СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочетание синонимов с другими словами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век"

Просмотр содержимого документа
«Сочетание синонимов с другими словами»

Учитель: Кудряшова Е.В.

Класс : 2

Предмет: русский язык

Тема урока: Сочетание синонимов с другими словами

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Предметные: - правильно использовать синонимы, сочетая их с другими словами;

- находить слова-синонимы в тексте, опираясь на правило;

- определять роль синонимов в речи и учиться правильно их употреблять;

- работать с разными словарями;

- воспитывать культуру речи.

Личностные:

-уметь проводить самооценку.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД:

-уметь анализировать объекты;

-выделять общие признаки;

-формулировать понятие;

-сравнивать объекты (находить общее и отличия)

-обобщать;

-искать информацию в словарях;

-контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Регулятивные УУД:

-уметь определять тему и формулировать цель урока с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать своё предположение.

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 2 часть;

Словарь синонимов, антонимов; Орфографический словарь; Толковый словарь;

Презентация; интерактивная панель.


Ход урока

1.Организационный момент

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.


-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
- При каких условиях у нас будут положительные результаты работы на уроке?

(Мы должны быть внимательными, старательными, доброжелательными и т.д.)

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок

Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Возьмите в руки карандаш ( любой предмет с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью.


2.Минутка чистописания.

– Как вы думаете, ребята, с чего мы начнем урок? (минутки чистописания)


3. Словарная работа. (Слайд2)


Задание со словарными словами «Исправь ошибки. Дети работают самостоятельно.


1 вариант

Продиктуй слова соседу.

одежда, Москва.


2 вариант

Продиктуй слова соседу.

однажды, Россия.


- К какому словарю обратимся, чтобы проверить правильность написания слов? (К орфографическому)

Самопроверка работы по орфографическому словарю учебника. Самооценка.


-Сегодня познакомимся с новым словарным словом. Посмотрите, что у меня в руках? (Толковый словарь)


- Для чего нужен этот словарь?(Чтоб узнать лексическое значение слов)

Знакомство с новым словарным словом ( Слайд 3)

- Я прочту лексическое значение нового словарного слова, а ваша задача назвать это слово. Подсказкой может послужить слайд, на котором это слово рассыпалось на слоги.


- что либо воображаемое, фантазируемое или мысленно представляемое (мечта).


Мечта- что либо воображаемое, фантазируемое или мысленно представляемое.





- У вас есть мечты? Составьте устно предложения о своей мечте.


Запись слова на доске с выделением непроверяемой гласной- Мечта


- Подберите однокоренные слова к слову мечта, запишите. ( Мечтатель, размечтался)


3. Актуализация знаний.

- Однажды я услышала такое высказывание ученика: У меня богатая мечта.(Слайд 5-6 )

- Нравится ли вам как сочетаются слова в предложении? (Мечта не может быть богатой, эти слова вместе не должны употребляться)


-Какое близкое по значению слово вы бы поставили вместо слова мечта? (Если дети затрудняются вернуться к слайду с лексическим значением слова мечта)


У меня богатая фантазия.(Слайд 7)


- Что можете сказать о словах мечта, фантазия? (синонимы) (Слайды 8-9)


4.Формулирование темы урока. Целеполагание.


- Почему же нам не подошло слово мечта? (Не сочеталось в предложении с другим словом)

-Кто может определить тему урока?


Тема: Сочетание синонимов с другими словами ( Слайд 9)


- Какие задачи поставим перед собой? (Совместное формулирование задач)( Слайд 10)

Задачи урока:

  • Учиться находить синонимы в тексте

  • Учиться правильно употреблять синонимы в речи

  • Расширять словарный запас


-Какие уже известные вам знания о синонимах помогут решить эти учебные задачи?

- Проверьте себя, запишите, что вам уже известно о синонимах с прошлого урока.

Работа по карточке (индивидуально) (Слайд 11-12)


Заполни пропуски недостающими словами:

Синонимы – это ___________ по значению слова, они отвечают на __________________ вопрос.

Например: ребята, малыши, ______ .



Коллективная проверка.

5.Изучение нового учебного материала


1) Наблюдение над языковым материалом. Выяснение роли синонимов в речи.

с.47 в учебника Чтение и отгадывание загадок. ( Слайд13)



-Найдите слова-синонимы.

2 ученика работают у доски (Отгадка-дождь; синонимы: пути-дороги)


-Ребята, с какими словарями мы уже встречались и работали? (Толковый, орфографический)


-Сегодня мы познакомимся с новым словарем синонимов и антонимов.


Демонстрация словаря синонимов и антонимов.

-Найдем в словаре слово «дорога».


- Какие ещё синонимы к этому слову есть? Прочитайте их. (Тракт, трасса, стезя).

-Прочитайте значения этих слов. Запишите рядом со словами: путь, дорога.

- Прочитайте другую загадку. Найдите синонимы. (Отгадка-молния; синонимы: мчится- бежит)

с.47 в учебника


-Какую роль в нашей речи играют синонимы?

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике. С.47


2) Упражнения в нахождении синонимов

С.47 №1( Слайд14)

- При каких двух условиях слова будут являться синонимами?(Близкие по значению, отвечают на один и тот же вопрос)

Подбор синонимов к словам друг , жара

Учащиеся записывают в тетрадь,1 ученик у доски:


Работа по вариантам (2 человека у доски)

1вариант 2 вариант

горячий дружеский

знойный товарищеский

жаркий приятельский

жгучий

-Являются ли слова друг и товарищеский синонимами? (Нет, они отвечают на разные вопросы)

Физминутка

-Если пара слов, которые я называю синонимы, то вы приседаете. Если не синонимы -хлопок в ладоши.

(погасить-потушить, друг-враг, бросать-кидать, книга-читать, работа-труд, внимательный- рассеянный)


3)Упражнения в правильном употреблении синонимов в предложениях.

С.48 №2 устно фронтально (Слайды 15-23)

Коллективная проверка.


4) Упражнение в выделении лишнего слова из ряда синонимов. (Если будет время)

Найди и выдели лишнее слово среди синонимов:

А) Сила, мощный, могучий (лишнее: сила)

Б) Интересный, увлекательный, молодой, захватывающий (лишнее: молодой)


Взаимопроверка с последующим коллективным обсуждением.

- Какую пользу в жизни вам принесет изучение темы «синонимы»?


- Проверьте свои знания с помощью теста :

(Если высказывание верное, отметить- истина; если неверное - ложь)


  1. Синонимы –это слова близкие по значению.

  2. Синонимы отвечают на разные вопросы.

  3. В переводе с греческого «синоним» означает «одноимённый».

  4. Синонимы помогают разнообразить нашу речь.

  5. Слова «друг- подруга» -синонимы.

6.Подведение итогов урока. Организация рефлексивной деятельности учащихся.

Мы переходим к последнему этапу.

Итак, чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

Исследование какой темы вели на уроке?

-Какую цель мы ставили?

Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута.

-Подведите итог своей работы на уроке с помощью незаконченных предложений: (Слайд 24)

  • Сегодня я узнал…

  • Я смогу рассказать родителям…

  • Я смогу научить друга…

  • Я постараюсь…

7. Домашнее задание (Слайд 240

1 уровень (легкий) с.49 №5

2 уровень (сложный) Сочинить рассказ о зиме со словами синонимами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!