СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собственные и нарицательные имена существительные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока русского языка для 2 класса.

Тип урока - обобщение.

Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные.»

Технологическая карта урока

Предмет: «Русский язык».

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные (обобщение)».

Тип урока: уточнение и закрепление полученных знаний.

Цель урока: развивать умение отличать имена собственные от нарицательных, навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.

Представление о результатах:

- личностные: формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, созидательном процессе;

- метапредметные: регулятивные: определять цель учебной деятельности; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи; сравнивать

свои ответы с образцом, ответами других учащихся; уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

познавательные: формировать умения устанавливать аналогии, умения обобщать и классифицировать по признакам; извлекать

необходимую информацию из текстов; устанавливать причинно-следственные связи; умение делать выводы;

коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; аргументировать свое мнение; уметь отвечать

на поставленные вопросы; вести диалог; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- предметные: писать в тексте имена собственные и нарицательные; распределять и записывать слова по группам на основе их лексического значения

и по заданным признакам.


п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Создать благоприятный настрой, способствовать созданию внутреннего комфорта; мотивировать

на активную

плодотворную работу.

Начинаем ровно в срок,
Наш очередной урок.
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!


Занимают свои рабочие места.






II

Актуализация знаний.

Знать грамматические признаки имен существительных; уметь различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные.










































Учиться делать обобщения.










- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучаем тему «Имя существительное». Давайте повторим некоторые вопросы. Проведем блиц-опрос. Отвечать нужно только «да» или «нет».

1) Блиц-опрос:

- имена существительные отвечают на вопрос «какой?»

- имена существительные отвечают на вопрос «что делают?»;

- имена существительные отвечают на вопросы «кто?» или «что?»;

- имена существительные обозначают признак предмета?

- имена существительные обозначают действие предмета?

- имена существительные обозначают названия предметов?

- имена существительные бывают только неодушевленными?

- имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными?

- одушевленные имена существительные отвечают на вопрос «кто?»;

- имена существительные бывают только собственными?

- имена существительные бывают собственными и нарицательными?

- имена собственные всегда пишутся с маленькой буквы?

- А как пишутся имена собственные?


Читает стихотворение:

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!



- Для нашей дальнейшей работы я приготовила вам карточки. Возьмите Карточку № 1.

2) Упр. «Четвертый лишний». Найти в каждой группе лишнее слово, объяснить свой выбор.


- Пингвин, комод, деревянный, вечер.




- Верблюд, бабочка, береза, внучка.





- Трамвай, петух, книга, Буратино.




- Москва, Рязань, Владимир, Киев.






Слушают учителя.




Отвечают на вопросы:

- нет;


- нет;


- да;


- нет;


-нет;


- да;


- нет;


- да;


- да;


- нет;


- да;


- нет.

Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы.

Слушают стихотворение.



















Выполняют работу по карточкам.


Стараются дать аргументированное объяснение.


Лишнее слово «деревянный», потому что это имя прилагательное, а остальные слова – имена существительные.

Лишнее слово «береза», потому что это неодушевленное имя существительное, а остальные слова – одушевленные имена существительные.

Лишнее слово «Буратино», потому что это имя собственное, а остальные слова – имена нарицательные.

Лишним может быть слово «Владимир», потому что оно может обозначать не только название города, но и мужское имя.

III

Введение в тему.

Создание проблемной ситуации.












Знать лексическое значение слов. Понимать и объяснять смысл предложения. Уметь предвидеть орфографические «ловушки».












Учиться выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; аргументировать свое мнение.










Уметь писать под диктовку.

- Продолжим работу. Послушайте предложение и объясните (расскажите), о чем говорится в этом предложении, опираясь на лексическое значение слов.

Собирала Маргаритка маргаритки на заре.




Энциклопедическая справка.

Название цветка, маргаритка, в переводе с древнегреческого языка означает «жемчужина», т.к. у дикорастущей маргаритки небольшие цветочки белого цвета. А с латинского языка это название переводится как «красивая, прекрасная». В некоторых странах маргаритку именуют «глазком дня», потому что раскрытие ее цветочков наблюдается непосредственно во время восхода солнца, т.е. на утренней заре.

- Теперь скажите, что же означает имя Маргарита?



- Ребята, а как вы думаете, с какой трудностью можно столкнуться при записи этого предложения? Где вас может подстерегать орфографическая «ловушка»?










- Итак, запишите это предложение, соблюдая правило написания собственных и нарицательных имен существительных.


Слушают предложение и объясняют, как поняли его смысл.

- В этом предложении говорится о девочке по имени Маргарита, которая рано утром собирала цветы маргаритки.

Внимательно слушают учителя и стараются запомнить новую информацию, пополняя свой багаж знаний, рассматривают фото цветка.





- Это имя означает «красивая, прекрасная».


Высказывают и аргументируют свои предположения.

«Ловушка» может быть в слове «маргаритка». Если слово обозначает название цветка, то это нарицательное существительное, значит, писать его надо с маленькой буквы. А если это женское имя, то следует писать с заглавной буквы, потому что это будет имя собственное.

Записывают предложение под диктовку, стараясь не допустить орфографических ошибок.

IV

Физкультминутка.

Снять напряжение и мышечную утомляемость.

- А теперь давайте встанем и немного отдохнем.

Если услышите нарицательное существительное, то надо присесть, а если имя собственное, то надо встать и поднять руки вверх.

Кукла, Анжелика, девочка, Волга, море, Москва, книга, Таня, доктор, художник, Простоквашино, малыши, Ирина, собачка, корова, Амазонка, самолёт, школа, Барбос, автобус, деревня, Чуковский.

Дети встают около своих парт и выполняют упражнения.






Садятся на свои места.


V

Постановка учебной задачи.

Узнать, в каких ситуациях одни и те же имена существительные могут быть как нарицательными, так и именами собственными.


- Ребята, на примере этого предложения можно догадаться, какой еще вопрос мы можем обсудить, говоря об именах собственных и нарицательных.

- Может кто-нибудь сформулировать этот вопрос?




Отвечают на вопрос учителя:

«В каких ситуациях одни и те же имена существительные могут быть как нарицательными, так и именами собственными?»

VI

Работа над поставленной задачей.




Знать лексическое значение слов. Понимать, в каком случае одно и то же слово может быть записано по-разному: либо со строчной буквы, либо с заглавной.

Уметь объяснить свою точку зрения. Уметь без ошибок писать имена собственные и нарицательные.

- Для этого необходимо поработать с Карточкой № 2.



- Прочитайте слова.

земля, сережка, шарик, зорька, надежда, орел, жасмин

Объясните, в какой ситуации данные слова могут быть нарицательными, а в какой – собственными.














- Следующее задание: с выделенным словом составьте и запишите два словосочетания; в одном сочетании существительное должно быть нарицательным, а в другом – собственным. Рассмотрим на примере слова «земля».


- В литературных произведениях, например, в сказках и баснях, имена нарицательные могут становиться собственными именами действующих лиц: Стрекоза и Муравей, Ворона и Лисица, Волк и Заяц, Кролик в сказке про Винни-Пуха.


Выполняют работу по карточкам (на карточках записаны слова; одно какое-либо слово выделено)

Читают слова. Объясняют:

земля – почва, Земля – планета;

сережка – ювелирное украшение, Сережка – мужское имя;

шарик – игрушка; Шарик – кличка собаки;

зорька – литературное, лирическое название зари;

Зорька – кличка коровы;

надежда – чувство; Надежда – женское имя;

орел – птица, Орел – название города;

жасмин – кустарник с душистыми белыми цветами,

Жасмин – восточное женское имя.

Выполняют письменную работу по карточкам: сначала записывают образец

Плодородная земля, планета Земля,

а потом свои словосочетания.


VII

Первичное закрепление.

Уметь писать имена собственные и нарицательные. Уметь объяснить написание слова с точки зрения орфографии.


Карточка № 3.

- Просмотрите карточку. Какое задание вы должны выполнить?

(З, з)емля вращается вокруг (С, с)олнца.

Утреннее (С, с)олнце осветило участок (З, з)емли перед домом.

- Напишите в тетрадях данные предложения, правильно записывая имена собственные и нарицательные слова.



- А теперь прочитайте и объясните, как и почему вы написали слова «земля» и «солнце».

Работают по карточке.

Просматривают ее и определяют задание: нужно раскрыть скобки, т.е. выбрать, какую букву надо написать, заглавную или строчную.

Записывают в тетрадях.

Земля вращается вокруг Солнца.

Утреннее солнце осветило участок земли перед домом.

Делают проверку: читают вслух и объясняют написание слов «земля» и «солнце».


VIII


Подведение итогов.












Рефлексия.




Фиксация нового содержания, изученного

на уроке.










Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.


Учитель спрашивает:

- Что нового вы сегодня узнали о собственных и нарицательных именах существительных?




- Какое правило надо помнить, чтобы без ошибок писать имена собственные и слова нарицательные?





- Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке: было ли вам интересно, со всеми заданиями ли вы справились, какие трудности возникли …


Учащиеся отвечают:

- Узнали, что в зависимости от ситуации одни и те же имена существительные могут быть и нарицательными, и собственными.

- Мы должны помнить, что имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы, а нарицательные существительные – с маленькой.


Учащиеся дают оценку своей работе на уроке.

IX

Домашнее задание.

Закрепление изученного

на уроке.

- Выполнить упр. на стр.

Слушают и запоминают домашнее задание.





Учитель: Свиридова Ольга Владимировна

2020-2021 учебный год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!