СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласованные и несогласованные определения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Согласованные и несогласованные определения.»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Определение  – это второстепенный член предложения, который обозначает  признак предмета  и отвечает на вопросы  какой? чей?  Например:  каменный  (какой?)  дом; дом  (какой?)  из камня; клетчатое  (какое?)  платье; платье  (какое?)  в клетку; мамина  (чья?)  кофта; кофта  (чья?)  мамы.

Определение  – это второстепенный член предложения, который обозначает  признак предмета  и отвечает на вопросы  какой? чей?

Например:  каменный  (какой?)  дом; дом  (какой?)  из камня; клетчатое  (какое?)  платье; платье  (какое?)  в клетку; мамина  (чья?)  кофта; кофта  (чья?)  мамы.

По способу выражения определения делятся на две разновидности: согласованные определения; несогласованные определения.

По способу выражения определения делятся на две разновидности:

  • согласованные определения;
  • несогласованные определения.
Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже. Ср.:  родной край; родного края; в родных краях.  При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.

Согласованные определения

согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже.

Ср.:  родной край; родного края; в родных краях.

При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.

Способы выражения согласованного определения   Форма Примеры 1.  Полные прилагательные 2.  Полные причастия Солнечный день, любимая книга,  3.  Местоимения-прилагательные Выполненное дело, зеленеющий лес. отцовы слова. ( притяжательные, указательные, относительные, определительные, неопределённые) Всякое слово,  4.  Порядковые числительные чья-то рука, этот город,  Первый день, во втором ряду. 5.  Числительное  один никакого шума. Одно перо, одна тетрадь, одни сутки.

Способы выражения согласованного определения

Форма

Примеры

1.  Полные прилагательные

2.  Полные причастия

Солнечный день, любимая книга, 

3.  Местоимения-прилагательные

Выполненное дело, зеленеющий лес.

отцовы слова.

( притяжательные, указательные, относительные, определительные, неопределённые)

Всякое слово, 

4.  Порядковые числительные

чья-то рука, этот город, 

Первый день, во втором ряду.

5.  Числительное  один

никакого шума.

Одно перо, одна тетрадь, одни сутки.

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи: управления  – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже. Ср.:  дом из камня; в доме из камня; примыкания  – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой. Ср.:  яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.  Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова.  Исключение составляют притяжательные местоимения  его, её, их , которые занимают положение перед главным словом.

Несогласованные определения

связываются с главным словом при помощи:

  • управления  – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

Ср.:  дом из камня; в доме из камня;

  • примыкания  – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

Ср.:  яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова.

Исключение составляют притяжательные местоимения  его, её, их , которые занимают положение перед главным словом.

Способы выражения несогласованных определений Форма Примеры 1.  Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога Полёт лётчика, блузка в горошек, дама в шляпе, юбка складками, мебель из берёзы, аллея перед домом, баночка из-под крема. 2.  Инфинитив Жажда познать, стремление увидеть. 3.  Наречие Поворот налево, глаза навыкате. 4.  Прилагательное в сравнительной степени Деревья поменьше, арбузы поспелее. 5.  Личные местоимения в притяжательном значении его, её, их Её брат, их забота. 6.  Цельные словосочетания с главным словом – существительным Девушка с голубыми глазами, девушка высокого роста, человек большого ума.

Способы выражения несогласованных определений

Форма

Примеры

1.  Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Полёт лётчика, блузка в горошек, дама в шляпе, юбка складками, мебель из берёзы, аллея перед домом, баночка из-под крема.

2.  Инфинитив

Жажда познать, стремление увидеть.

3.  Наречие

Поворот налево, глаза навыкате.

4.  Прилагательное в сравнительной степени

Деревья поменьше, арбузы поспелее.

5.  Личные местоимения в притяжательном значении его, её, их

Её брат, их забота.

6.  Цельные словосочетания с главным словом – существительным

Девушка с голубыми глазами, девушка высокого роста, человек большого ума.

Значение

1.  Принадлежность

Способ выражения

Существительное в родительном падеже

2.  Носитель признака

Примеры

Существительное в родительном падеже

3.  Содержание определяемого понятия

Альбом сестры  (ср.:  альбом  принадлежит  сестре ),  книга брата  (ср.:  книга  принадлежит  брату ).

Существительное в родительном падеже

Зелень парков  (ср.:  парки зелены ),  белизна снега  (ср.:  снег белый ).

Существительное в предложном падеже с предлогом  о (об)

Правила поведения; политика мира.

Инфинитив

4.  Производитель действия

Вопрос о наследстве; книга об открытиях.

Существительное в родительном падеже

5.  Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве)

Страсть противоречить; желание учиться.

Цельное словосочетание в родительном падеже

Пение птиц  (ср.:  птицы поют );  открытие Колумба  (ср.:  Колумб открыл ).

Существительное в винительном падеже с предлогом  в

Человек большого ума; человек высокого роста; девочка трёх лет.

Платье в горошек; галстук в искорку.

Существительное в творительном падеже с предлогом  с

Существительное в предложном падеже с предлогом  в

Дом с мезонином; лодка с парусом.

Наречие

6. Материал

Дама в шляпе; человек в очках; озеро в лесу.

Существительное в родительном падеже с предлогом  из

7. Происхождение

Надпись по-английски; яйцо всмятку; глаза навыкате.

Существительное в родительном падеже с предлогом  из

8. Вещество, содержащееся в предмете

Дом из камня; платье из ситца; ваза из хрусталя.

Генерал из солдат; староста из мужиков.

Существительное в родительном падеже с предлогом  из-под

9. Источник

Существительное в родительном падеже с предлогом  от

Бутылка из-под молока; банка из-под крема.

Пояс от платья; воронка от снаряда.

 Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи , к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы… (ср.:  мебель  (какая? / из чего?)  из берёзы; стремление  (какое? / что сделать?)  увидеть; поворот  (какой? / куда?)  налево ), … то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.

Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи , к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы…

(ср.:  мебель  (какая? / из чего?)  из берёзы; стремление  (какое? / что сделать?)  увидеть; поворот  (какой? / куда?)  налево ),

… то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств   1)  Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.  Ср.:  кофта мамы – мамина кофта; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка… НО  ( баночка из-под крема, юбка в складку, желание познать, поворот налево ). 2)  Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект. Мужчина шёл с чемоданом.  Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом. 3)  Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.  Ср.:  Скамейка стоит  (где?)  у дома. – На скамейке  (какой?)  у дома сидели три подружки; Мы вошли  (куда?)  в зал. – Вход  (какой?)  в зал был закрыт.

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств

1)  Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.

Ср.:  кофта мамы – мамина кофта; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка… НО ( баночка из-под крема, юбка в складку, желание познать, поворот налево ).

2)  Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Мужчина шёл с чемоданом. Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом.

3)  Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

Ср.:  Скамейка стоит  (где?)  у дома. – На скамейке  (какой?)  у дома сидели три подружки; Мы вошли  (куда?)  в зал. – Вход  (какой?)  в зал был закрыт.

Зачем нужны второстепенные члены предложения? 1. Для точности и полноты информации. 2. Для усложнения жизни школьника. 3. Для распространения грамматической основы.

Зачем нужны второстепенные члены предложения?

1. Для точности и полноты информации.

2. Для усложнения жизни школьника.

3. Для распространения грамматической основы.

 Разграничение несогласованных определений и других второстепенных членов важно не только для синтаксического разбора предложений , но и для расстановки знаков препинания в предложении (!!!).

Разграничение несогласованных определений и других второстепенных членов важно не только для синтаксического разбора предложений , но и для расстановки знаков препинания в предложении (!!!).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!