Урок развития речи
Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Цели:
Подготовить учащихся к написанию сочинения;
Активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, интерес к живописи;
способствовать развитию чувств и эмоций детей;
Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова, презентация, ученические сочинения.
Сообщение темы, цели и задач урока
Рассказ о художнике и о его других картинах с использованием презентации.
Решетников Федор Павлович (1906 г. - 1988 г.) - советский художник. Ф. П. Решетников родился 15 (28) июля 1906 года в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи в семье иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике. Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 года). В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!” Картина Ф.П.Решетникова "Прибыл на каникулы" (1948) является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров - больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
3. Первичное восприятие картины
Рассмотреть картину. Чем понравилась? Объяснить название.
4. Беседа по картине, запись вопросов и подбор рабочих материалов.
Вопросы для беседы | Рабочие материалы к сочинению |
Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает? | Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше. |
На какие части можно разделить картину? | Небо, город, мальчики на крыше. |
Какие краски и тона преобладают? | Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры. |
Кто герои картины? | Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи. |
Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли? | На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо. |
Как они изображены? Опишите каждого: роль внешность поза выражение лица | Указывает на что-то в небе, делится услышанным, прочитанным. Выделяется. Хороший рассказчик, сумел заинтересовать друзей. Увлечён увиденным и услышанным. Застыл от удивления и восхищения. Не отрываясь тоже смотрит на небо. Взгляд его задумчив, мечтателен. |
Что можно сказать о характере каждого? | Серьёзный, целеустремлённый. Очень впечатлительный. Романтик, мечтатель. |
5. Словарная работа.
Картина, произведение, холст.
Мальчишки, герои картины, ребята.
Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.
6. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.
7. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает детям ответить на вопросы:
Какие факты из жизни П. Решетникова вам запомнились?
Назовите его знаменитые картины.
Почему картины художника стали популярными?
Какие художественные приемы применял П. Решетников?
Каковы особенности полотна «Мальчишки»?
Что нужно помнить человеку, который приступает к написанию сочинения по картине?
8. Домашнее задание: написать сочинение по картине.
Выступление группы «Биографы»
Федор Павлович Решетников родился в далеком 1906 г. Но творчество художника остается близким нашим современникам, ведь его картины посвящены темам, не утратившим своей актуальности и в наше время. Федор Павлович получил отличное художественное образование в Московском художественном институте, который окончил в 1934 г.
Талант автора высоко ценился в Советском государстве, о чем свидетельствуют его многочисленные награды. Так, в 1956 году он получил звание народного художника РСФСР, в 1953 г. был признан действительным членом Академии Художеств СССР.
На его творчество существенно повлиял факт участия в двух полярных экспедициях (на пароходах «Челюскин» и «Сибиряков». Там он еще раз убедился в правильности собственных жизненных идеалов и пытался максимально отразить их на полотнах.
Особенно знаменит живописец картинами из жизни детей. Вот только некоторые из них (картины можно отобразить на доске с помощью мультимедийного проектора):
Все картины художника хранятся в Третьяковской галерее, что свидетельствует об их высокой художественной ценности.
Учитель предлагает детям пометить в тетрадях те факты биографии, которые наиболее им запомнились.
Выступление группы «Искусствоведы»
Картина «Мальчишки» посвящена теме детства. Стоят на балконе высотного дома три мальчика, три друга и нет для них ничего, кроме звездного неба. Оно манит романтикой открытий, подвигов и неизведанности. Но не только небо полно тайн. Ребят словно окружает большой город, полный огней фонарей и окон, в которых брезжит свет. И в этом городе, словно слившемся с небом, есть для мальчиков немало открытий. Их ждут восторг, изумление, радость от знакомства с огромным миром. И ожидание этого знакомства уже можно увидеть на их лицах.
Образец сочинения.
Картины Ф.Решетникова разнообразны. Среди них есть произведения, посвящённые детям и детству. К ним относится картина «Мальчишки», написанная в 1971 году.
На ней изображены три мальчика на крыше дома, Небо — темно-синее, ярко горят окна домов, фонари освещают улицы. Значит, изображён поздний вечер. Автор использует тёмные, приглушённые тона, нет ярких красок, картина передаёт спокойствие и умиротворение.
Картину можно разделить на три части: верхнюю часть занимает вечернее небо, центо- город в огнях, на переднем плане — мальчики.
Мне кажется, что герои картины — друзья. Ребята примерно одного возраста, поэтому, возможно, они одноклассники. А если в такое позднее время они вместе, то живут,наверное, в доме, на крыше которого находятся, они соседи. Ребята пришли сюда, чтобы посмотреть на звёздное небо, полюбоваться его красотой, найти какое-то созвездие. Мальчик повыше на что-то указывает. Наверное, он прочитал интересную книгу о космосе, о космических полётах, о созвездиях, о спутниках и теперь делится своими знаниями с друзьями. Его роль автор подчеркнул белой рубашкой, которая светлым пятном выделяется на фоне темного неба. Он хороший рассказчик: два других мальчика с большим интересом слушают его. Мальчик, стоящий рядом, высоко подняв голову, держась за ограждение на крыше, широко открытыми глазами смотрит в небо. Его так захватил рассказ, что он открыл рот да так и замер. Другой мальчик слушает, облокотясь на какое- то строение на крыше. Ему тоже интересно, но им владеют совершенно другие чувства. Взгляд его мечтателен6 задумчив, он любуется красотой звёздного неба. По тому, как изобразил ребят художник, можно сказать о характере каждого из них. Они совершенно разные: рассказчик — умный, начитанный, серьёзный, наверное, отличник; стоящий рядом с ним — очень впечатлительный, застенчивый, тихий; третий мальчик — романтик, мечтатель, наверное, выдумщик. И им интересно друг с другом именно потому, что они разные.
Картина мне очень понравилась. Кажется, что сам находишься на крыше вместе с этими ребятами. Как хотелось бы иметь таких друзей!