поговорки с собирательными числительными, литературные произведения, фильмы, в названиях которых они встречаются.  Один с сошкой — семеро с ложкой. Рука руку моет — обе белы живут. «Семерых одним махом». «Трое в лодке, не считая собаки», «Семеро смелых», «Волк и семеро козлят», «Пятеро из одного стручка».

Занимательная лингвистика

  • Вспомните пословицы, поговорки с собирательными числительными, литературные произведения, фильмы, в названиях которых они встречаются.

Один с сошкой — семеро с ложкой. Рука руку моет — обе белы живут. «Семерых одним махом». «Трое в лодке, не считая собаки», «Семеро смелых», «Волк и семеро козлят», «Пятеро из одного стручка».

Тест 1)        Найди ошибку: семеро козлят   одиннадцатеро цыплят   четверо друзей   пятеро котят

Тест

1)        Найди ошибку:

  • семеро козлят
  •   одиннадцатеро цыплят
  •   четверо друзей
  •   пятеро котят
2)        Найди ошибку: двое подруг   двое котят   двое учеников   нас двое

2)        Найди ошибку:

  • двое подруг
  •   двое котят
  •   двое учеников
  •   нас двое
3 )        Найди ошибку: трое ножниц   семеро кошек   семеро парней   две женщины

3 )        Найди ошибку:

  • трое ножниц
  •   семеро кошек
  •   семеро парней
  •   две женщины
4)        Найди ошибку: на обоих журналах   на обеих берегах   обе подруги   оба друга

4)        Найди ошибку:

  • на обоих журналах
  •   на обеих берегах
  •   обе подруги
  •   оба друга
5)        Найди правильное сочетание: двенадцатеро первоклассников   двое кошек   в обоих томах   шестеро тигриц

5)        Найди правильное сочетание:

  • двенадцатеро первоклассников
  •   двое кошек
  •   в обоих томах
  •   шестеро тигриц
Проверка 2 1 2 2 3  Поставь оценку! 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» От 3 ошибок – «2»

Проверка

  • 2
  • 1
  • 2
  • 2
  • 3

Поставь оценку!

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

От 3 ошибок – «2»

Стилистическая разминка. Исправьте ошибки, где это необходимо.  1. Двое мальчиков шли по мосту. 2. Пятеро красивых девушек в ярких костюмах плясали у кромки поля. 3. Шестеро зайчат весело прыгали по солнечной полянке. 4. К празднику во дворе залили пятеро ледяных горок. 5. Пришла весна, и в четырех берлогах проснулись четверо медведиц с четвертыми медвежатами.

Стилистическая разминка.

  • Исправьте ошибки, где это необходимо.

1. Двое мальчиков шли по мосту.

2. Пятеро красивых девушек в ярких костюмах плясали у кромки поля.

3. Шестеро зайчат весело прыгали по солнечной полянке.

4. К празднику во дворе залили пятеро ледяных горок.

5. Пришла весна, и в четырех берлогах проснулись четверо медведиц с четвертыми медвежатами.

Замените цифры словами, употребляя, где это возможно собирательные числительные. Подчеркните их. 1.По дороге в школу я встретил 2 мужчин и 2 женщин. 2.Буря бушевала уже 4 суток. 3. Я дружу с 3 мальчиками и 3 девочками. 4.Охотник из лесу принес 5 волчат.
  • Замените цифры словами, употребляя, где это возможно собирательные числительные. Подчеркните их.

1.По дороге в школу я встретил 2 мужчин и 2 женщин.

2.Буря бушевала уже 4 суток.

3. Я дружу с 3 мальчиками и 3 девочками.

4.Охотник из лесу принес 5 волчат.

Ответьте на вопросы 1. Что обозначают собирательные числительные?  2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?  3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?  4. В чем особенность употребления числительных  обе-оба?

Ответьте на вопросы

  • 1. Что обозначают собирательные числительные? 2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные? 3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные? 4. В чем особенность употребления числительных  обе-оба?
Домашнее задание Учебник: § 74, упр. 424, 425,426 (подготовиться к диктанту).  

Домашнее задание

Учебник: § 74, упр. 424, 425,426 (подготовиться к диктанту).

 

Цели : показать особенности употребления и склонения собирательных числительных; развивать навыки монологической речи; учить предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки. Планируемые результаты : умения правильно употреблять и склонять собирательные числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления. Урок составила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.Сорска Кухарь Н. В .

Цели : показать особенности употребления и склонения собирательных числительных; развивать навыки монологической речи; учить предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки.

Планируемые результаты : умения правильно употреблять и склонять собирательные числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Урок составила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.Сорска Кухарь Н. В .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя