СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласный звук [Х], [Х`], буквы «Х, х». Закрепление понятия «предложение».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами.

Продолжение знакомства с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать звук ударения в схеме.

Закрепить навык различения и правильного произношения звуков [Х],  [Х`] в слогах, словах, фразах.

Закрепить работу над предложением.

Развивать фонематический слух.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Просмотр содержимого документа
«Согласный звук [Х], [Х`], буквы «Х, х». Закрепление понятия «предложение».»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей в подготовительной группе.


Тема: Согласный звук [Х],  [Х`], буквы «Х, х». Закрепление понятия «предложение».

Программное содержание:

Цель занятия: познакомить детей с согласными звуками [Х],  [Х`] и буквами Х х. Формировать умение рассуждать, четко выражая свои мысли.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами.

Продолжение знакомства с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать звук ударения в схеме.

Закрепить навык различения и правильного произношения звуков [Х],  [Х`] в слогах, словах, фразах.

Закрепить работу над предложением.

Развивающие:

Развивать фонематический слух.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы и оборудование:

магнитная доска, буква-магнит «Х», демонстрационные предметные картинки на заданные согласные звуки [Х],  [Х`] и буквами Х х; картинки, в названии которых звук [Х],  [Х`] смайлики, интерактивная доска, презентация «Согласный звук [Х],  [Х`] буква «Х».

Раздаточный материал: карточки с заданиями, карандаши, разноцветные шерстяные нитки, тетради - на каждого ребенка, счетные палочки.

Методы и приемы: создание игровой ситуации, объяснение, сравнение, демонстрация презентации, анализ, самостоятельная работа.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.



Ход занятия.

Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждёт много интересного. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте доброго утра и хорошего настроения. Ребята, у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (Звуки и буквы русского алфавита).


Повторим правило речи.

Каждый день, всегда, везде

На занятиях в игре

Верно, четко говорим

Никуда мы не спешим!


Проведём «Блиц-опрос».

а) Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

б) Чем отличаются гласные от согласных? При произношении гласные не встречают преграду, согласные встречают преграду, их петь нельзя.

в) На какие группы можно разделить согласные?  Твёрдые-мягкие, звонкие-глухие.

г) Чем отличаются твердые от мягких, звонкие от глухих?  Произносятся твёрдо

или мягко, произносятся с шумом и голосом или только с шумом.

д) Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

-- Вспомним, какие буквы изучили. Чтение пройденных букв и слогов на доске плакат.


Работа по новой теме. Презентация

Педагог: А сейчас, внимательно смотрим презентацию, слушаем и выполняем задания.

1 слайд. Отгадайте с какой буквой мы сегодня познакомимся?

«Хи-хи-хи,ха-ха-ха!» - так хохочет буква ...

- Какой первый звук вы слышали? Послушайте внимательно. Я буду выделять этот звук голосом. (Ответы детей). Правильно, сегодня мы познакомимся с вами, с новой буквой Х. Давайте ее проговорим вместе.

Когда мы произносим звук «х», спинка языка глубоко во рту поднимается к небу, а кончик его – за нижними зубами. Попробуйте, произнесите вместе со мной «х» и прочувствуйте. (Дети проговаривают звук «х», вместе с педагогом).

Как вы думаете, звук «х», гласный или согласный? Когда мы произносим звук «х», спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук «х» - согласный.

У вас на столах есть счетные палочки, нитки. Попробуйте выложить букву Х из них. (Дети выкладывают букву Х из счетных палочек и ниток).

2 слайд. Загадка. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

3 слайд. Отгадка: хлеб. (Дети определяют в слове звук [Х])

4 слайд. Загадка.

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!


5 слайд. Отгадка. Хомяк. (Дети определяют в слове звук [Х])


6 слайд. Разучивание чистоговорки.

Ха,ха,ха да Ха,ха,ха

Хохотала буква Х.

Хомячок её смешил,

Хлеб за щёки положил.


7 слайд. Дети называют профессии.

Педагог. - Определите звук [Х], [Х`]


Развитие речи. Составление предложений по картинкам и по схеме.

Педагог: А, чтобы нам с вами было дальше легче говорить, мы выполним гимнастику для язычка: «Часики»; «Лошадка»; «Качели».


8 слайд. А сейчас, поиграем в игру: «Услышь звук [Х], [Х`] ».

Холодильник, телевизор, хурма, апельсин, художник, конфета, хижина, дом, хамелеон, лисица, хлопок. (Педагог читает, дети хлопают в ладошки, когда слышат звук «х», определяя звук [Х], [Х`] ).


Педагог: Ребята, давайте отдохнем и проведем музыкальную физминутку. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов. Повторяйте за мной.


Хомка- хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, ушки трет

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре,пять

Хомка сильным хочет стать!


Работа по карточкам и у доски.

Педагог: Ребята, а сейчас посмотрите на карточке следующее задание. Нужно из нескольких рядов букв найти букву Х и обвести её.

Самостоятельная работа детей по карточкам.


Педагог: Ребята, я сейчас вам буду показывать картинки, а вы, пожалуйста, произнесите, что на них изображено. Скажите, в начале, в середине или в конце слова находится звук [Х], [Х`]? Кто сможет показать? ( Дети выходят по одному к доске и показывают, где находится звук звук [Х], [Х`] на карточке с кружками (начало и конец) на доске). Затем определяют количество слогов в словах, ударение.


Зрительная гимнастика.


Педагог: ваши глазки устали? Давайте поиграем в зрительную гимнастику.

Раз – налево

Два – направо

Три – наверх

Четыре – вниз

А теперь по кругу смотрим. (Дети выполняют движение глазами).



Выполнение заданий по карточкам.

Заштрихуйте заглавную печатную букву Х ручкой, маленькую печатную букву х , попробуйте ее прописать по стрелочкам, она состоит из двух одинаковых длиной палочек, которые между собой пересекаются. Давайте мы ее попробуем прописать в воздухе.




Педагог:

1. Сейчас поиграем в игру « Договаривание предложений».

Из пшеничной и ржаной муки пекут вкусный ... (хлеб).

Хлеб пекут на ... (хлебозаводе, в пекарне).

Из хлебозавода хлеб доставляют в ... (хлебный) магазин.

 Режут хлеб ножом или ... (хлеборезкой).

А нарезанные ломтики складывают в ... (хлебницу).

 В хлебнице лежит ароматный ... (хлебушек).



2. Разучивание поговорки.

«Делано наспех – сделано на смех».


Физминутка.

-Какие молодцы, замечательно. Сейчас берем в руки карандаши и сделаем гимнастику для пальчиков. Раскатываем карандаш между ладоней 10 раз. Хорошо. А теперь попробуйте подержать в правой руке большим и указательным пальцем, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Молодцы.


Заключительная часть.

Педагог: итак, ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились и научились его писать? (Ответы детей). Он гласный или согласный? Все запомнили, как пишется буква Х ? А теперь, приступаем к работе в тетрадях, и пишем букву Х. (Дети пишут букву Х в тетрадях).


Рефлексия: Ребята, у вас в тарелочках лежат смайлики. Чем они отличаются? (Настроением: радость, грусть). Если вам сегодня было легко на занятии, и вы справились со всеми заданиями, то возьмите радостного смайлика, а если вам было трудно сегодня, тогда возьмите грустного.