Содержание экологического воспитания школьников на уроках биологии
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках биологии.
Биология – это наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременно условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни, как величайшей ценности.
Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах:
научный (развитие научно-познавательного отношения к социоприродной среде);
ценностный (определение значения в природе в жизни общества и человека);
нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил);
деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).
Поскольку экологическое воспитание четко определяет необходимость сочетания научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития с принципами бережного отношения к природе в целом и отдельным ее компонентам, то становиться очевидным комплексный характер этого воспитания. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями позволит воспитывать экологически грамотного гражданина.
Процесс формирования экологической культуры личности учащихся будет происходить наиболее эффективно, если реализовывать комплексный подход в формировании экологических знаний, системы норм и правил по отношению к природе, ценностных ориентаций и умений и навыков по изучению природы и ее охране на уроках и во внеурочной деятельности по биологии, включающий в себя:
сочетание научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития и формирование бережного отношения к природе в целом и отдельных ее компонентов;
разнообразие методов, форм и приемов обучения на уроках биологии;
разнообразие методов, форм и приемов обучения во внеурочной деятельности по биологии;
учет индивидуальных и возрастных особенностей старшеклассников.
М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, И. Н. Лернер и другие определили содержание экологического образования и воспитания, в котором отмечают четыре компонента:
- систему знаний о природе, обществе, о результатах взаимодействия общества и природы;
- опыт творческой деятельности по охране природной среды;
- систему общих познавательных и практических навыков и умений природоохранного плана;
- систему норм, проявляющихся в оценочно-эмоциональном отношении к природной среде на основе общечеловеческой морали.
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
В настоящее время издано немало интересных и заслуживающих внимания учебников и учебных пособий по экологии, методических разработок праздников и мероприятий, но никакие пособия не заменят общения с природой. Природа является тем пространством, где протекает различная деятельность ребёнка: гуляет он во дворе после уроков, занимается спортом, проводит время на водоёме, собирает грибы и ягоды, отправился в поход и тому подобное, именно здесь он приобретает навыки общения с окружающим миром и его обитателями, учится бережному (или не бережному) отношению ко всему живому. Экскурсия в природу с заданиями и играми помогают ознакомлению с многообразием окружающего мира.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.
Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и тому подобное). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и тому подобное) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического воспитания на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического воспитания на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Начальная школа (I-IV классы): у младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися – это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основная школа (V- IX классы): основной школе принадлежит особая роль в системе экологического воспитания. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы и рейды).
Средняя (полная) школа (Х-XI классы): на ступени средней (полной) школы экологическое воспитания осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся.
Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы ориентирует на усиление внимания к экологическому воспитанию школьников, на вооружение учащихся системой знаний, взглядов и убеждений, которые обеспечивают ответственное отношение школьников к окружающей среде.
В содержании школьного биологического образования важное место отводится экологическим знаниям и умениям, на основе которых формируется ответственное отношение учащихся к природе. В нем находят отражение вопросы о природной среде и ее факторах, об условиях жизни организма, о природных сообществах и цепях питания в них, проблемах охраны окружающей среды и другие
Как известно, на уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.
При изучении биологии школьники овладевают знаниями об экосистемах, о взаимосвязях в них, а также знакомятся с объектами растительного и животного мира, подлежащими охране. Основные вопросы экологии раскрываются в органической связи с изучением систематики растений и животных, процессов жизнедеятельности.
Экологические знания и умения являются одним из важнейших компонентов содержания экологического образования, на основе которых раскрываются познавательное, практическое, экономическое и эстетическое значение живой природы, формируется активная жизненная позиция по отношению к окружающей природной среде.
Для активизации учебного процесса с учётом индивидуальных способностей детей практикуют подготовку докладов, рефератов, сообщений по наиболее актуальным проблемам. Составление учащимися кроссвордов.
Все эти методы и формы обучения способствуют более яркому проявлению личности учащегося, способствуют его духовному самоанализу, развитию, формированию новых подходов во взаимоотношениях «учитель-ученик» и «ученик-учитель». Использование различных средств обучения позволяет интегрировать знания по экологии с историей, биологией, физикой, географией.
Важную роль в экологическом воспитании учащихся играет внеклассная работа. Внеклассная работа по биологии в школе требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий собственной деятельности.
Научно-исследовательская работа ещё одна форма экологического воспитания учащихся. Воспитание через наблюдение, эксперимент, анализ и выводы. Исследование – это всегда проблема, которую надо решить, анализ результатов - поиск причины этой проблемы, а выводы и рекомендации предлагают способы решения проблемы. Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ребята сами пытаются решать некоторые экологические проблемы своей местности.
Усвоение экологических знаний учащимися происходит более активно, если учитель использует разнообразные методы изложения и закрепления материала, в том числе и задачи экологического содержания.
Любая учебная задача – это задание, состоящее из условия и вопроса. В поисках ответа могут понадобиться дополнительные сведения о данном живом организме, сообществе, явлении, среде обитания. Такие задачи способствуют развитию экологических понятий, активизируют учебно-познавательную деятельность, создают условия для формирования логического мышления у школьников.
Большое значение в обучении биологии и экологии имеет использование на уроке компьютерных технологий, которые позволяют не только наглядно преподнести изучаемый материал, но и самим учащимся выполнить ряд заданий: тесты, практические задания, что способствует более полному усвоению изучаемого материала и развитию познавательного интереса к предмету.
Педагогам хорошо известно о том, что интерес к изучаемому материалу, а, следовательно, эффективность его усвоения обеспечивается в тех случаях, когда в процессе обучения задействованы различные сенсорные системы. С этой точки зрения особенно эффективным можно считать применение на занятиях фрагментов учебных фильмов, в которых звуковой и зрительный ряды комплексно воздействуют на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся.
Сегодня в российской школе довольно широко используется видеотехника, позволяющая использовать видеоматериалы на самых разных этапах учебно-воспитательного процесса.
Особая информационная ценность данного продукта заключается и в том, что большая часть видеоматериалов – сюжеты, посвященные современным экологическим проблемам тех или иных территорий нашей страны. В то же время, у пользователя одновременно, есть возможность сравнить опыт природоохранных проблем, деятельность экологической общественности как у нас, так и за рубежом.
Характерной особенностью видеосюжетов комплекта является их многоаспектность. Видеоматериалы можно использовать на уроках экологии, биологии, ботаники, зоологии, географии, курса общественных дисциплин. Есть сюжеты, которые можно применять на уроках химии и изобразительного искусства.
Использование видеофильмов в преподавании биологии в школе позволяет решать триединую задачу урока: обучение, развитие и воспитание.
Основные обучающие функции видеофильмов на уроках биологии:
Сообщение учащимся новых знаний по изучаемому вопросу для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя.
Обобщение изученного по теме или разделу.
Комплексный подход к изучаемым объектам природы, включающий элементы различных наук: морфологии, физиологии, систематики, палеонтологии, экологии и других.
Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры. Например, развитие насекомых с полным и неполным превращением, наблюдение в течение небольшого промежутка времени медленно протекающих процессов: роста и развития организмов, движения растений к свету, а также процессов, которые протекают слишком быстро для восприятия человека.
Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента; совершить телеэкскурсию на производство, в научную лабораторию, музей, отсутствующих в данном городе.
Показ прикладного, практического значения изучаемого явления, процесса, путей применения знаний в жизни и народном хозяйстве.
Ознакомление с современными открытиями и достижениями в различных областях биологической науки и медицины.
Обогащение учащихся конкретными знаниями той среды, в которой совершаются жизненные процессы изучаемых организмов, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке, что обеспечивает экологическое просвещение учащихся.
Знакомство школьников с многообразием органического мира, в том числе тех районов и областей, где они никогда не бывали.
Повышение познавательной активности школьников, качества усвоения программного материала: знания более прочные, глубокие и осмысленные.
Знакомство с содержанием, выходящим за рамки школьного учебника.
Продуманное применение видеофильмов на уроках биологии способствует развитию у школьников интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном, сравнивать это увиденное с прочитанным ранее, выявлять связь между ними и другое. Всё это развивает мотивацию, внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень общего развития школьников. Наблюдения исследователей за состоянием внимания учащихся на уроке с телеэкраном показали, что фильм изменяет у детей динамику всех видов внимания. Учащиеся работают более сосредоточенно, так как знают, что смена кадров не связана с их индивидуальным темпом деятельности. Устойчивость интереса объясняется и более органическим включением иллюстрации в изложение материала. Накопленные телевидением способы и пути убеждения позволяют воздействовать на сознание и чувства аудитории. Это во многом обусловлено высоким эстетическим уровнем видеофильмов, построением их по законам искусства.
Современный компьютер позволяет с высоким качеством воспроизводить видеоматериалы на экране монитора или с помощью видеопроектора на большом экране. Информация, размещенная на диске в цифровом виде, доступна в считанные секунды, в любом месте видеоряда, видеокассеты, требующей перемотки. Это очень удобно с точки зрения экономии времени на уроке. При этом надо отметить, что их использование на уроке, с технической точки зрения, требует заметно меньшей подготовки учителя, нежели кинопроектор или видеомагнитофон.
Одним из условий успешного овладения учащимися основными компонентами содержания экологического образования является обеспечение системности и преемственности в обучении школьников на протяжении всех лет изучения ими предметов биологического цикла.
Экологическая работа в школе выполняет ряд функций, которые кратко можно представить следующим образом:
Просветительская функция помогает ребенку осознать природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
Развивающая функция формирует у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.
Воспитательная функция формирует у школьников нравственного и эстетического отношения к природе. У детей возникает чувство восхищения величием и красотой природы. При этом у них воспитывается чувство ответственности за сохранение прекрасного в ней, что побуждает учеников осуществлять посильную природоохранную деятельность. При этом бережное отношение к природе закономерно является выражением патриотизма.
Организующая функция стимулирует активную деятельность учащихся по охране природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребенка к природоохранной деятельности.
Прогностическая функция развивает у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в ней, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут окружающей среде полезны.
Экологизация образования – это важнейшее направление современного образования всех уровней, так как оно обеспечивает опережающее развитие общества.