Название работы | Сценарий урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» |
Номинация | Использование современных образовательных технологий в образовании. |
Подноминация | Методическая разработка урока в начальной школе. |
Класс: 2А |
Технология системно-деятельностного подхода |
Задачи урока: способствовать развитию умения распознавать собственные и нарицательные имена существительные; формировать умение написания имён собственных с заглавной буквы; развивать умение подбирать примеры имён собственных; воспитывать бережное отношение к природе родного края; воспитывать гуманное отношение друг к другу; |
Планируемые результаты |
Предметные: распознавать собственные и нарицательные имена существительные, находить их в тексте; распределять и писать слова по группам по заданным признакам; Метапредметные: понимать и сохранять учебную задачу урока; выявлять достаточность или недостаточность информации; находить источники информации; анализировать объект с целью выявления их признаков; действовать по намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности; Личностные: проявлять интерес к окружающему предмету; внимательно выслушивать разные мнения, уметь договариваться, осуществлять сотрудничество при выполнении учебной задачи; уважительно относиться к природе родного края; |
Межпредметные связи: чтение, работа над выразительностью речи, окружающий мир. Средства усвоения: Опорные знания | Опорные умения | Знакомы с частями речи, одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, собственными и нарицательными | Умеют находить части речи в предложении; определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные; находить отличия нового от уже известного. | |
Ресурсы урока: Русский язык, 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М: Просвещение, 2021, презентация «Собственные и нарицательные имена существительные». |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Актуализация необходимых знаний |
Словарная работа: предлагаю прочитать слова и вставить пропущенные буквы, ответить на вопросы: - Что объединяет эти слова? -Чем отличаются слова друг от друга? Запишем слова в два столбика: в один столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы, а во второй столбик слова, которые пишутся с большой буквы | Читают слова: Р…ссия, м…тель, м…тро, м…рковь, М…сква, м…роз, вставляют пропущенные буквы. Россия, метель, метро, морковь, Москва, мороз -Слова относятся к имени существительному. Отвечают на вопрос: что?, неодушевлённые, безударные гласные в корне непроверяемые, во всех словах вставили гласную букву «о». -Есть слова, написанные с большой буквы, а есть слова, написанные с маленькой буквы. Записывают слова: месяц Москва метель Россия мороз … |
Мотивация познавательной деятельности |
Что обозначают слова, записанные с большой буквы? (т.е. это собственные имена). Допишите в этот столбик каждый своё имя -А как тогда будут называться слова, записанные во втором столбике? В словаре Ефремовой Т.Ф. слова, относящиеся к однородным предметам, называются именами нарицательными -На какие группы делятся имена существительные? -Кто готов назвать тему урока? -Чему бы вы хотели научиться на уроке? | -Название города, страны Выявляют недостаточность знаний по данной теме. - Нарицательные и собственные Формулируют тему и учебную задачу. -научиться различать имена собственные и нарицательные; -научиться писать имена собственные и нарицательные; -научиться подбирать имена собственные; |
Организация познавательной деятельности |
-Ребята, а вы знаете, что обозначает «имя собственное», «имя нарицательное»? -Скажите, а сколько городов можно назвать словом город? -А сколько городов можно назвать словом Иркутск? - А сколько рек можно назвать словом река? - А сколько рек можно назвать словом Ангара? Вывод (слайд 5) -Почему имя собственное пишется с заглавной буквы? -Какие слова могут быть именами собственными? -Какие слова могут быть нарицательными? | Ответы обучающихся (собственное – это моё) -Много - Один - Много - Одну Ответы обучающихся (Оно называет предмет своим особым именем, выделяя его среди других) Ответы обучающихся (имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия и т.д.) Ответы обучающихся (называют однородные предметы) |
Динамическая пауза (слайд 7) |
А сейчас отдохнем. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное - вам надо присесть. Если услышите имя собственное надо стоя хлопнуть в ладоши над головой. Кошка Пушинка, Собака Смешинка, Петух Крикун, Козёл Бодун, Воробей Тишка, Поросёнок Гришка, Красивая синичка. Как напишешь клички? |
Организация познавательной деятельности (продолжение) |
Организовываю работу в группах. Класс разделён на три группы. Задания (см. Приложение 1): Прочитать текст; Найти имена собственные; Выписать пары слов: имя нарицательное с именем собственным; Представить свою работу классу; Инициирую обсуждение результатов, подвожу промежуточный итог. -Конечно, все мы любим бывать в посёлке Листвянка, мы с вами посетили там замечательное место: реабилитационный зоопарк, где больных, раненых, животных, оказавшихся без родителей, не только содержат, но и оказывают им медицинскую помощь. Мы с вами тоже оказали этим животным помощь, привезли собранный нами корм. В зоопарк попадают новые животные, каждому нужно подобрать кличку, давайте придумаем их и подготовим таблички на вольеры (слайд 7) На нашей презентации вы, наверняка, заметили нерпу, давайте и ей тоже придумаем кличку Инициирую обсуждение результатов, подвожу промежуточный итог. | Обучающиеся рассаживаются по группам, распределяют роли, выбирают ответственного за представление работы классу. Читают, находят имена собственные, выписывают пары слов. От каждой группы выходит ученик и на доску прикрепляет выписанные пары слов, комментируя свой ответ. На доске появляется запись: город Иркутск | город Иркутск | поселок Листвянка | улица Степана Разина | озеро Байкал | нерпёнок Гек | река Ангара | река Ангара | нерпа Фиона | космонавт Ю. А. Гагарин | остров Ольхон | озеро Байкал | Ребята, совещаясь в группах, подбирают клички для животных (слайд 7): 1 группа 2 группа 3 группа сова …. волк … козёл … лиса … медведь … нерпа … Представление результатов работы. 1 группа | 2 группа | 3 группа | сова Ночка | волк Смелый | козёл Бодун | лиса Ласка | медведь Буян | Нерпа Мила | |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Организую самостоятельную работу (слайд 8) Проверь себя: 1.В какой строке все слова написаны верно: А. книга, папа, андрей; Б. шофёр, птица, Васильев; 2. Собственные имена существительные пишутся: А. с заглавной буквы; Б. со строчной буквы; 3. В каком предложении допущена ошибка: А. Оля читает стихи Сергея Михалкова. Б. Летом мы ездили на Байкал. В. Шляпа упала с голов незнайки. 4. К собственным именам существительным НЕ относятся: А. фамилия, имя, отчество; Б. название месяцев, времён года; 5. В какой строке все слова пишутся с большой буквы: А. одуванчик, ольга, озеро; Б. зайцев, змея, заяц; В. игорь, иркутск, ирина Проверка: Б А В Б В | Обучающиеся выполняют тест, осуществляют проверку по ответам, расположенным на слайде презентации |
Подведение итогов |
Инициирую обсуждение достигнутых результатов и возникших затруднений по плану (слайд №10) Я узнал (а)… Я повторил(а)… Мне понравилось… Я хочу… | 1. Обсуждают полученные результаты: достижения и затруднения. |
Домашнее задание |
Предлагаю по желанию нарисовать плакат на тему: «Сохраним нашу природу» | стр. учебника 58, упражнение 99. |