Предмет | Русский язык |
Класс | 2, 4 |
Тип урока | Развитие речи |
Тема | Создание творческого рассказа по картине |
Цель | Создание творческих рассказов по мотивам изображенного с использованием ТРИЗ-технологии |
Задачи | 1.Развивать предметные умения: продолжить обучение детей составлению творческих рассказов по картине, рассказов от имени изображенного объекта, развивать воображение, диалектическое мышление; активизировать словарный запас учащихся; учить “вхождению” в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств. 2. Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты). 3. Формировать УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать качество и уровень усвоения); осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД); - осознанно строить речевое высказывание, ориентироваться в заданиях, находить ответы на вопросы, делать вывод (Познавательные УУД); - Оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками. (Коммуникативные УУД) | |
Оборудование | - проектор - алгоритмы составления загадок - карточки с пословицами - презентация к уроку |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) |
|
1. Мотивация учебной деятельности (2 мин) | - Встали ровно, подтянулись Все друг другу улыбнулись. Друг на друга посмотрели И за парты тихо сели. -Сели правильно, спины ровно. - Сегодня у нас необычный урок, нам предстоит большая, но очень интересная работа. Я уверена, что мы со всем справимся, у нас все получится. | | | Настрой на работу Постановка общих целей |
Антиципация (прогнозирование содержания) (5 мин) | - Сегодня я покажу вам необычную, даже волшебную картину. А чем она необычна? Она умеет рассказывать, говорить. Верите вы в это? Кто-то верит, кто-то нет. Что же мы узнаем сегодня на уроке? Как вы думаете? -А чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Выскажите свои предположения. Молодцы, вы назвали цели и задачи урока. …назвал главную цель нашего урока - составление рассказов по картине. Не просто рассказов, а творческих рассказов Что значит сочинение творческих рассказов? - Ну как, готовы увидеть картину? -Вот она наша волшебная, говорящая картина. | Сегодня на уроке мы узнаем, как картина умеет говорить, рассказывать. - Беседовать с картиной, рассматривать. Составлять рассказы по картине - Будем фантазировать, придумывать, рассказывать от лица любого героя картины или любого предмета | Прогнозировать содержание урока, постановка целей | |
Определение объектов на картине | - С чего мы начнем нашу работу? - А поможет нам в этом подзорная труба, которая лежит у каждого на парте. Возьмите ее в руки, настройте. смотрим на картину и помним, что в трубу можно увидеть только один предмет. Положите подзорную трубу на парту. - Кого или что вы видели? (прикрепляются знаки на доску) - Молодцы, ничего не пропустили. Были внимательны. -Но, чтобы продолжить мы должны еще … | -Внимательно рассмотрим картину Сворачивают лист в трубочку Называют объекты картины Дать имена детям | - формирование умения детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их. | |
Установление взаимосвязей между объектами на картине | - Что будем делать дальше? Выберите два объекта. Объясните, почему они между собой связаны. - А сейчас мы поиграем и немного пофантазируем. Я поместила все объекты картины на круги. Раскрутим вместе маленький круг и посмотрим - Какие самые необычные пары получились. Попробуем связать предметы этой пары. | Связывать объекты. Устанавливают связи между объектами | Находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине | Создание основы будущих рассказов |
Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств | - Вернемся к картине. -Вам нравится эта картина? Вы хотели бы в нее попасть? Тогда встанем. -Закроем глаза. Раз, два, три в картину войди. - Что вы почувствовали первое? Физминутка. Вытяните руки, что чувствуете? - Прислушайтесь, какие звуки слышите? Какие запахи чувствуете? Походите, потрогайте что-нибудь. -Садимся, возвращаемся в теплый класс. | Ответы детей | На основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание) | |
Характеристика объекта. Сочинение загадок. 2 мин 25 минут | -Продолжаем играть. Я загадала объект с картины и поместила его название в конверт, отгадайте что или кто это? - Да, это снег. Назовите признаки этого предмета? Назовите действия предмета? На что похож снег? - Используя алгоритмы, сочиним все вместе загадку про снег. ……………, но не ………………. ……………, но не ……………… ……………, но не ……………… - А сейчас парная работа: выберите один объект с картины, сочините про него загадку и запишите ее на лист. На работу вам дается 2 минуты. Пара, которая будет готова сигнализирует поднятием рук. Молодцы, ребята. Вы все отлично справились. | Дети задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет» Серебристый, легкий, прошлогодний, талый, … Искрится, кружится, лежит, скрипит, укутывает, … - Белые мухи, пух, скатерть, … Парная работа. Зачитывают свою загадку, остальные отгадывают. | Формирование умения сочинять загадки с опорой на алгоритм | |
Описание объекта с изменением его характеристики во времени | - А картина спешит нам еще что-то рассказать о себе. -Какое время года остановилось на картине? Время суток? -Выберите объект и представьте, что с ним было раньше? Что будет потом?(2 класс) | Предположения детей | Составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени | |
Игра «Живая картина» | - А сейчас мы построим «живую» картину, проверим вашу память и как вы умеете работать в группе. Выбираете карточку, на которой изображен объект с картины, определяете кто вы, находите свое место на картине, выходите к доске и выстраиваете «живую картину». А вы будете сегодня экспертами. - Раз, два, три картина оживи. - Эксперты, давайте проверим, все ли на своих местах, все ли приняли правильную позу. - Замечательная картина. | Дети выстраивают «Живую картину». А остальные дети – эксперты - проверяют правильность. | | |
Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения | - Ну, а сейчас самое главное. Каждый из вас превращается в любого героя или любой предмет на картине и рассказывает о себе. Кто вы? Что вы? Что делаете на картине? Какое у вас настроение? Почему? | Самостоятельное сочинение творческого рассказа. Рассказ 2-3 учеников. Оценивание (аплодисменты) | | Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Понятие о смысловых характеристиках картины | - Возьмите карточку с загадкой, переверните ее, давайте прочитаем, что там написано. Что мы прочитали? Для чего я приготовила пословицы? У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл. Найдите пословицу, которая может стать названием картины. Почему эта пословица больше подходит? «Зима - не лето, в шубу одета» «Спасибо мороз, что снегу нанес!» «Снегирь прилетит – и всем о зиме известит!» «Береги нос в большой мороз!» | пословицы Выбор пословицы, поговорки. | Находить и объяснить смысловое содержание картины; | |
Рефлексия | - Ребята, вы сегодня выполнили большую работу. Оцените, пожалуйста, урок и свою работу смайликом. - Вижу, что урок всем понравился, многие довольны своей работой, у кого-то остались еще вопросы, значит мы вернемся еще к этой теме. - Ребята, вы сегодня огромные молодцы! Вы придумывали, фантазировали, рассказывали. Спасибо вам за работу! И спасибо нашей «волшебной, говорящей» картине. Так кто- же из вас понял, как же картина с нами разговаривает? (мы смотрим на картину, представляем, фантазируем, что на ней происходит) - Урок окончен. Еще раз спасибо за работу, а гостям за внимание. | Зеленый – Урок прошел отлично! Я доволен своей работой. У меня все получилось! Желтый – Урок прошел хорошо! Я работал неплохо, но у меня не все получилось, остались вопросы. Красный – Было трудно, ничего не понял. | | Давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД). |