СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собственные и нарицательные имена существительные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техно карта урока по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные.»



Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме

«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»,




Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тип урока: получение новых знаний

Форма: урок-исследование

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»,

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.


Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.


Основные понятия:

- имя существительное;

- имя собственное и имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных.


Планируемые результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.




Метапредметные результаты:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.

предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.


Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).


Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.


Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах.


Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для групповой работы.


Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И)








Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап. Организационный

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки





II этап. Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания


Эмоциональный настрой.

- Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Сегодня у нас урок открытия нового .А чтобы узнать новое надо что сделать_(-Повторить изученное)

- Вот и начнём наш урок с повторения изученного.


- Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- На какие две группы можно разделить данные существительные ?

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

- Откройте тетради. Подпишите число. Классная работа

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

- Проверим правильность выполнения задания на слайде. Если задание выполнили правильно, то поднимите смайлик, который улыбается. .Если неверно, то грустный смайлик. Молодцы!

Показ смайлом настроения.













Распределение сущ-х

(на слайде: солнце девочка

утро мальчик

город щенок)


- Оценивание правильности выполнения «смайликом»

.


Личностные УУД: положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнениеПознавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы

Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно

III этап. Самоопределение деятельности

Цель: мотивировать к изучению темы.












































(На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Орёл, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)


- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.


выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.


- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?


- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.


Чтобы узнать тему урока, я предлагаю поработать в парах ,выполнив задание на карточках., которые лежат у вас на партах.


Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

(на слайде:

Распределите слова по группам:

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов.


имя

отчество

фамилия












- Давайте посмотрим на экран и проверим правильно ли вы выполнили задание. (Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?) - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?


( на слайде таблица)


- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.


- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?


- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?


- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

Выбор карточек с существительными на стене












Работа в паре

Заполнение таблицы






Проверка по слайду





Оценивание работы смайлом.


Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины



Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя

Личностные УУД:

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.



Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий, планировать свои действия


IVэтап. Открытие новых знаний.

Цель: научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.


- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( Кто догадался над какой темой будем сегодня работать?)


(на слайде:

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.


Сегодня на уроке мы узнаем …

научимся …

попробуем …


- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

Формулирование темы и цели урока

Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение


Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию


- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

-Давайте откроем учебник на с.52 и прочитаем правило.

Какие существительные мы называем собственные?

-А какие же ещё слова пишутся с большой буквы и являются именами собственными?

-Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

- Приведите примеры собственных имён существительных.


- Теперь прочитаем правило на странице 53. Узнаем какие существительные мы называем нарицательные?

-Приведите примеры нарицательных имён существительных.


(- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.

- А все остальные –имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.)


- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?


(слайд).


С какой буквы они пишутся?


-А теперь вам надо немного отдохнуть

Физминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

- Если я буду называть имя собственное, вы должны присесть; а если нарицательное – подняться на носочки с вытянутыми вверх руками.

(собака, Жучка, Москва, город, деревня, Разинков, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Московская, Россия).

Выдвижение версий.


Клички животных, названия рек, городов и улиц. Слайд

Самостоятельное чтение правила с.52

Определение собственных имен существительных.

Приводят примеры сущ.

Самостоятельное чтение правила с.53


Определение нарицательных имен существительных.

Приводят примеры сущ.



Выполнение фиминутки


Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы


Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины;

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

уметь планировать учебное сотрудничество в группе

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

V этап. Применение новых знаний.

Цель: научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных

Молодцы,

- А теперь нам предстоит учиться различать имена собственные и нарицательные.

- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?


- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Различение собственных и нарицательных имен существительных.




Работа в группах

Ребята, сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа получит получит задание. На выполнение задания отводится 4 мин. После выполнения задания представитель каждой группы выходит к доске и отчитывается о прделанной работе.

1 группа будет работать с листочками зеленого цвета, 2 группа с листочками желтого цвета. , 3 группа

Задания для 1 группы.

Образуй фамилии от следующих имён:

Борис –

Алексей -

Иван -

Сергей –

Слайд. Как вы считаете справилась 1 группа с заданием?

Задания для 2 группы.

Образуй отчества от следующих имен:

Борис –

Алексей -

Иван -

Сергей –

Слайд. Как вы считаете справилась 2 группа с заданием?

Задания для 3 группы.

Образуй имена от следующих фамилий :

Борисов –

Алексеев -

Иванов -

Сергеев –

Слайд. Как вы считаете справилась 3 группа с заданием?

- Молодцы! Справились с заданием.

Называют имена собственные.









VI этап. Итог урока.Рефлексия учебной деятельности

Цель: научить осознавать свои достижения

-Наш урок подходит к концу.

-О чём мы сегодня говорили на уроке?

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?


Домашнее задание:

-Откроем дневники и запишем домашнее задание.


У. стр. 52, 53 правило



- А сейчас, ребята, посмотрите на разноцветные листочки у каждого на паерте (голубой, оранжевый). На них написаны ваши имена без первой буквы. Если вы считаете , что вам было легко на уроке и вы справились со всеми заданиями, то запишите первую букву своего имени на голубой листочек. Если испытывали затруднения при выполнении задания, то на оранжевый.

- Поднимите свои листочки, на которых вы записали первую букву своего имени и покажите друг другу.

- Я вижу, что в классе многие подняли ….. листок, значит, этот урок покидаете с хорошим багажом знаний.

- Молодцы! Спасибо за урок!

С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».



Сегодня на уроке я узнал (какие имена называются собственными , а какие- нарицательными)…

Научился (писать правильно имена собственные и нарицательные) …

могу похвалить себя и одноклассников за ….








Показ настроения смайлом.


Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.


Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы


Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение