СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собственные и нарицательные имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имена собственные и нарицательные

Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные»

Лгалова Эльвира Александровна

учитель начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ №17

Название работы

Сценарий урока русского языка 

«Собственные и нарицательные имена существительные»

Номинация

Использование современных образовательных технологий в образовании.

Подноминация

Методическая разработка урока в начальной школе.

Класс:

Технология системно-деятельностного подхода

Задачи урока:

  • способствовать развитию умения распознавать собственные и нарицательные имена существительные;

  • формировать умение написания имён собственных с заглавной буквы;

  • развивать умение подбирать примеры имён собственных;

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края; воспитывать гуманное отношение друг к другу;

Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать собственные и нарицательные имена существительные, находить их в тексте;

  • распределять и писать слова по группам по заданным признакам;

Метапредметные:

  • понимать и сохранять учебную задачу урока;

  • выявлять достаточность или недостаточность информации;

находить источники информации;

  • анализировать объект с целью выявления их признаков;

  • действовать по намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности;

Личностные:

  • проявлять интерес к окружающему предмету;

  • внимательно выслушивать разные мнения, уметь договариваться, осуществлять сотрудничество при выполнении учебной задачи;

  • уважительно относиться к природе родного края;

Межпредметные связи: чтение, работа над выразительностью речи, окружающий мир.


Средства усвоения:


Опорные знания

Опорные умения

Знакомы с частями речи, одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, собственными и нарицательными


Умеют находить части речи в предложении; определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные;

находить отличия нового от уже известного.


Ресурсы урока: Русский язык, 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч1/ В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий – М: Просвещение, 2021, презентация «Собственные и нарицательные имена существительные».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Актуализация необходимых знаний

Словарная работа: предлагаю прочитать слова и вставить пропущенные буквы, ответить на вопросы:

- Что объединяет эти слова?



-Чем отличаются слова друг от друга?

Запишем слова в два столбика: в один столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы, а во второй столбик слова, которые пишутся с большой буквы




Читают слова: Р…ссия, м…тель, м…тро, м…рковь, М…сква, м…роз, вставляют пропущенные буквы.

Россия, метель, метро, морковь, Москва, мороз

-Слова относятся к имени существительному. Отвечают на вопрос: что?, неодушевлённые, безударные гласные в корне непроверяемые, во всех словах вставили гласную букву «о».

-Есть слова, написанные с большой буквы, а есть слова, написанные с маленькой буквы.


Записывают слова:

месяц Москва

метель Россия

мороз …


Мотивация познавательной деятельности

Что обозначают слова, записанные с большой буквы? (т.е. это собственные имена). Допишите в этот столбик каждый своё имя

-А как тогда будут называться слова, записанные во втором столбике?

В словаре Ефремовой Т.Ф. слова, относящиеся к однородным предметам, называются именами нарицательными

-На какие группы делятся имена существительные?

-Кто готов назвать тему урока?

-Чему бы вы хотели научиться на уроке?

-Название города, страны




Выявляют недостаточность знаний по данной теме.





- Нарицательные и собственные



Формулируют тему и учебную задачу.

-научиться различать имена собственные и нарицательные;

-научиться писать имена собственные и нарицательные;

-научиться подбирать имена собственные;


Организация познавательной деятельности

-Ребята, а вы знаете, что обозначает «имя собственное», «имя нарицательное»?

-Скажите, а сколько городов можно назвать словом город?

-А сколько городов можно назвать словом Иркутск?

- А сколько рек можно назвать словом река?

- А сколько рек можно назвать словом Ангара?

Вывод (слайд 5)

-Почему имя собственное пишется с заглавной буквы?

-Какие слова могут быть именами собственными?

-Какие слова могут быть нарицательными?

Ответы обучающихся (собственное – это моё)


-Много


- Один


- Много


- Одну


Ответы обучающихся (Оно называет предмет своим особым именем, выделяя его среди других)

Ответы обучающихся (имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия и т.д.)


Ответы обучающихся (называют однородные предметы)

Динамическая пауза (слайд 7)

А сейчас отдохнем. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное - вам надо присесть. Если услышите имя собственное надо стоя хлопнуть в ладоши над головой.


Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички?

Организация познавательной деятельности (продолжение)

Организовываю работу в группах. Класс разделён на три группы. Задания (см. Приложение 1):

  1. Прочитать текст;

  2. Найти имена собственные;

  3. Выписать пары слов: имя нарицательное с именем собственным;

  4. Представить свою работу классу;



Инициирую обсуждение результатов, подвожу промежуточный итог.


-Конечно, все мы любим бывать в посёлке Листвянка, мы с вами посетили там замечательное место: реабилитационный зоопарк, где больных, раненых, животных, оказавшихся без родителей, не только содержат, но и оказывают им медицинскую помощь. Мы с вами тоже оказали этим животным помощь, привезли собранный нами корм. В зоопарк попадают новые животные, каждому нужно подобрать кличку, давайте придумаем их и подготовим таблички на вольеры (слайд 7)

На нашей презентации вы, наверняка, заметили нерпу, давайте и ей тоже придумаем кличку

Инициирую обсуждение результатов, подвожу промежуточный итог.

Обучающиеся рассаживаются по группам, распределяют роли, выбирают ответственного за представление работы классу. Читают, находят имена собственные, выписывают пары слов.

От каждой группы выходит ученик и на доску прикрепляет выписанные пары слов, комментируя свой ответ. На доске появляется запись:

город Иркутск

город Иркутск

поселок Листвянка

улица Степана Разина

озеро Байкал

нерпёнок Гек

река Ангара

река Ангара

нерпа Фиона

космонавт Ю. А. Гагарин

остров Ольхон

озеро Байкал







Ребята, совещаясь в группах, подбирают клички для животных (слайд 7):

1 группа 2 группа 3 группа

сова …. волк … козёл …

лиса … медведь … нерпа …











Представление результатов работы.

1 группа

2 группа

3 группа

сова Ночка

волк Смелый

козёл Бодун

лиса Ласка

медведь Буян

Нерпа Мила


Самостоятельная работа с самопроверкой

Организую самостоятельную работу

(слайд 8)

Проверь себя:

1.В какой строке все слова написаны верно:

А. книга, папа, андрей;

Б. шофёр, птица, Васильев;

2. Собственные имена существительные пишутся:

А. с заглавной буквы;

Б. со строчной буквы;

3. В каком предложении допущена ошибка:

А. Оля читает стихи Сергея Михалкова.

Б. Летом мы ездили на Байкал.

В. Шляпа упала с голов незнайки.

4. К собственным именам существительным НЕ относятся:

А. фамилия, имя, отчество;

Б. название месяцев, времён года;

5. В какой строке все слова пишутся с большой буквы:

А. одуванчик, ольга, озеро;

Б. зайцев, змея, заяц;

В. игорь, иркутск, ирина

Проверка:

  1. Б

  2. А

  3. В

  4. Б

  5. В

Обучающиеся выполняют тест, осуществляют проверку по ответам, расположенным на слайде презентации


Подведение итогов

Инициирую обсуждение достигнутых результатов и возникших затруднений по плану (слайд №10)

Я узнал (а)…

Я повторил(а)…

Мне понравилось…

Я хочу…


1. Обсуждают полученные результаты: достижения и затруднения.


Домашнее задание

Предлагаю по желанию нарисовать плакат на тему: «Сохраним нашу природу»

стр. учебника 58, упражнение 99.































Приложение 1

Материалы для работы в группах:

Текст №1

Текст №2


Текст №3

Мы живём в городе Иркутске, учимся в школе №17 во 2А классе. Наша школа стоит на улице Степана Разина. Недалеко от школ набережная реки Ангары. Здесь установлен памятник космонавту Ю. А. Гагарину.


Мы живём в городе Иркутске. Недалеко от города расположено самое глубокое в мире озеро Байкал. Из него вытекает река Ангара. Со всего мира притягивает туристов остров Ольхон.


В посёлке Листвянка, расположенного на берегу озера Байкал, можно посетить нерпинарий. Там выступают нерпы. Нерпы обитают только на Байкале. Эти животные замечательные артисты. Нерпёнок Гек усиленно дует в игрушечные трубы, а нерпа Фиона вторит ему на саксафоне.


Мы живём в городе Иркутске, учимся в школе №17 во 2А классе. Наша школа стоит на улице Степана Разина. Недалеко от школ набережная реки Ангары. Здесь установлен памятник космонавту Ю. А. Гагарину.


Мы живём в городе Иркутске. Недалеко от города расположено самое глубокое в мире озеро Байкал. Из него вытекает река Ангара. Со всего мира притягивает туристов остров Ольхон.


В посёлке Листвянка, расположенного на берегу озера Байкал, можно посетить нерпинарий. Там выступают нерпы. Нерпы обитают только на Байкале. Эти животные замечательные артисты. Нерпёнок Гек усиленно дует в игрушечные трубы, а нерпа Фиона вторит ему на саксафоне.


Приложение 2

город

Иркутск

улица

река

космонавт

река

посёлок

Степана Разина

Ангара

Ю.А.Гагарин

Ангара

Листвянка

город

озеро

озеро

нерпа

остров

нерпёнок

Иркутск

Байкал

Байкал

Фиона

Ольхон

Гек




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!