СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собственные и нарицательные имена существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализировать знания учащихся о классификации слов русского языка.

Сформировать представление о собственных и нарицательных имен существительных

Ввести алгоритм определения собственных и нарицательных имен существительных

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные»

Предмет

Русский язык, 3 класс

Тема

Собственные и нарицательные имена существительные

Цели

Актуализировать знания учащихся о классификации слов русского языка.

Сформировать представление о собственных и нарицательных имен существительных

Ввести алгоритм определения собственных и нарицательных имен существительных

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат

Личностные

Метапредметные

Предметные


Проявлять:

Эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

осознание собственных достижений при освоении учебной темы.


Познавательные умения:

— определять отличительные особенности собственных и нарицательных имен существительных и обосновывать своё мнение;

— находить собственные имена существительные

— определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные умения:

формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Различать собственные и нарицательные имена существительные

Цели деятельности

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Планируемый результат

Мотивация учащихся к учебной деятельности (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).


Самоопределение к учебной деятельности.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»

Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Невербальная форма коммуникации


Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Минутка чистописания.

- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Какой звук слышится?

-Дайте ему характеристику. (согласный, твёрдый, звонкий непарный.)

- Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом.

- Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

-Прочитайте словарные слова друг другу (Прием «Телеграмма»)

Рбт, рбнк, Рсс, Мскв, врбй, ттрд, рдн.

Запишите, обменяйтесь тетрадями, проверьте по слайду.

Работа в группе по 4 человека.. (Прием «Мозговой штурм»)

Разделите слова на группы разными способами.

(Определить части речи;

Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

Разделить на группы: двухсложные и трёхсложные слова;

Разделить на группы: с безударной буквой о, а и с безударной е;

Разделить на группы: с заглавной и строчной буквой.)

  • Прописывать прописную букву Мм, давать характеристику

  • Классифицировать слова по группам,

  • коммникативные (учет позиции членов группы, умение договориться)






















Цели деятельности

Активировать к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме

• Выявить уровень умения делить слова на группы.

2. Ситуативное задание


  1. Определение темы урока.

Сначала вы записали слово «родина» со строчной буквы, а сейчас слово «Родина» написано с заглавной буквы. Так как же: родина или Родина?

Определение слова из «Толкового словаря» Ожегова:

Что значит родина для вас?

страна Россия, город Моршанск

Запишите словосочетания.

  • Что общего у первых слов в словосочетании? (пишутся со строчной буквы)

  • А у вторых? (пишутся с заглавной буквы)

Какая задача стоит перед нами? (Понять почему одни слова в предложении пишутся с большой буквы, а другие с маленькой, узнать, как называются эти слова, научиться писать такие существительные. )

  • Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные)

А как называются слова, которые дают обобщённое название классов однородных предметов и явлений? (нарицательные)



Коммуникативные (строить высказывания по теме диалога)




Цели деятельности

Учебно-познавательная деятельность

Планируемый результат

Актуализировать знания о

классификации имен существительных: собственное и нарицательное

— определять часть речи и обосновывать своё мнение;

— распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение;

  1. Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных.

  • Учебник, с.15 упр.20/ работа в группах.

  • Как определить среди данных слов имена существительные собственные и нарицательные?

  • Почему имена существительные получили название собственные?

(Имена собственные – это индивидуальное, неповторимое название предметов.)

  • Подберите к данным именам нарицательным другие имена собственные, объясните их написание.

  • Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.


Коммуникативные

Познавательные

Предметные



Физ. минутка: проводит группа, которая раньше справилась с заданием.


Выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— формулировать вопрос к определённой части речи;

— писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

Работа в парах. Дети в парах составляют правила о написании собственных имен существительных. Проверим наши правила.

Самопроверка.

-Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. Дополните кластер «Собственные имена существительные»

Собственные имена существительные

Познавательные умения:

— определять часть речи и обосновывать своё мнение;

— распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Предметные умения:

— формулировать вопрос к определённой части речи;


Дид. Игра «Аукцион» назовите собственные имена существительные, относящиеся к сказке «Незнайка»



Диагностика качества освоения темы


Цели - установить степень усвоения темы, а именно:

- определять части речи;

- определять морфологические признаки частей речи;

- образовывать неопределенную форму глаголов;

- писать слова с известными орфограммами;

- выполнять задания в соответствии с целью;

– проверять написание текст, вносить исправления.

Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал.

Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны.

Первое задание – самое лёгкое, второе – посложнее, третье – творческое.


Регулятивные умения:

- выполнять задания в соответствии с целью;

– проверять написание текста, вносить исправления.

Предметные умения:

- определять части речи;

- определять морфологические признаки частей речи.

- писать слова с известными орфограммами.


Рефлексивная деятельность


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат своей деятельности;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

На уроках по теме «Части речи» я узнал(а)…, понял(а)…, научил_ся(лась)…. .

Наибольшего успеха я достиг(ла) в…

Личностные умения:

- оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.



Учебник, правило с.15, упр.22 с.16.

Подготовить карточку 3 предложения с орфограммой собственное имя существительное