СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
5 КЛАСС
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока,
С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на вой не» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля,
А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору).
Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору) и др.
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Предметные результаты по классам:
5 КЛАСС
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
-определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
- понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
- сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
- сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
6выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
-устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
-с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
-выявлять причинно-следственные связи при изучении литераурных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
-формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
-самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
6использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
-проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
-оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
-владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
-прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
-оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
-эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
-общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои
возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
-совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
-самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
-самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
-эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
-принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
-признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
-принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим;
-осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Общее количество — 102 часов.
Тема | Количество часов | Электронные/цифровые образовательные ресурсы |
Литература как искусство слова. Роль книги в жизни человека | 1 | |
Мифология | 4 | http://www.foxdesign.ru/legend/mix_a.html |
Мифы Древней Греции и Рима | 1 | http://mify.org/ |
Славянская мифология | 1 | |
Мифы восточных славян. Сюжет, жанровые, композиционные и художественные особенности | 1 | |
Вн/ч Мифы народов мира | 1 | |
Фольклор. | 6+1П | |
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора | 1 | |
Пословицы и поговорки | 1 | |
Русские народные сказки. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». | 1 | |
Сюжет, система образов, народная мораль в характере и поступках героев сказки «Царевна – лягушка». | 1 | |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Жанровые особенности сказок о животных | 1 | |
Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и справедливости. Особенности жанра бытовых сказок. | 1 | |
Проект «Сочини свою сказку» | 1 | |
Из древнерусской литературы. | 2 | |
Древнерусские летописи. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 2 | |
Литература 1 половины ХIХ века. | 15 | http://www.feb-web.ru/ |
И.А.Крылов. | 3+1К | |
Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». | 1 | |
Басни «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние человеческих пороков. Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер | 1 | |
РР Выразительное чтение басен И.А.Крылова наизусть | 1 | |
КР Анализ басни | 1 | |
А.С.Пушкин. | 5+1К | |
А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 1 | https://www.likt590.ru/project/museum/avtory.html |
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | 1 | |
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки. «Бродячие сюжеты» | 1 | |
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил, утверждение мысли о превосходстве внутренней красоты над красотою внешней | 1 | |
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | 1 | |
КР Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | 1 | |
М.Ю.Лермонтов. | 2 | |
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | 1 | |
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 | |
Н.В. Гоголь. | 3 | |
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 2 | |
РР Реальное и фантастическое в сюжете повести. Устный отзыв о прочитанном произведении | 1 | |
Литература 2 половины ХIХ века | 13+1К | |
И.С.Тургенев. | 5 | |
И.С. Тургенев. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе | 1 | |
Герасим и его окружение. Герасим и Муму. Счастливый год | 1 | |
Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению. | 1 | |
РР Сочинение. Духовные и нравственные качества Герасима. | 2 | |
Н.А. Некрасов. | 3 | |
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 1 | |
Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | 2 | |
Контрольная работа | 1 | |
Л.Н.Толстой. | 5 | |
Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа | 1 | |
Странная дружба Жилина и Дины. Обычаи и нравы горцев | 1 | |
Два пленника: Жилин и Костылин. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения | 1 | |
РР Сочинение. Жилин и Костылин: сравнительная характеристика. | 2 | |
Литература ХIХ - ХХ веков. | 21+1К | https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27123/browse?type=title |
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина и др. | 2 | https://prodetlit.ru/index.php |
Юмористические рассказы отечественных писателей ХIХ - ХХ веков. | 4 | |
А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев | 1 | |
А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики» | 1 | |
М.М.Зощенко. Рассказ «Галоша» | 1 | |
Ю.Ким «Рыба-кит» | 1 | |
Русские поэты XX века о родной природе и о связи человека с Родиной: А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. | 2 | |
Произведения отечественной литературы о природе и животных. | 9+1К | |
К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | 1 | |
Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | 1 | |
К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | 1 | |
А.И.Куприн «Белый пудель» | 1 | |
А.П. Платонов. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. | 1 | |
Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя | 1 | |
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 2 | |
Человек и природа в рассказе В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». | 1 | |
РР Контрольное сочинение «Как должен человек относиться к природе?» | 1 | |
Литература ХХ - ХХI веков | 12+1К | https://prodetlit.ru/index.php |
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне». | 4 | https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27123/browse?type=title |
Ю.Я.Яковлев «Девочки с Васильевского острова» | 2 | |
В.П.Катаев «Сын полка» | 2 | |
Произведения отечественных писателей ХХ - ХХI веков на тему детства. | 4+1П | https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27123/browse?type=title |
А.Г.Алексин «Звоните и приезжайте» | 2 | |
Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 | |
Проект «Детство и дети» | 2 | |
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. | 4 | |
Ая эН «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом» | 2 | |
Н.Носов «Три охотника» | 2 | |
Литература народов Российской Федерации. | 1 | |
Стихотворение Р.Г.Гамзатова «Песня соловья» | 1 | |
Тест по изученным произведениям | 1 | |
Зарубежная литература. | 21+2К | |
X. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»: реальное и фантастическое. Композиция сказки. | 1 | |
Характеристика героев сказки. Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева. | 1 | |
Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева» | 1 | |
Контрольный тест по сказке X. К. Андерсена «Снежная королева» | 1 | |
Зарубежная сказочная проза. | 2 | |
Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» | 2 | |
Зарубежная проза о детях и подростках. | 4 | |
М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы): неповторимый мир детства. Том Сойер и его друзья | 2 | |
Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 2 | |
Промежуточная аттестация в форме теста | 1 | |
Зарубежная приключенческая проза. | 5 | |
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. | 1 | |
Характер Робинзона Крузо и его поступки | 1 | |
Тест по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» | 1 | |
Рэй Бредбери. «Все лето в один день» | 2 | |
Зарубежная проза о животных. | 7 | |
Э.Сетон-Томпсон «Арно» | 2 | |
Э.Сетон-Томпсон «Королевская Аналостанка» | 2 | |
Дж.Р. Киплинг «Маугли» | 2 | |
Итоги года. Рекомендации на лето. | 1 | |
Резерв | 3 | |