СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соединения углерода

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 урок изучения нового материала по теме оксиды углерода и угольная кислота

Просмотр содержимого документа
«Соединения углерода»

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

А) Б)

А)

Б)

. :С=О:

.

:С=О:

1. Формула: C О 2. Валентность, степень  окисления: II , + 2 3. Физические свойства: Газ, бесцветный, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде. Т кип. = -191,5 град. Сильный яд! 4. Получение: 5. Химические свойства: HCOOH  →  H 2 O + CO↑ муравьиная кислота  2CO + O 2  → 2 CO 2 + 577 кДж CO + CuO → Cu + CO 2 При обычных условиях – инертен! Не реагирует с водой, кислотами, щелочами, несолеобразующий оксид.  Сильный восстановитель.   6. Применение: Для получения металлов из их оксидов,  источник энергии (теплоты), в реакциях органического синтеза.

1. Формула:

C О

2. Валентность, степень

окисления:

II , + 2

3. Физические свойства:

Газ, бесцветный, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде.

Т кип. = -191,5 град. Сильный яд!

4. Получение:

5. Химические свойства:

HCOOH H 2 O + CO↑

муравьиная кислота

2CO + O 2 2 CO 2 + 577 кДж

CO + CuO Cu + CO 2

При обычных условиях – инертен! Не реагирует с водой, кислотами, щелочами, несолеобразующий оксид. Сильный восстановитель.

6. Применение:

Для получения металлов из их оксидов, источник энергии (теплоты), в реакциях органического синтеза.

Проявления острой кислородной недостаточности могут начаться уже при концентрации СО в воздухе в 0,07%.

Проявления острой кислородной недостаточности могут начаться уже при концентрации СО в воздухе в 0,07%.

О=С=О

О=С=О

1. Формула: СО 2 2. Валентность, степень  окисления: IV ,  + 4 2. Физические свойства: Газ, бесцветный, без запаха, тяжелее воздуха в 1,5 раза, мало растворим в воде, не поддерживает горение и дыхание. 3. Промышленное получение: в лаборатории 1) CaCO 3 → CaO + CO 2 2)CaCO 3  +  2HCl → CaCl 2 + H 2 CO 3 ( CO 2 + H 2 O ) 4 . Химические свойства: Кислотный оксид, реагирует с основными оксидами, с водой, с основаниями. CO 2 + CaO → CaCO 3 CO 2 + H 2 O → H 2 CO 3 CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 + H 2 O 5. Применение: Производство соды, сахара, газирование напитков, в огнетушителях (в жидком виде), для хранения продуктов, для получения искусственного льда (в твёрдом виде) Взаимодействие с металлами

1. Формула:

СО 2

2. Валентность, степень

окисления:

IV , + 4

2. Физические свойства:

Газ, бесцветный, без запаха, тяжелее воздуха в 1,5 раза, мало растворим в воде, не поддерживает горение и дыхание.

3. Промышленное получение: в лаборатории

1) CaCO 3 → CaO + CO 2

2)CaCO 3 + 2HCl → CaCl 2 + H 2 CO 3 ( CO 2 + H 2 O )

4 . Химические свойства:

Кислотный оксид, реагирует с основными оксидами, с водой, с основаниями.

CO 2 + CaO → CaCO 3

CO 2 + H 2 O → H 2 CO 3

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 + H 2 O

5. Применение:

Производство соды, сахара, газирование напитков, в огнетушителях (в жидком виде), для хранения продуктов, для получения искусственного льда (в твёрдом виде)

Взаимодействие с металлами

 В большую открытую ёмкость поместили свечу и зажгли её (рис.1). Свеча горела нормально.  Затем по краю сосуда поместили кольцо из ваты и подожгли его.  Вата загорелась, и через несколько секунд свеча погасла (рис. 2). Объясните происходящее. Рис. 1 Рис. 2
  • В большую открытую ёмкость поместили свечу и зажгли её (рис.1). Свеча горела нормально.
  • Затем по краю сосуда поместили кольцо из ваты и подожгли его.
  • Вата загорелась, и через несколько секунд свеча погасла (рис. 2). Объясните происходящее.

Рис. 1

Рис. 2

Играет одну из главных ролей в живой природе, участвуя во многих процессах метаболизма живой клетки.

Играет одну из главных ролей в живой природе, участвуя во многих процессах метаболизма живой клетки.

Твёрдый диоксид углерода называют сухим льдом  Применяется для получения низких температур,  охлаждения продуктов

Твёрдый диоксид углерода называют сухим льдом

Применяется для получения низких температур,

охлаждения продуктов

СО 2   СО .

СО 2 СО .

Свойства оксидов  СО 2 SiO 2 Кислотный оксид Кислотный оксид Молекулярная кристаллическая решетка Атомная кристаллическая решетка Бесцветный газ. Кристаллическое, твердое вещество, тугоплавкое.  Химические свойства H 2 O + CO 2 = H 2 CO 3 Не взаимодействует CO 2 + CaO = CaCO 3 SiO 2 + CaO = CaSiO 3 CO 2 + Ca(OH) 2 =CaCO 3 + H 2 O SiO 2 + NaOH = Na 2 SiO 3 + H 2 O CO 2 + 2Mg = 2MgO + C SiO 2 + 2C = 2MgO + Si C + CO 2 = 2CO SiO 2 + 2C = Si + 2CO

Свойства оксидов

СО 2

SiO 2

Кислотный оксид

Кислотный оксид

Молекулярная

кристаллическая решетка

Атомная

кристаллическая решетка

Бесцветный газ.

Кристаллическое, твердое вещество, тугоплавкое.

Химические

свойства

H 2 O + CO 2 = H 2 CO 3

Не взаимодействует

CO 2 + CaO = CaCO 3

SiO 2 + CaO = CaSiO 3

CO 2 + Ca(OH) 2 =CaCO 3 + H 2 O

SiO 2 + NaOH = Na 2 SiO 3 + H 2 O

CO 2 + 2Mg = 2MgO + C

SiO 2 + 2C = 2MgO + Si

C + CO 2 = 2CO

SiO 2 + 2C = Si + 2CO

В Мировом океане с 2002 года в 10 раз увеличилась концентрация Н 2 СО 3, которая образуется в результате растворения атмосферного СО 2 в соленой морской воде.
  • В Мировом океане с 2002 года в 10 раз увеличилась концентрация Н 2 СО 3, которая образуется в результате растворения атмосферного СО 2 в соленой морской воде.
 - слабая, двухосновная кислота, образующая два ряда солей : карбонаты и гидрокарбонаты.  - слабая, двухосновная кислота, образующая два ряда солей : карбонаты и гидрокарбонаты.  - слабая, двухосновная кислота, образующая два ряда солей : карбонаты и гидрокарбонаты.  - слабая, двухосновная кислота, образующая два ряда солей : карбонаты и гидрокарбонаты.  - слабая, двухосновная кислота, образующая два ряда солей : карбонаты и гидрокарбонаты.

- слабая, двухосновная кислота, образующая два ряда солей : карбонаты и гидрокарбонаты.

  • - слабая, двухосновная кислота, образующая два ряда солей : карбонаты и гидрокарбонаты.
  • - слабая, двухосновная кислота, образующая два ряда солей : карбонаты и гидрокарбонаты.
  • - слабая, двухосновная кислота, образующая два ряда солей : карбонаты и гидрокарбонаты.
  • - слабая, двухосновная кислота, образующая два ряда солей : карбонаты и гидрокарбонаты.
Практическое значение природных карбонатов Формула и химическое название Техническое название Na 2 CO 3  карбонат натрия Области применения Кристаллическая сода NaHCO 3  гидрокарбонат натрия Пищевая или питьевая сода Производство стекла, бумаги, мыла K 2 CO 3  карбонат калия Пищевая промышленность, медицина Поташ Производство жидкого мыла, тугоплавкого стекла, в качестве удобрения

Практическое значение природных карбонатов

Формула и химическое название

Техническое название

Na 2 CO 3 карбонат натрия

Области применения

Кристаллическая сода

NaHCO 3 гидрокарбонат натрия

Пищевая или питьевая сода

Производство стекла, бумаги, мыла

K 2 CO 3 карбонат калия

Пищевая промышленность, медицина

Поташ

Производство жидкого мыла, тугоплавкого стекла, в качестве удобрения

CaCO 3  карбонат кальция Известняк Строительный материал, сырье для получения цемента, гашеной и негашеной извести, стекла Мел Школьные мелки, зубная паста, производство резины, бумаги, побелка Мрамор NH 4 HCO 3  гидрокарбонат аммония Минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков Как разрыхлитель теста: NH 4 HCO 3  NH 3 ↑+ H 2 O + CO 2 ↑

CaCO 3 карбонат кальция

Известняк

Строительный материал, сырье для получения цемента, гашеной и негашеной извести, стекла

Мел

Школьные мелки, зубная паста, производство резины, бумаги, побелка

Мрамор

NH 4 HCO 3 гидрокарбонат аммония

Минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков

Как разрыхлитель теста:

NH 4 HCO 3 NH 3 ↑+ H 2 O + CO 2

Карбонаты натрия и аммония  Поташ К2СО3

Карбонаты

натрия и аммония

Поташ

К2СО3

арагонит жемчуг Природные карбонаты к доломит кальцит

арагонит

жемчуг

Природные

карбонаты

к

доломит

кальцит

Ответы: 1 вариант : 1-1, 2- 3, 3- 1, 4- 3, 5-2 и 3, 6-2. 2 вариант: 1-4, 2-3, 3-4, 4-4, 5-1 и 2, 6-3.

Ответы:

1 вариант :

1-1, 2- 3, 3- 1, 4- 3, 5-2 и 3, 6-2.

2 вариант:

1-4, 2-3, 3-4, 4-4, 5-1 и 2, 6-3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!