свои ответы с образцом, ответами других учащихся; уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
необходимую информацию из текстов; устанавливать причинно-следственные связи; умение делать выводы;
на поставленные вопросы; вести диалог; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
и по заданным признакам.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. | Создать благоприятный настрой, способствовать созданию внутреннего комфорта; мотивировать на активную плодотворную работу. | Начинаем ровно в срок, Наш очередной урок. Мы друг к другу повернемся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! | Занимают свои рабочие места. |
II | Актуализация знаний. | Знать грамматические признаки имен существительных; уметь различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Учиться делать обобщения. | - Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучаем тему «Имя существительное». Давайте повторим некоторые вопросы. Проведем блиц-опрос. Отвечать нужно только «да» или «нет». 1) Блиц-опрос: - имена существительные отвечают на вопрос «какой?» - имена существительные отвечают на вопрос «что делают?»; - имена существительные отвечают на вопросы «кто?» или «что?»; - имена существительные обозначают признак предмета? - имена существительные обозначают действие предмета? - имена существительные обозначают названия предметов? - имена существительные бывают только неодушевленными? - имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными? - одушевленные имена существительные отвечают на вопрос «кто?»; - имена существительные бывают только собственными? - имена существительные бывают собственными и нарицательными? - имена собственные всегда пишутся с маленькой буквы? - А как пишутся имена собственные? Читает стихотворение: Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! - Для нашей дальнейшей работы я приготовила вам карточки. Возьмите Карточку № 1. 2) Упр. «Четвертый лишний». Найти в каждой группе лишнее слово, объяснить свой выбор. - Пингвин, комод, деревянный, вечер. - Верблюд, бабочка, береза, внучка. - Трамвай, петух, книга, Буратино. - Москва, Рязань, Владимир, Киев. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы: - нет; - нет; - да; - нет; -нет; - да; - нет; - да; - да; - нет; - да; - нет. Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы. Слушают стихотворение. Выполняют работу по карточкам. Стараются дать аргументированное объяснение. Лишнее слово «деревянный», потому что это имя прилагательное, а остальные слова – имена существительные. Лишнее слово «береза», потому что это неодушевленное имя существительное, а остальные слова – одушевленные имена существительные. Лишнее слово «Буратино», потому что это имя собственное, а остальные слова – имена нарицательные. Лишним может быть слово «Владимир», потому что оно может обозначать не только название города, но и мужское имя. |
III | Введение в тему. Создание проблемной ситуации. | Знать лексическое значение слов. Понимать и объяснять смысл предложения. Уметь предвидеть орфографические «ловушки». Учиться выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; аргументировать свое мнение. Уметь писать под диктовку. | - Продолжим работу. Послушайте предложение и объясните (расскажите), о чем говорится в этом предложении, опираясь на лексическое значение слов. Собирала Маргаритка маргаритки на заре. Энциклопедическая справка. Название цветка, маргаритка, в переводе с древнегреческого языка означает «жемчужина», т.к. у дикорастущей маргаритки небольшие цветочки белого цвета. А с латинского языка это название переводится как «красивая, прекрасная». В некоторых странах маргаритку именуют «глазком дня», потому что раскрытие ее цветочков наблюдается непосредственно во время восхода солнца, т.е. на утренней заре. - Теперь скажите, что же означает имя Маргарита? - Ребята, а как вы думаете, с какой трудностью можно столкнуться при записи этого предложения? Где вас может подстерегать орфографическая «ловушка»? - Итак, запишите это предложение, соблюдая правило написания собственных и нарицательных имен существительных. | Слушают предложение и объясняют, как поняли его смысл. - В этом предложении говорится о девочке по имени Маргарита, которая рано утром собирала цветы маргаритки. Внимательно слушают учителя и стараются запомнить новую информацию, пополняя свой багаж знаний, рассматривают фото цветка. - Это имя означает «красивая, прекрасная». Высказывают и аргументируют свои предположения. «Ловушка» может быть в слове «маргаритка». Если слово обозначает название цветка, то это нарицательное существительное, значит, писать его надо с маленькой буквы. А если это женское имя, то следует писать с заглавной буквы, потому что это будет имя собственное. Записывают предложение под диктовку, стараясь не допустить орфографических ошибок. |
IV | Физкультминутка. | Снять напряжение и мышечную утомляемость. | - А теперь давайте встанем и немного отдохнем. Если услышите нарицательное существительное, то надо присесть, а если имя собственное, то надо встать и поднять руки вверх. Кукла, Анжелика, девочка, Волга, море, Москва, книга, Таня, доктор, художник, Простоквашино, малыши, Ирина, собачка, корова, Амазонка, самолёт, школа, Барбос, автобус, деревня, Чуковский. | Дети встают около своих парт и выполняют упражнения. Садятся на свои места. |
V | Постановка учебной задачи. | Узнать, в каких ситуациях одни и те же имена существительные могут быть как нарицательными, так и именами собственными. | - Ребята, на примере этого предложения можно догадаться, какой еще вопрос мы можем обсудить, говоря об именах собственных и нарицательных. - Может кто-нибудь сформулировать этот вопрос? | Отвечают на вопрос учителя: «В каких ситуациях одни и те же имена существительные могут быть как нарицательными, так и именами собственными?» |
VI | Работа над поставленной задачей. | Знать лексическое значение слов. Понимать, в каком случае одно и то же слово может быть записано по-разному: либо со строчной буквы, либо с заглавной. Уметь объяснить свою точку зрения. Уметь без ошибок писать имена собственные и нарицательные. | - Для этого необходимо поработать с Карточкой № 2. - Прочитайте слова. земля, сережка, шарик, зорька, надежда, орел, жасмин Объясните, в какой ситуации данные слова могут быть нарицательными, а в какой – собственными. - Следующее задание: с выделенным словом составьте и запишите два словосочетания; в одном сочетании существительное должно быть нарицательным, а в другом – собственным. Рассмотрим на примере слова «земля». - В литературных произведениях, например, в сказках и баснях, имена нарицательные могут становиться собственными именами действующих лиц: Стрекоза и Муравей, Ворона и Лисица, Волк и Заяц, Кролик в сказке про Винни-Пуха. | Выполняют работу по карточкам (на карточках записаны слова; одно какое-либо слово выделено) Читают слова. Объясняют: земля – почва, Земля – планета; сережка – ювелирное украшение, Сережка – мужское имя; шарик – игрушка; Шарик – кличка собаки; зорька – литературное, лирическое название зари; Зорька – кличка коровы; надежда – чувство; Надежда – женское имя; орел – птица, Орел – название города; жасмин – кустарник с душистыми белыми цветами, Жасмин – восточное женское имя. Выполняют письменную работу по карточкам: сначала записывают образец Плодородная земля, планета Земля, а потом свои словосочетания. |
VII | Первичное закрепление. | Уметь писать имена собственные и нарицательные. Уметь объяснить написание слова с точки зрения орфографии. | Карточка № 3. - Просмотрите карточку. Какое задание вы должны выполнить? (З, з)емля вращается вокруг (С, с)олнца. Утреннее (С, с)олнце осветило участок (З, з)емли перед домом. - Напишите в тетрадях данные предложения, правильно записывая имена собственные и нарицательные слова. - А теперь прочитайте и объясните, как и почему вы написали слова «земля» и «солнце». | Работают по карточке. Просматривают ее и определяют задание: нужно раскрыть скобки, т.е. выбрать, какую букву надо написать, заглавную или строчную. Записывают в тетрадях. Земля вращается вокруг Солнца. Утреннее солнце осветило участок земли перед домом. Делают проверку: читают вслух и объясняют написание слов «земля» и «солнце». |
VIII | Подведение итогов. Рефлексия. | Фиксация нового содержания, изученного на уроке. Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | Учитель спрашивает: - Что нового вы сегодня узнали о собственных и нарицательных именах существительных? - Какое правило надо помнить, чтобы без ошибок писать имена собственные и слова нарицательные? - Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке: было ли вам интересно, со всеми заданиями ли вы справились, какие трудности возникли … | Учащиеся отвечают: - Узнали, что в зависимости от ситуации одни и те же имена существительные могут быть и нарицательными, и собственными. - Мы должны помнить, что имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы, а нарицательные существительные – с маленькой. Учащиеся дают оценку своей работе на уроке. |
IX | Домашнее задание. | Закрепление изученного на уроке. | - Выполнить упр. на стр. | Слушают и запоминают домашнее задание. |