Проверим домашнее задание!
Помощник привез охапку бумаг.
Народ сбежался посмотреть цирк.
Учиться – долг всякого человека.
Сравните согласные звуки в словах.
- [з]олотой
- [з’]има
- [в]орота
- [в’]еточка
- [c]обака
- [с’]едой
- [ф]ортепиано
- [ф’]инал
- Чем различаются звуки в каждой колонке между собой?
- Чем звуки первой колонки отличаются от звуков
во второй?
Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Вспомнить, какие звуки являются глухими, какие звонкими? Выявить основные отличия.
- Вспомнить, какие звуки являются твердыми, какие мягкими? Выявить основные отличие.
- Применить полученные знания на практике.
Согласные твердые и мягкие. Подумаем!
- От чего зависит, будет ли согласный звук мягким или твердым? Что может на него повлиять?
- Как обозначается мягкость звука? Каким знаком?
- Какие звуки не могут быть мягкими? (всегда твердые)
- Какие звуки не могут быть твердыми? (всегда мягкие)
Согласные звонкие и глухие. Подумаем!
- В чем основное отличие между звонкими и глухими согласными звуками?
- Что есть, как правило, почти у каждого звонкого и глухого согласного звука?
- Как звонкие и глухие могут нас «обмануть»?
- Какие звуки не имеют пары?
- К какой «подгруппе » отнести звуки [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м], [м’], [й ’ ].
Сонорные: [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м], [м’], [й’].
?
гласные
согласные
звонкие
глухие
мягкие
твердые
твердые
мягкие
ЗВ.ТВ. ЗВ.МЯГК. ГЛУХ.ТВ. ГЛУХ.МЯГК.
?
[ Б ]
Б/П
В/Ф
Д/Т
Ж/Ш
З/С
Г/К
Л
М
Н
Р
Х
Ц
Ч
Щ
Й
( БУКВЫ)
[ В ]
[ Д ]
[ Ж ]
[ З ]
[ Г ]
[ Л ]
[ М ]
[ Н ]
[ Р ]
-----
-----
-----
-----
-----
Работа в группах (3 группы). «Профессор а фонетики»
/
Попробуйте решить на своем «профессорском заседании», какой согласный звук может обозначать та или иная согласная буква . Запишите звук в [ ] в соответствующей графе-столбике.
1 группа: звонкий мягкий
2 группа: глухой твердый
3 группа: глухой мягкий.
ЗВ.ТВ. ЗВ.МЯГК. ГЛУХ.ТВ. ГЛУХ.МЯГК.
[ Б ]
[ П ’ ]
[ П ]
[ Б ’ ]
Б/П
В/Ф
Д/Т
Ж/Ш
З/С
Г/К
Л
М
Н
Р
Х
Ц
Ч
Щ
Й
( БУКВЫ)
[ Ф ’ ]
[ Ф ]
[ В ’ ]
[ В ]
[ Д ]
[ Д ’ ]
[ Т ]
[ Т ’ ]
[ Ж ]
-----
[ Ш ]
-----
[ З ]
[ С ]
[ З ’ ]
[ C ’ ]
[ К ’ ]
[ К ]
[ Г ]
[ Г ’ ]
[ Л ]
-----
[ Л ’ ]
-----
[ М ’ ]
-----
-----
[ М ]
[ Н ]
-----
[ Н ’ ]
-----
[ Р ]
-----
[ Р ’ ]
-----
[ Х ’ ]
[ Х ]
-----
-----
-----
-----
-----
[ Ц ]
-----
[ Ч ’ ]
-----
-----
-----
-----
-----
[ Ш ’ ]
-----
-----
[ Й ’ ]
-----
Применение полученных знаний
Дайте характеристику согласным звукам:
[т ’]
[ б ]
[ ч ’]
[ ж ]
[м’]
[ш ’]
[й ’]
Применение полученных знаний
Дайте характеристику согласным звукам в словах. Что нужно сделать перед тем, как дать характеристику звуку?
- Пирог
- Носорог
- Милиция
- Чайник
- Мешок
- Щеколда
- Жизнелюб
- Локоть
- Хитрый
Домашнее задание.