СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание урока музыки по теме "Марш"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

описание урока по теме марш. изучения материала средства музыкальной вырозительности

Просмотр содержимого документа
«Содержание урока музыки по теме "Марш"»



Тема: МАРШ

Цели: познакомиться с жанром «марш»; рассмотреть жизненные обстоятельства, при которых звучит марш, научиться различать разные виды маршей.

Организация у рока: построение перед классом, вход под музыку марша, музыкальное приветствие.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Учитель. «Марш» - по-французски ходьба, движение.

От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, ладным и четким шагом.Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, четкая и в то же время не быстрая. Бегать и прыгать под нее не очень удобно. Плавные и медленные движения то же не получаются. Зато ходить - одно удовольствие. И называется такая музыка - марш. Их очень любят немцы, даже многие песни у них очень похожи на марши. Издавна немецкие народы воевали с другими странами. Это очень организованная нация, любит поря док во всем и хорошо относится к своей армии, а для солдат марш очень понятен и нужен службе, так как под такую музыку легче ходить в строю.

- Маршей на свете очень много. И музыка у них самая разная.

— Для кого пишут марши? (Для солдат, спортсменов и т. д.)

- Когда и где вам приходилось слышать марши? (Ответ детей.)

Рассмотрим виды маршей.

1. Пионерские (прослушивание «Взвейтесь кострами»). Пионеры - школьники, состоящие в пионерской организации. Сейчас их нет, но недавно, 20 лет назад, они были. Эти дети брали шефство над пожилыми людьми, сиротами, помогали отстающим в учебе,

собирали макулатуру, металлолом для страны и этим помогали ей в развитии народного хозяйства. В пионерскую организацию не принимали детей с плохим поведением или неуспевающих. «Пионер, всем ребятам пример», - говорили о них. Часто сборы их были у костра.



- Что вы представили себе? (Шагающих детей, которые поют песни-марши и идут с барабаном и горном.)

(Показать барабан и горн.)

2. Спортивные, физкультурные марши - их музыка, словно

сама подсказывает красивый, чуть пружинящий, мягкий спортивный шаг,

-Где они звучат? {Олимпиады, соревнования.)

3. Прослушивание военного марша.

- Какой это был марш?

Дети. Военный. Мужественный и очень четкий.

- В их музыке слышится грозная сила, мощная, торжественная поступь. Какой марш часто звучит на парадах?

Впереди колонны дирижер с большим шестом, украшенным

кистями. При ходьбе он двигает шестом вверх и вниз, а по нему

равняется вся колонна.

4. Праздничные марши.

- Где они звучат? (На олимпиадах, на праздниках.)

^Слушаем марш «День Победы» (отрывок).

В этом марше торжественность, любовь к родине, прославление страны. В торжественные дни украшают город, украшают улицы и столбы, на Аллее Героев в городе вешают гирлянды из разно цветных лампочек.

- Кто был на День Победы в городе и видел салют? (Ответы

детей.)

Сегодня мы помаршируем с разноцветными флажками. На партах у вас лежит красный и белый флажок.

Встали около своих парт, взяли в руки флажки, подровнялись. Маршируем, делая упражнения под музыку марша «День Победы».

8 шагов - руки на поясе.

8 шагов - руки в стороны.

8 шагов - 1руки на поясе.

8 шагов - левая рука вверху, правая в сторону.

8 шагов - руки на поясе.

8 шагов - правая рука вверху, левая в сторону.

8 шагов - руки на поясе.

8 Шагов - руки вверху, в стороны.

8 шагов - руки на поясе.

8 шагов - помахать флажками.

- Сели на места. Положили флажки на край парты. Вот какой

получился у нас красивый класс! У кого поднялось настроение? .

5. Детские марши.

- Какие еще есть марши?

Мы учили с вами песню-марш «С песней весело шагать». Можно сказать, что это детский марш? (Да!)

— Исполняем припев с хлопками, а куплет после поем. (Исполнение детьми.)

- А кто помнит песню «Пусть всегда будет солнце»?

Это тоже маршевая песня. Песня, под которую можно и удобно идти, напевая.

Прослушивание грамзаписи песни «Пусть всегда будет солнце».

6. Музыка нужна человеку в радости и в горе. Похоронный

марш - это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьезные и грустные.

Прослушивание «Похороны куклы» П. И. Чайковского из «Детского альбома».

7. Свадебные марши.

^ Прослушивание марша Ф. Мендельсона.

8. А есть еще марш «Деревянных солдатиков».

«'Прослушивание марша.

Кто может под него маршировать, (Маленькие дети, куклы.)

Да, это кукольный марш. Шажки у них маленькие, поэтому шагают часто.

Пошагаем на ладони под музыку.

Слушаем еще раз пьесу. Все ли время музыка одинаковая? Кто заметил, что она меняется, поднимите руку? Повторяется какая-либо часть? Итак, для кого пишут музыку марша?

Дети. Для военных, детей, кукол, спортсменов, пионеров, праздничных шествий.

- Все марши очень ритмичные. Что такое ритм?

П. Знакомство с ритмом в музыке.

Учитель. У каждого человека есть пульс. Найдите его у себя, дети. Пульс - это ритм нашего сердца. Ритмично тикают часы, стучат колеса поезда. Кто из вас обращал на это внимание?

Ритм нашего сердца зависит от состояния здоровья или эмоционального состояния (у тревожных, волнующихся людей или больных он чаще, у спокойных и здоровых - медленнее).

И в музыке тоже есть пульс, он зависит от того, о чем рассказывает музыка. Пульс - это чередование сильных и слабых долей. Какой пульс в марше (первый - сильно, второй - слабо и т. д.).

Есть такой прибор - метроном, который может создавать

любой пульс для музыки. А мы с вами поиграем в игру-загадку,

называется она «Кто идет?».

Вы должны определить, чьи это шаги: детские, кукольные, взрослые или шаги великана , или какой-то игрушки. (Учитель ставит разные темпы на метрономе.)

Ш. Работа по определению признаков отличия в маршах.

(Учитель ставит разные темпы на метрономе, дети определяют ритм.)

Учитель. Теперь давайте разберемся, какие признаки отличают один марш от другого?

Возьмем военный и игрушечный марши.

Как мы определим, кому удобнее шагать под эту музыку: солдатам или куклам?

Работа на фланелеграфе.

Ответить нужно, сравнивая: военный такой-то..., игрушечный такой-то...представить игрушку.

Военный

1. Сила звучания. Громко

Дети. Военный звучит громко, а игрушечный - тихо.

2. Быстрота. Медленный

Дети. Военный марш более медленный, игрушечный - быстрый (шаги маленькие). 3. Регистр. Тяжелый (низких звуков много)

Быстрый (на высоких звуках)

4. Характер Серьезный

Шутливый

(Эти значки приклеены на фланелеграфе, а дети выбирают сами. Но все, что относится к военному - в одной стороне, к игрушечному - в другой. Все это их разъединяет.)

IV. Игра «Парад».

А что у всех маршей общее?

Какой инструмент все марши любит? {Барабан.)

Дет». Общее - равномерность, четкость, звуки короткие, характер энергичный, бодрая музыка, марш поднимает настроение.

- На какой шаг делаем ударение? (На «раз». Можно и 3, 4, 5,

6, помоги две, поэтому удобнее считать «раз-два».)

- Поиграем в игру «Парад».

Правила игры.

Поучимся начинать движение вместе с музыкой.

1-й ряд - барабанщики (дети имитируют игру на барабане).

2-й ряд - хлопки.

3-й ряд - дети маршируют.

В начале колонны выбирается дирижер с указкой (жезл). (Видели такой на параде на Красной площади по телевидению?) Обратите внимание, жезл видно далеко и высоко, очень удобно на улице, даже если оркестр очень большой.

Движения жезла вверх - команда «приготовились»;

вниз - начало движения, команда «Марш!»

В конце ставим «точку» - «Стой!», замерли, остановились.

V. Разучивание песни-марша «Бравые солдаты». (показ деревянных солдатиков)

Учитель. А еще сегодня у нас на уроке песня-марш «Бравые солдаты».

1. Исполнение всей песни учителем.

- Веселая она или грустная? (Веселая.)

- О чем эта песня? (О том, что мальчишкам хочется стать солдатами и шагать так же, как они)

2. Разучивание песни в медленном темпе.

Первые строчки с проигрыванием звуков и со словами. Работа над кантиленой построчно.

Показать рукой, куда идёт звук - вверх или вниз, или стоит на месте. Все ли звуки слитные или есть отрывистые? У нас два уха: одно слушает пианино, а другое - соседа. Слушать, чисто петь звуки. Не солировать, петь в хоре.

Поют девочки, а мальчикам задание: кто лучше, правильнее спел, кого похвалим.

Поют мальчики. Девочки слушают, хвалят того, кто спел лучше.

5. Поем все вместе первый куплет.

И так же разучивают остальные куплеты.

- Ребята, вам понравилось, как вы спели?

VI. Итог урока.

Учитель. Скажите, ребята, вы хорошо поняли, что такое марш? В начале урока мы хотели научиться определять разные виды маршей. Мы это теперь умеем? (Да.)Мы можем сказать, что общее во всех маршах и чем они отличаются? Что новое мы выучили на уроке? (Песню.)А какие песни, что вы знали раньше, пригодились нам на этом уроке? («Солнечный круг», «Вместе весело шагать».) Молодцы, ребята. Сегодня вы поработали очень хорошо.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 2001.

2. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. М., 2003.

3. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 2008. № 2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!