СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение творческого рассказа по картине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по теме "Сочинение творческого рассказа по картине"

Просмотр содержимого документа
«Сочинение творческого рассказа по картине»

Лоскутова Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Ст.Степановка имени Лоскутова А.Г.



Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

2, 4

Тип урока

Развитие речи

Тема

Создание творческого рассказа по картине

Цель

Создание творческих рассказов по мотивам изображенного с использованием ТРИЗ-технологии

Задачи

1.Развивать предметные умения: продолжить обучение детей составлению творческих рассказов по картине, рассказов от имени изображенного объекта, развивать воображение, диалектическое мышление; активизировать словарный запас учащихся; учить “вхождению” в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

2. Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).

3. Формировать УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать качество и уровень усвоения); осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД);

- осознанно строить речевое высказывание, ориентироваться в заданиях, находить ответы на вопросы, делать вывод (Познавательные УУД);

- Оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками. (Коммуникативные УУД)


Оборудование

- проектор

- алгоритмы составления загадок

- карточки с пословицами

- презентация к уроку


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (метапредметные)


1. Мотивация учебной деятельности

(2 мин)


- Встали ровно, подтянулись

Все друг другу улыбнулись.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

-Сели правильно, спины ровно.

- Сегодня у нас необычный урок, нам предстоит большая, но очень интересная работа. Я уверена, что мы со всем справимся, у нас все получится.














Настрой на работу

Постановка общих целей

Антиципация (прогнозирование содержания)

(5 мин)


- Сегодня я покажу вам необычную, даже волшебную картину. А чем она необычна? Она умеет рассказывать, говорить. Верите вы в это?

Кто-то верит, кто-то нет.

Что же мы узнаем сегодня на уроке? Как вы думаете?

-А чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Выскажите свои предположения.



Молодцы, вы назвали цели и задачи урока. …назвал главную цель нашего урока - составление рассказов по картине. Не просто рассказов, а творческих рассказов

Что значит сочинение творческих рассказов?





- Ну как, готовы увидеть картину?

-Вот она наша волшебная, говорящая картина.







Сегодня на уроке мы узнаем, как картина умеет говорить, рассказывать.

- Беседовать с картиной, рассматривать. Составлять рассказы по картине





- Будем фантазировать, придумывать, рассказывать от лица любого героя картины или любого предмета

Прогнозировать содержание урока, постановка целей


Определение объектов на картине

- С чего мы начнем нашу работу?

- А поможет нам в этом подзорная труба, которая лежит у каждого на парте. Возьмите ее в руки, настройте. смотрим на картину и помним, что в трубу можно увидеть только один предмет. Положите подзорную трубу на парту.

- Кого или что вы видели?

(прикрепляются знаки на доску)

- Молодцы, ничего не пропустили. Были внимательны.

-Но, чтобы продолжить мы должны еще …



-Внимательно рассмотрим картину



Сворачивают лист в трубочку

Называют объекты картины











Дать имена детям



- формирование умения детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их.



Установление взаимосвязей между объектами на картине

- Что будем делать дальше?

Выберите два объекта. Объясните, почему они между собой связаны.

- А сейчас мы поиграем и немного пофантазируем. Я поместила все объекты картины на круги. Раскрутим вместе маленький круг и посмотрим

- Какие самые необычные пары получились. Попробуем связать предметы этой пары.

Связывать объекты.

Устанавливают связи между объектами

Находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине

Создание основы будущих рассказов

Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств

- Вернемся к картине.

-Вам нравится эта картина? Вы хотели бы в нее попасть?

Тогда встанем.

-Закроем глаза. Раз, два, три в картину войди.

- Что вы почувствовали первое?

Физминутка.

Вытяните руки, что чувствуете?

- Прислушайтесь, какие звуки слышите? Какие запахи чувствуете?

Походите, потрогайте что-нибудь.

-Садимся, возвращаемся в теплый класс.












Ответы детей

На основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание)


Характеристика объекта. Сочинение загадок.

























2 мин







25 минут

-Продолжаем играть. Я загадала объект с картины и поместила его название в конверт, отгадайте что или кто это?

- Да, это снег.

Назовите признаки этого предмета?

Назовите действия предмета?

На что похож снег?



- Используя алгоритмы, сочиним все вместе загадку про снег.

……………, но не ……………….

……………, но не ………………

……………, но не ………………



- А сейчас парная работа: выберите один объект с картины, сочините про него загадку и запишите ее на лист. На работу вам дается 2 минуты. Пара, которая будет готова сигнализирует поднятием рук.



Молодцы, ребята. Вы все отлично справились.



Дети задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»



Серебристый, легкий, прошлогодний, талый, …

Искрится, кружится, лежит, скрипит, укутывает, …

- Белые мухи, пух, скатерть, …













Парная работа.





Зачитывают свою загадку, остальные отгадывают.

Формирование умения сочинять загадки с опорой на алгоритм


Описание объекта с изменением его характеристики во времени

- А картина спешит нам еще что-то рассказать о себе.

-Какое время года остановилось на картине? Время суток?

-Выберите объект и представьте, что с ним было раньше? Что будет потом?(2 класс)








Предположения детей

Составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени


Игра «Живая картина»

- А сейчас мы построим «живую» картину, проверим вашу память и как вы умеете работать в группе.

Выбираете карточку, на которой изображен объект с картины, определяете кто вы, находите свое место на картине, выходите к доске и выстраиваете «живую картину». А вы будете сегодня экспертами.

- Раз, два, три картина оживи.

- Эксперты, давайте проверим, все ли на своих местах, все ли приняли правильную позу.

- Замечательная картина.






Дети выстраивают «Живую картину». А остальные дети –





эксперты - проверяют правильность.



Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения

- Ну, а сейчас самое главное. Каждый из вас превращается в любого героя или любой предмет на картине и рассказывает о себе. Кто вы? Что вы? Что делаете на картине? Какое у вас настроение? Почему?

Самостоятельное сочинение творческого рассказа.

Рассказ 2-3 учеников.

Оценивание (аплодисменты)



Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).


Понятие о смысловых характеристиках картины

- Возьмите карточку с загадкой, переверните ее, давайте прочитаем, что там написано. Что мы прочитали?

Для чего я приготовила пословицы?

У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл.

Найдите пословицу, которая может стать названием картины. Почему эта пословица больше подходит?

«Зима - не лето, в шубу одета»

«Спасибо мороз, что снегу нанес!»

«Снегирь прилетит – и всем о зиме известит!»

«Береги нос в большой мороз!»




пословицы



Выбор пословицы, поговорки.

Находить и объяснить смысловое содержание картины;


Рефлексия

- Ребята, вы сегодня выполнили большую работу.

Оцените, пожалуйста, урок и свою работу смайликом.



- Вижу, что урок всем понравился, многие довольны своей работой, у кого-то остались еще вопросы, значит мы вернемся еще к этой теме.

- Ребята, вы сегодня огромные молодцы! Вы придумывали, фантазировали, рассказывали. Спасибо вам за работу!

И спасибо нашей «волшебной, говорящей» картине. Так кто- же из вас понял, как же картина с нами разговаривает? (мы смотрим на картину, представляем, фантазируем, что на ней происходит)

- Урок окончен. Еще раз спасибо за работу, а гостям за внимание.




Зеленый – Урок прошел отлично! Я доволен своей работой. У меня все получилось!

Желтый – Урок прошел хорошо! Я работал неплохо, но у меня не все получилось, остались вопросы.

Красный – Было трудно, ничего не понял.






Давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД).