Предмет | Русский язык, 3 класс |
Тема | Собственные и нарицательные имена существительные |
Цели | Актуализировать знания учащихся о классификации слов русского языка. Сформировать представление о собственных и нарицательных имен существительных Ввести алгоритм определения собственных и нарицательных имен существительных Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
Планируемый результат |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Проявлять: Эмоционально-ценностное отношение к проблеме; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Познавательные умения: — определять отличительные особенности собственных и нарицательных имен существительных и обосновывать своё мнение; — находить собственные имена существительные — определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить учебные действия с известным алгоритмом; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные умения: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Различать собственные и нарицательные имена существительные |
Цели деятельности | ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | Планируемый результат |
Мотивация учащихся к учебной деятельности (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность). | Самоопределение к учебной деятельности. Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!» Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. | Невербальная форма коммуникации |
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. Минутка чистописания. - Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания. -Какой звук слышится? -Дайте ему характеристику. (согласный, твёрдый, звонкий непарный.) - Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом. - Последняя буква в каждой ячейке становится первой. -Прочитайте словарные слова друг другу (Прием «Телеграмма») Рбт, рбнк, Рсс, Мскв, врбй, ттрд, рдн. Запишите, обменяйтесь тетрадями, проверьте по слайду. Работа в группе по 4 человека.. (Прием «Мозговой штурм») Разделите слова на группы разными способами. (Определить части речи; Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; Разделить на группы: двухсложные и трёхсложные слова; Разделить на группы: с безударной буквой о, а и с безударной е; Разделить на группы: с заглавной и строчной буквой.) | Прописывать прописную букву Мм, давать характеристику Классифицировать слова по группам, коммникативные (учет позиции членов группы, умение договориться) |
Цели деятельности Активировать к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме • Выявить уровень умения делить слова на группы. | 2. Ситуативное задание Определение темы урока. Сначала вы записали слово «родина» со строчной буквы, а сейчас слово «Родина» написано с заглавной буквы. Так как же: родина или Родина? Определение слова из «Толкового словаря» Ожегова: Что значит родина для вас? страна Россия, город Моршанск Запишите словосочетания. Что общего у первых слов в словосочетании? (пишутся со строчной буквы) А у вторых? (пишутся с заглавной буквы) Какая задача стоит перед нами? (Понять почему одни слова в предложении пишутся с большой буквы, а другие с маленькой, узнать, как называются эти слова, научиться писать такие существительные. ) Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные) А как называются слова, которые дают обобщённое название классов однородных предметов и явлений? (нарицательные) | Коммуникативные (строить высказывания по теме диалога) |
Цели деятельности | Учебно-познавательная деятельность | Планируемый результат |
Актуализировать знания о классификации имен существительных: собственное и нарицательное — определять часть речи и обосновывать своё мнение; — распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение; | Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных. Учебник, с.15 упр.20/ работа в группах. Как определить среди данных слов имена существительные собственные и нарицательные? Почему имена существительные получили название собственные? (Имена собственные – это индивидуальное, неповторимое название предметов.) Подберите к данным именам нарицательным другие имена собственные, объясните их написание. Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы. | Коммуникативные Познавательные Предметные |
| Физ. минутка: проводит группа, которая раньше справилась с заданием. | |
Выполнять учебное задание, используя алгоритм; — формулировать вопрос к определённой части речи; — писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; | Работа в парах. Дети в парах составляют правила о написании собственных имен существительных. Проверим наши правила. Самопроверка. -Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. Дополните кластер «Собственные имена существительные» Собственные имена существительные | Познавательные умения: — определять часть речи и обосновывать своё мнение; — распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. Предметные умения: — формулировать вопрос к определённой части речи; |
| Дид. Игра «Аукцион» назовите собственные имена существительные, относящиеся к сказке «Незнайка» | |
| Диагностика качества освоения темы | |
Цели - установить степень усвоения темы, а именно: - определять части речи; - определять морфологические признаки частей речи; - образовывать неопределенную форму глаголов; - писать слова с известными орфограммами; - выполнять задания в соответствии с целью; – проверять написание текст, вносить исправления. | Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал. Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны. Первое задание – самое лёгкое, второе – посложнее, третье – творческое. | Регулятивные умения: - выполнять задания в соответствии с целью; – проверять написание текста, вносить исправления. Предметные умения: - определять части речи; - определять морфологические признаки частей речи. - писать слова с известными орфограммами. |
| Рефлексивная деятельность | |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить: — соотносить полученный результат с поставленной целью; — оценивать результат своей деятельности; — оценивать результат учебной деятельности. | Самоанализ На уроках по теме «Части речи» я узнал(а)…, понял(а)…, научил_ся(лась)…. . Наибольшего успеха я достиг(ла) в… | Личностные умения: - оценивать результат учебной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить полученный результат с поставленной целью. |
| Учебник, правило с.15, упр.22 с.16. Подготовить карточку 3 предложения с орфограммой собственное имя существительное | |