Конспект урока русского языка Класс:2 Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний.
Тип (вид урока): урок – исследование (урок усвоения новых знаний)
Задачи: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные; подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знания изученных словарных слов; способствовать развитию орфографической зоркости, мыслительных операций, вниманию, речи, воспитывать интерес к изучаемому, доброжелательное отношение при работе в группе.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый, наблюдений.
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийное оборудование;
презентация "Собственные и нарицательные имена существительные";
учебник Канакиной "Русский язык", 2 класс;
планшеты для индивидуальной работы;
простой и цветные карандаши, линейка;
сердечки (для рефлексии)
Планируемые достижения:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Предметные:
учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные;
использовать специальную терминологию при определении части речи; проверять собственный и предложенный текст;
находить и исправлять орфографические ошибки.
Ход урока.
1. Психологический настрой учащихся
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок дал вам новые знания, вы получили удовольствие от работы друг с другом.
Приветствие чистоговоркой:
Ень- ень- ень – скажем всем мы: «Добрый день!»
Вы-вы-вы – будем все мы вежливы
Те-те-те – и услышим: «Здравствуйте!»
Ас-ус-ос – я не буду вешать нос.
Формула удачи.
Поменяв слоги, вы расшифруете слова формулы удачи. (Слайд 1)
РЕВА (вера в себя); РАСТАЕНИ (старание); УЧАДА (удача); Сформулируйте формулу удачи (Вера в себя, старание приведут нас к удаче)
2.Оформление тетради.
Запишите сегодняшнюю дату. Поставьте ударение в словах, назовите встретившиеся орфограммы.
3. Минутка чистописания.
- Определите, какие буквы мы будем записывать на минутке чистописания: (Слайд 2)
а) первая буква в слове Касимов,
б) безударная гласная в слове медведь,
в) гласная первого слога в слове Москва.
Прописать в тетради: К е о
- Какое слово из этих слов можно назвать лишним? Почему? (медведь, т.к. пишется со строчной буквы).
3. Словарно – орфографическая работа.
- Вы сказали, что лишнее слово медведь, а что вы знаете об этом животном? (Слайд3) (ответы детей) Запишите это слово с тетрадь, поставьте ударение, обозначьте орфограммы.
- Подберите однокоренные слова. (Слайд 4) Если он медведь, то она ….(медведица), их детеныш…(медвежонок). Запишите эти слова, выделите корень слова.
Составьте предложение со словом медведь. Запишем его под диктовку. Поставьте ударения в каждом слове. (комментируем)
4. Работа по развитию речи. (Слайды 5, 6)Разбор фразеологических оборотов «Медвежья услуга», «Медведь на ухо наступил».
Запишите фразеологический оборот: «Медведь на ухо наступил». Подчеркните основу предложения.
5.Самоопределение к деятельности
Когда я утром вошла в школу, мне передали конверт: (Слайд 7)
город касимов,
улица академика уткина, 5
от коротышки незнайки
Учитель: Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что, исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.
Учитель: Давайте, исправим ошибки.
город Касимов,
улица Академика Уткина, 5
от коротышки Незнайки (Слайд 8)
Учитель: Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы. (Касимов, Академика Уткина, Незнайка)
- Какие слова написаны со строчной буквы? (город, улица, коротышка) - К какой части речи они относятся? (к именам существительным)
- Как можно классифицировать эти слова?
Учитель: Сформулировать тему нашего урока. (Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных) (Слайд 9)
6. Работа над темой урока.
- Учитель: Как вы думаете, почему имя существительное называется собственным?
(После ответов детей на доске ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ) (Слайд 10)
Учитель: Какие у вас имена? (Дети называют свои имена.)
Учитель: А сейчас помогите решить одну проблему: - Елизавета, когда у тебя День рождения? - Никита, во сколько ты пришел сегодня в школу?
- А почему возникла пауза? (две Елизаветы, два Никиты)
- Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.) - Как называют людей, имеющих одинаковое имя? (тезки)
Учитель: Давайте рассмотрим следующую ситуацию:
В нашей школе в одном классе учились две Деминых Татьяны. Они жили на одной улице, в одном доме. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть девочек по имени отчеству). – Отчество – название по отцу, по отцовскому имени. У каждого из нас отчество по имени папы, фамилия папы. Все имена и фамилии появились не случайно. Сегодня про свое имя и фамилию нам расскажет Дима Каширин.
7. Проект «МОЯ ФАМИЛИЯ, МОЕ ИМЯ» представляет ученик генеалогическое дерево. (Слайд 11) Меня зовут Каширин Дмитрий. Я решил узнать, что обозначают моя фамилия и имя. За информацией я пошел в детскую библиотеку, воспользовался книгой… Дмитрий русское имя греческого происхождения, означающее «посвященный богине Деметре», богине земли. Фамилия Каширин от прозвища моего предка, который жил в городе Кашира. Эта фамилия перешла от моего прадеда (Ф.И.О.) к моему деду (Ф.И.О.), от деда к папе (Ф.И.О.), от папы ко мне. Я передам ее своим детям.
Учитель: У человека Ф.И.О., а у города, реки, улицы - название. Назовите названия городов, рек, морей, океанов с картинки слайдов. (Слайды 12, 13)
Учитель: Как пишутся собственные имена существительные? (с заглавной буквы)
Учитель: Как называются все остальные имена существительные? (нарицательные) Учитель: Да. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы. (На доске ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ). (Слайд 14)
Учитель: возьмите планшеты и соедините стрелками подходящие по смыслу друг другу имена собственные и нарицательные.
кот Петя город Ока петух Касимов река Иван Петрович сосед Мурзик
- Поменяйтесь планшетами с соседом по парте. Проверим правильность выполненного задания, посчитайте ошибки вашего соседа. (Слайд 15) - Составьте предложение с одной из пар слов. Запишем его под диктовку. (у доски записывает один ученик)
8. Физкультминутка. Я называю слова. Если это имя собственное – вы хлопаете в ладоши. Если имя нарицательное – топаете правой ногой. Петя, Вася, мыло, люстра, окно, диван, Лариса Валерьевна, Морозова, капуста, телефон, Рязань, ШАРИК.
- Почему многие топнули и хлопнули одновременно? У нас проблема. (Слово звучит так, что не понятно, что это – имя собственное или имя нарицательное.)
9. Закрепление изученного материала. (Слайд 16)
На слайде появляется запись: Я люблю гулять с ш (Ш)ариком.
Учитель: появляется вопрос: Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся то с заглавной, то с маленькой буквы? (Слайд 17) (Это может быть воздушный шарик или собака по кличке Шарик). – Как разобраться? Что необходимо знать? (значение слова)
(Слайд 18) Вывод: в слове главное – это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание. Составим и запишем предложения в тетради. Имена собственные подчеркните красным карандашом, имена нарицательные синим.
10. Физкультминутка.
• Резервные задания
Выпишите слова, которые всегда пишутся с заглавной буквы. (Слайд 19)
Записать имена. Определить, сколько в них букв и звуков: Игорь, Яша, Николай, Юлия, Елена.
11. Итог урока. Обобщение.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Какие зхнания вы получили во время урока?
Расскажите по схеме:
(Слайд 20)
Сегодня на уроке узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)
12. Рефлексия.
Учитель: Ребята, я прошу Вас поставить отметку за урок классу, своему ряду, себе при помощи сердечек.
«5» это оранжевое сердечко
«4» это зелёное сердечко
«3» это синее сердечко
Учитель: Спасибо всем за урок. Вы были молодцы! (Слайд 21)
13. Д/З постараться выяснить значение своего имени, фамилии.