Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме
«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»,
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тип урока: получение новых знаний
Форма: урок-исследование
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»,
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Основные понятия:
- имя существительное;
- имя собственное и имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных.
Планируемые результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Метапредметные результаты:
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для групповой работы.
Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I этап. Организационный Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки II этап. Актуализация знаний Цель: актуализировать знания | Эмоциональный настрой. - Солнце поднимается, Утро начинается, Город просыпается, А в городе просыпаются жители… (на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) - Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! - Сегодня у нас урок открытия нового .А чтобы узнать новое надо что сделать_(-Повторить изученное) - Вот и начнём наш урок с повторения изученного. - Прочитайте слова, записанные на экране. ( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) - Какой частью речи они являются? (именем существительным) - Почему вы так решили? (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?) - На какие две группы можно разделить данные существительные ? (одушевлённые и неодушевлённые) - Какие существительные называются одушевлёнными? - Какие существительные называются неодушевлёнными? - Откройте тетради. Подпишите число. Классная работа -Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные. - Проверим правильность выполнения задания на слайде. Если задание выполнили правильно, то поднимите смайлик, который улыбается. .Если неверно, то грустный смайлик. Молодцы! | Показ смайлом настроения. Распределение сущ-х (на слайде: солнце девочка утро мальчик город щенок) - Оценивание правильности выполнения «смайликом» . | Личностные УУД: положительное отношение к учению Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнениеПознавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно |
III этап. Самоопределение деятельности Цель: мотивировать к изучению темы. | (На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Орёл, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро) - Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку. - Почему эти слова написаны с заглавной буквы? - Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах. Чтобы узнать тему урока, я предлагаю поработать в парах ,выполнив задание на карточках., которые лежат у вас на партах. Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия. (на слайде: Распределите слова по группам: Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов. - Давайте посмотрим на экран и проверим правильно ли вы выполнили задание. (Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?) - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? ( на слайде таблица) - А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание. - Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? - Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. | Выбор карточек с существительными на стене Работа в паре Заполнение таблицы Проверка по слайду Оценивание работы смайлом. | Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию. Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, планировать свои действия |
IVэтап. Открытие новых знаний. Цель: научить объяснять различие имен собственных и нарицательных. | - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( Кто догадался над какой темой будем сегодня работать?) (на слайде: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.) - Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных? А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока. Сегодня на уроке мы узнаем … научимся … попробуем … - Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. | Формулирование темы и цели урока | Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
| - А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»? -Давайте откроем учебник на с.52 и прочитаем правило. Какие существительные мы называем собственные? -А какие же ещё слова пишутся с большой буквы и являются именами собственными? -Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные. - Приведите примеры собственных имён существительных. - Теперь прочитаем правило на странице 53. Узнаем какие существительные мы называем нарицательные? -Приведите примеры нарицательных имён существительных. (- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас. - А все остальные –имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.) - В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные? (слайд). С какой буквы они пишутся? -А теперь вам надо немного отдохнуть Физминутка А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. - Если я буду называть имя собственное, вы должны присесть; а если нарицательное – подняться на носочки с вытянутыми вверх руками. (собака, Жучка, Москва, город, деревня, Разинков, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Московская, Россия). | Выдвижение версий. Клички животных, названия рек, городов и улиц. Слайд Самостоятельное чтение правила с.52 Определение собственных имен существительных. Приводят примеры сущ. Самостоятельное чтение правила с.53 Определение нарицательных имен существительных. Приводят примеры сущ. Выполнение фиминутки | Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины; понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; уметь планировать учебное сотрудничество в группе Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
V этап. Применение новых знаний. Цель: научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных | Молодцы, - А теперь нам предстоит учиться различать имена собственные и нарицательные. - Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему. - Какие существительные мы называем собственные? С какой буквы они пишутся? - Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся? | Различение собственных и нарицательных имен существительных. | |
| Работа в группах Ребята, сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа получит получит задание. На выполнение задания отводится 4 мин. После выполнения задания представитель каждой группы выходит к доске и отчитывается о прделанной работе. 1 группа будет работать с листочками зеленого цвета, 2 группа с листочками желтого цвета. , 3 группа Задания для 1 группы. Образуй фамилии от следующих имён: Борис – Алексей - Иван - Сергей – Слайд. Как вы считаете справилась 1 группа с заданием? Задания для 2 группы. Образуй отчества от следующих имен: Борис – Алексей - Иван - Сергей – Слайд. Как вы считаете справилась 2 группа с заданием? Задания для 3 группы. Образуй имена от следующих фамилий : Борисов – Алексеев - Иванов - Сергеев – Слайд. Как вы считаете справилась 3 группа с заданием? - Молодцы! Справились с заданием. | Называют имена собственные. | |
VI этап. Итог урока.Рефлексия учебной деятельности Цель: научить осознавать свои достижения | -Наш урок подходит к концу. -О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей? Домашнее задание: -Откроем дневники и запишем домашнее задание. У. стр. 52, 53 правило - А сейчас, ребята, посмотрите на разноцветные листочки у каждого на паерте (голубой, оранжевый). На них написаны ваши имена без первой буквы. Если вы считаете , что вам было легко на уроке и вы справились со всеми заданиями, то запишите первую букву своего имени на голубой листочек. Если испытывали затруднения при выполнении задания, то на оранжевый. - Поднимите свои листочки, на которых вы записали первую букву своего имени и покажите друг другу. - Я вижу, что в классе многие подняли ….. листок, значит, этот урок покидаете с хорошим багажом знаний. - Молодцы! Спасибо за урок! С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом». | Сегодня на уроке я узнал (какие имена называются собственными , а какие- нарицательными)… Научился (писать правильно имена собственные и нарицательные) … могу похвалить себя и одноклассников за …. Показ настроения смайлом. | Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию. Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение |