СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собственные и нарицательные имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с собственными и нарицательными именами существительными

Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные»


Класс: 3 класс

Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий

УМК: Школа России


Тема

Собственные и нарицательные имена существительные

Цель

познакомить с понятием собственные и нарицательные имена существительные;

- закреплять ранее изученный материал;

- обогащать словарный запас, развивать речь; - воспитывать интерес к урокам русского языка.


Формируемые УУД

Личностные: формирование уважения к своему краю, развитие толерантности к другим народам проживающем в края.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме решение, аргументированно строить предположение, убеждать и уступать.

Предметные: познакомить с понятием собственные и нарицательные имена существительные;

- учить распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных и нарицательных; наблюдать за их грамматическими признаками (неизменяемость по числам);

Обобщение урока

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  Презентация, карточки индивидуальные, карточки «Да», «Нет».

Организация пространства


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные , личностные УУД

I. Мотивация (создание проблемной ситуации)

1) Демонстрирует образец

Учитель: -У каждого народа свои традиции, своя история.

Каждый народ создавал пословицы

- Как вы думаете, для чего создавались пословицы?

На доске записанная пословица. Как вы думаете какой народ её сочинил? (Кубанский)

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

«Этнокультурологическом словарике»-

. Дома найти толкование их лексического значения, кубанских слов

2) Учитель:

цель исследования: - Что такое нация? ( На́ция (от лат. — племя, народ) — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: общего языка, территории, проявляющегося в общей культуре.) 

-Сегодня на Кубани живут люди более 100 национальностей: русские, армяне, греки, украинцы, белорусы, адыги, поляки. Для многих из ник Кубань-их Родина., где они родились и живут

- Сгруппируйте существительные по определённому признаку в 2 группы.

На какие группы разделили слова? (Одушевленные, неодушевленные)

1) прописывают пословицу

2) группируют существительные по определённому признаку в 2 группы.



1) Минутка чистописания

Этнокультурный модуль: В чужой кошари овэц нэ наплодыш - дружба дружбой, а табачок врозь.

2) Прием «выполнимое/невыполнимое действие».

Каждый ученик получает карточку с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными .

Берёза, дятел, Марина, снегирь, камень, снег, Москва, иней, юноша, дом, Сергей, кошка, Россия, Кубань.


Повторение понятия «нация» и «одушевлённые, неодушевлённые имена существительные»

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. 1. Словарно-орфографическая работа. (Индивидуальная)


Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.

Выполняют задания в рабочих листах в малых группах.


КАРТОЧКА 1 Спиши . Вставь пропущенные буквы.Перед каждым именем существительным в скобках пиши вопрос, на которое оно отвечает.

Казак    стол    сосед     доска  задача      заяц     платок     ворона       

КАРТОЧКА 2

На какие вопросы отвечают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые?
Запиши одушевлённые  существительные в первый столбик, а имена неодушевлённые во второй столбик:

Страна, Ольга, олень, гроза, дерево, Олег, ласточка, звонок, учебник, ученик.

КАРТОЧКА 3

.Подчеркни красным карандашом имена существительные одушевленные, а синим неодушевленные.

Ягода, завтрак, альбом, яблоко, язык, народ, помидор, ученик, Россия, Германия, магазин, дельфин, Краснодар, шашка, папаха, нагайка, Киев, Дмитрий.

Ягода, завтрак, альбом, яблоко, язык, народ, помидор,

ученик, Россия, трактор, животное, Москва, герой,

вторник, поэт, обед, солдат, трамвай, картофель, ужин,

столица, растение, учитель.


.




Определение одушевлённых и неодушевлённых имён существительные.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные


1) Учитель- Сейчас проверим, что вы уже знаете об именах существительных. (работа с сигнальными карточками «зеленый -ДА» и «красный -НЕТ»):

Я читаю предложение, вы показываете сигнальными карточками

1. Имя существительное отвечает на вопрос какие? Какя?

2. Имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

3. Имя существительное обозначает действие предмета?

4. Имя существительное обозначает предмет.

5. Имя существительное изменяется по числам.

6. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или средне­му роду.

7. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?

8. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?

9. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим.

Раз­де­ли­те слова на две ко­лон­ки: какие, как вы думаете? (соб­ствен­ные и на­ри­ца­тель­ные имена су­ще­стви­тель­ные)

Ладога, карниз, Эверест, белка, Бобров, мел, Белов, бублик, Бубликов. - Какая тема урока? Чему будем учиться?

1) Ученики представляют работу

Записывают и запоминают правописание слова


Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осмысливают и оценивают свою деятельность на данном этапе.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные

III. Работа по теме урока.

1.Наблюдение за употреблением большой буквы в письменной речи.













































2. Выведение правила правописания большой буквы в именах собственных.



1) Учитель: Называет тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу.

Прочитайте 2 текста.

1. Язык дружбы
Русский язык это язык мира и дружбы народов. Я русский, Мириан и Гига грузины, Сусанна, Нарек и Мгер армяне, Лена украинка. Мы учимся в одном классе. Нас сдружил русский язык.

2. Река Кубань одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа.
Она несет свои воды в Азовское море. Вода Кубани заполнила Краснодарское водохранилище. Его создали руки человека. На правом берегу Кубани стоит красавец Краснодар.

- Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение. (имена, названия реки, моря, водохранилища, города.)

- Назовите нарицательные имена существительные. (Грузины, армяне, украинка, река, море, водохранилище, город.)

- К этим именам нарицательным подберите другие имена собственные.
( Мириан и Гига, Сусанна, Нарек и Мгер, Лена, Кубань, Азовское, Краснодарское, Краснодар)

- Спишите. Подчеркните изученные орфограммы.


2) - Прочитайте сведения о языке.

- Какие имена существительные называют собственными?

- Какие имена существительные называют нарицательными?

В рус­ском языке по зна­че­нию имена су­ще­стви­тель­ные де­лят­ся на соб­ствен­ные и на­ри­ца­тель­ные. Слово «на­ри­ца­тель­ное» об­ра­зо­вал­ось от ста­ро­сла­вян­ско­го слова и озна­ча­ет «го­во­рить». На­ри­ца­тель­ные имена су­ще­стви­тель­ные – это общее на­зва­ние для всех од­но­род­ных пред­ме­тов и яв­ле­ний. Слово «соб­ствен­ный» также об­ра­зо­ва­лось от ста­ро­сла­вян­ско­го слова и озна­ча­ет «лич­ное, себе при­над­ле­жа­щее». Имя соб­ствен­ное – это имя, ко­то­рым на­зы­ва­ют пред­мет, чтобы от­ли­чить его от дру­го­го од­но­род­но­го пред­ме­та. Соб­ствен­ные имена су­ще­стви­тель­ные – это на­зва­ния от­дель­ных лиц, еди­нич­ных пред­ме­тов.

Чтобы вы­де­лить на пись­ме имена соб­ствен­ные, их при­ня­то пи­сать с за­глав­ной буквы.

1) Фронтальная. Словесный.

Беседа.















































2)Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, задание, правило.


Формулируют учебную задачу.

Читают тексты, отвечают на вопросы, выполняют задания.





















































Выдвигают правило



Имена существительные




собственные

нарицательные




Кто?

Что?







Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.













































Овладевают основами смыслового чтения; осознано строят речевое высказывание в устной и письменной форме; структурируют знания.


Регулятивные, познавательные

IV. Закрепление знаний и способов действий

1.Самостоятельная работа.

Вы­бе­рем нуж­ную букву в скоб­ках и объ­яс­ним свой выбор.

К(к)раснодарский край расположен на юге РФ. граничит с Р(р)остовской Областью, с республикой А(а)дыгея, республикой К(к)рым, К(к)арачаево-Черкесской Р(р)еспубликой, ставропольским краем и А(а)бхазией. К(к)раснодарский край еще называют К(к)убанью -  по названию главной реки- реки К(к)убань. К(к)раснодарский край омывается водами Ч(ч)ерного и А(а)зовского морей. Северная часть края- равнинная , а южная -гористая. Столица К(к)раснодарского края –К(к)раснодар. Крпуные города: С(с)очи, А(а)рмавир, Н(н)овороссийск.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа


Выполняют задание.

Осуществляют классификацию по заданному критерию; находят сходство и различие.

Регулятивные, познавательные

V. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

1) – Какое открытие сделали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чём хотели бы узнать подробнее?

1) Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные, познавательные

VI. Домашнее задание

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

В качестве домашнего задания – выполнить упражнение на выбор из учебника по теме урока – собственные и нарицательные имена существительные.

Принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Регулятивные, коммуникативные















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!