СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Работа по формированию фонематических процессов у дошкольников должна проходить через всю деятельность детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях. В данном случае необходима согласованность в работе всех педагогов ДОО.
Для разработки содержания коррекционного воздействия, направленного на формирование фонематических процессов у детей, в работе были использованы упражнения из методик Л.В. Лопатиновой, Н.В Серебряковой, И.Ю. Кондратенко, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, пропеванием гласных звуков, слогов. Предлагаемый материал составлялся с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале и оборудовании, повышающем интерес и побуждающим интерес ребенка к активной и познавательной, творческой и игровой деятельности - основной деятельности детей этого возраста.
Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т.д. Работа над фонематическим восприятием в процессе формирования правильного звукопроизношения начинается с уточнения артикуляции гласных звуков, затем согласных, которые дошкольники правильно произносят в самостоятельной речи, затем по мере постановки нарушенных звуков, проводятся игры на восприятие этих звуков. Нами разработан план работы над фонематическим восприятием в процессе формирования правильного звукопроизношения.
Направления и содержание коррекционной работы:
1) Развитие общей моторики (совершенствование статической и динамической координации движений) Необходимо всем детям. Нами представлены общеразвивающие упражнения:
а) ходьба и маршировка в различных направлениях: ходьба по дорожке, обозначенной двумя каталками; ходьба группой; ходьба вдоль каната друг за другом; в перешагивании предмета друг за другом;
б) ходьба на носках и пятках.
Игра «Сигнальщик»
У воспитателя флажки красного, синего, зеленого цветов. Если он поднимает флажок красного цвета - дети шагают на месте, как солдаты. Если воспитатель поднимает флажок синего - «летчики летят на самолетах», (дети бегают по комнате), зеленого - «плывут по морю» (стоят на месте).
2) Развитие мелкой моторики (Развитие кинетической основы движений руки, развитие динамической координации рук). Необходимо всем обследуемым детям:
1. Вытянуть руки вперед; все пальцы, кроме большого сжать в кулак, большой палец поднять вверх.
2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево.
3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть вправо.
4. Сжать кисти обеих рук в кулак, вытянув при этом большие пальцы вверх.
Упражнения для развития кинетической основы движений руки.
1. Поочередно коснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе. На правой руке, затем на левой, и на обеих одновременно.
2. «Пальчики здороваются». Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередно, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.
3. Пальцы правой (левой) руки широко развести, свести, снова развести, удержать в течение 2-3 сек.
Развитие динамической координации рук.
1. Уложить спички в коробку одновременно обеими руками: большим и указательным пальцами обеих рук брать лежащие на столе спички и складывать их в спичечную коробку.
. Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.
3. Развитие артикуляционной моторики:
Упражнения для губ (необходимо всем детям):
Упражнение «Забор»
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Удержать под счет до 5.
Упражнение «Трубочка»
Цель: выработать активность и подвижность губ.
Методические рекомендации: из положения «забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.
Упражнение. Чередование «Забор» - «Трубочка»
Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Методические рекомендации: Из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начиная в медленном темпе. Рука под подбородок, чтобы контролировать неподвижность подбородка.
Упражнения для активизации и развития мышц языка:
Упражнение «Парус»
Цель: подготовка верхнего подъема языка для звука [Р], [Л].
Методические рекомендации: ребенок последовательно выполнять следующие упражнения: «Забор» - «Окно» - «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.
Упражнение «Лопата»
Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.
Методические рекомендации. Последовательно выполнять упражнения «Забор» - «Окно» - «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна поворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: сформировать верхний подъем языка в форме «Чашечка», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Необходимо всем детям).
Методические рекомендации: из положения «Лопата-копает» широкий язык поднят к верхней губе и выполнить облизывающего движения сверху вниз 2-3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.
Упражнение «Теплый ветер»
Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнение: Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.
Упражнение «Цокает лошадка»
Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для [Р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» при широком открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5-6 раз). Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время цоканья.
Литература
Лопатина Л.В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями / Л.В. Лопатина. - СПб., 1997. - 120 с.
Трубникова, Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие. / Н.М. Трубникова. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. – 74 с.