«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.» В.А.Сухомлинский .
Сыщенко Елена Викторовна
МБОУ Школа №185
Учитель начальных классов
Стаж: 27 лет
Первая квалификационная категория
Почетная грамота Управления образования
Администрации Ленинского района
г. Нижнего Новгорода
Т.89049232795
[email protected]
2023
Тема презентации:
Сочинение по картине как средство развития речи учащихся начальных классов
Условие формирования личного вклада педагога в развитие образования
● теоретический анализ методической
литературы по теме исследования ( М.Р.Львов,А.А.Леонтьев,Р.А.Ладыженская, С.К.Тивикова)
● наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка: практическая работа, обобщение материала.
● работа в качестве наставника , участие в мастер-классах,ШМО, курсы.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
● главной задачей деятельности учителя является развитие речи учащихся,т.к от успешной ее реализации зависит качество дальнейшего обучения и воспитания;
● использовать написания сочинений по картине как одно из эффективных средств по развитию речи ;
● развивать творческие способности учащихся;
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
М.Р.Львов отмечает, что при расширении круга общения и усиления познавательных интересов происходит овладение контекстной речью.
Цели и задачи педагогической деятельности
Цель:
определение педагогических условий для развития связной речи в процессе обучения написанию сочинений по картине.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
-разработать систему педагогических приемов;
-выявить типичные речевые ошибки и проблемы написания сочинений по картине в начальных классах;
Ведущая педагогическая идея
● Работа над активизацией речевой деятельности- это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Это орудие его саморазвития.
● Обеспечение учащихся самостоятельному написанию сочинений по картине обеспечит их ключевой компетентностью-умение учиться.
Ведущая педагогическая идея
● Приобщение учащихся к написанию сочинений по картине. Картина служит одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Зрительные ряды обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
● Информационно-аналитический этап:
- проанализировать методическую литературу, интернет-ресурсы;
-использовать передовой опыт;
-отобрать методические приемы;
● Практический этап:
-планирование работы;
-подбор материала к урокам;
-разработка системы тренировочных упражнений;
● Контрольно-аналитический этап:
- анализ работ , обобщение итогов.
Новизна
● Источником новизны данного опыта является формирование коммуникативно-речевых умений.
● Использование системы упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин.
Результаты
● Обучение написанию сочинений оказалось эффективной работой. Расширился словарный запас учащихся, сократилось количество ошибок, расширились лексикологические, орфографические, морфологические знания и умения; качество написания сочинения по картине увеличилось.
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны
Виртуальная галерея.
Викторина по картинам
Кроссворд со словарными словами
Литература
1.Алдакова Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении русскому языку в начальной школе/Н.Г. Алдакова-М.: Педагогика: научно-теоритический журнал. 2013.№6-с.10-16
2.Васильева Р.А. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс /Р.А.Васильева, Г.Ф.Суворова- М.,2014.
3.Воробьева В.И.,Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах./В.И.Воробьева,С.К.Тивикова-М.,2002.
4.Добромыслов В.А. Сочинения в школе./В.А.Добромыслов. Русский язык: научно-методический журнал. -2014. №2.-с.52-55
5.Львов М.Р.Методика развития речи мл.шк-ов /М.Р.Львов
6.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития /М.Р.Львов –М.,2015
7.Леонтьев А.А.Язык, речь, речевая деятельность; учебное пособие для учителей/А.А.Леонтьев-М.: Издательский центр Эгмонт.2012.-248с.
8.Ладыженская Т.А .Система работы по развитию связной речи учащихся; учебное пособие /Т.А.Ладыженская-М..Издательство Таус,2012.-147с.
9.Политова Н.И. Развитие речи учащихся нач.кл. на уроках русского языка: пособие для учителя /Н.И.Политова-М., 2013.-191с.