Тема: Союз как служебная часть речи
Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.
Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов;
2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;
3. Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский
Оборудование: блок-схемы, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, слайдовая презентация.
Ход урока
-
Организационный момент.
Ребята, я думаю, что все мы уже устали от долгой холодной зимы, мечтаем о том, чтобы поскорее начал таять снег, чтобы яркое тёплое солнышко приблизило весну. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов на нашем уроке себе и своим товарищам. И с хорошим настроением начнем урок.
-
Запись числа, классной работы
-Ребята, сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой мы определим и сформулируем чуть позже. Для темы оставьте строчку. В процессе работы над этой ней мы будем сравнивать, делать выводы, анализировать, работать в группах.
-
На предыдущих уроках вы познакомились с первой служебной частью речи – предлогом. И сейчас мы проведём небольшую лингвистическую разминку, чтобы вспомнить то, что знаем о предлоге. Лингвистическая разминка:
1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:
(В) течени… семейного ужина
Благодаря поддержк… мамы
(В)следстви… (не)большой ссоры
Достать из(под) ёлки
(Не)смотря на разные взгляды
Поговорить на(счёт) подарка
Остальные выполняют тестирование:
-
Части речи изучает:
А. Фонетика Б. Синтаксис В. Морфология
2) К самостоятельным частям речи не относится:
А. Наречие Б. Предлог В. Глагол
3) По происхождению выделяются предлоги:
А. Производные Б. Составные В. Производные и непроизводные
4) По составу выделяются предлоги:
А. Сложные Б. Простые В. Простые, сложные и составные
5) Предлоги:
А. Склоняются Б. Не изменяются В. Спрягаются
6) В предложении предлоги
А. Являются главными членами предложения
Б. Являются второстепенными членами предложения
В. Не являются членами предложения
На основе ответов составляется рассказ о предлоге.
-
Слово учителя. Введение в тему урока.
Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске? (Семья). В жизни любого человека Нет ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.
Ученица читает стихотворение:
. А что такое семья? (Ответы учеников).
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Учитель: Семья – это крепкий союз. Обратите внимание на наш эпиграф:
«Настоящую семью связывают не узы крови, но узы уважения и радости» (Бах Ричард).
- Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Что такое узы? Назовите родственные слова (узел, вязать, связанный).
5. Найдите в эпиграфе части речи, которые не относятся к самостоятельным. С частицами мы более подробно познакомимся позже, а пока я предлагаю вам прослушать небольшое четверостишие, и если вы верно назовёте последнее слово, то поймёте, какой теме посвящён наш сегодняшний урок:
Задача наша – соединять
В надёжные, крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!
Нас называют - ….. (союзы).
Давайте познакомимся с этимологией слова СОЮЗ. Приглашаю лингвистов.
Диана: Слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество). Слово СОЮЗ родственно словам УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
Учитель: А я обращаю ваше внимание на второй эпиграф, это высказывание великого русского учёного М.В.Ломоносова:
«Союзы есть не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».
Рамазан: Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова».
Андрей: А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
6. Учитель: Итак, чтобы точно определить функцию союзов, давайте проведём ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Давайте выявим основные функции союзов.
Запись предложений с последующим разбором, составлением схем.
1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.
[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ].
2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и брат не оставит в беде.
[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].
- Какие слова вы внесли в схемы? (Союзы).
- Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? Что соединяют союзы в данных предложниях? (В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).
- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения)
Ребята, сравните это определение с определением, данным в учебнике.
7. - Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного, и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.
Ромашка- символ любви и…( верности )
Наша страна-Россия, и мы ….
-
Работа с текстом:
Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.
Задания:
-
Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания, объяснить.
-
Дифференцированное: 1 группа (сильные) - Синтаксический разбор 4-го предложения. Выяснить роль союзов в тексте, определить сочинительные и подчинительные союзы.
2 группа (слабые) – Найти в тексте все союзы, взять их в овал, определить простые союзы и составные.
-
Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза: связь
-
однородных членов предложения,
-
частей сложного предложения,
-
предложений в единый текст.
Вывод:Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении.
-
- Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).
Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:
- слово И – один из самых древних союзов русского языка,
- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,
- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,
- слово И – было и остается исключительно частотным словом.
- Как вы думаете, почему? (Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется). А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).
Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.
Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава» (слайд):
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский лик его прекрасен.
Назовите, какие функции выполняют союзы? (Соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).
Давайте проанализируем предложение:
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
-
Вы знаете, что если в тексте повторяется одно и то же слово, то его нужно заменить синонимом или близким по значению словом. Однако повторы могут быть особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием. С их помощью выделяется наиболее важное в тексте, подчеркивается то, на что хочет обратить внимание читателя автор. В стихах и песнях повторы помогают создать ритм. Многосою́зие (полисиндетон) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов.
-
Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе.
Физминутка Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая —
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)
13.
Учитель: А сейчас поработаем с опорной схемой. Внимательно рассмотрите её и скажите, что ещё вы узнали о союзах?
С О Ю З
1. По морфологическому составу
Простые:
А, НО,ТОЖЕ , ЧТО, ЕСЛИ, ДА, ТАКЖЕ.
Составные:
Потому что; так как;
После того, как;
Несмотря на то, что.
2. По употреблению
Одиночные:
Песни И стихи.
Повторяющиеся:
И стихи, И песни.
Двойные:
Как…, так и
Не только…, но и.
3. По синтаксическим функциям
Сочинительные:
А) соединительные: и; ни-ни; тоже, также, да (=и)
Б) противительные: а; но; зато.
В) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли-то ли.
Подчинительные:
А) временные: с тех пор, как.
Б) причинные: потому что.
В) целевые: затем; чтобы.
Г) условия: если.
Д) уступительные: хотя.
Е) сравнительные: как.
Ж) изъяснительные: что.
Я предлагаю вам составить кластер –«паучок» о союзе как служебной части речи.
Составление кластера на доске и в тетрадях
По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».
так и | Семья сильна | цветок без запаха |
когда | Вся семья вместе | Родине служить |
| Надо сильным, смелым быть | над ней крыша одна |
Чтобы | Рассеянный ничего не знает | душа на месте |
что | Не будет добра | потому что ворон считает |
потому что | Человек без друзей | что дерево без корней |
что | Семья без детей | в семье вражда |
а | В гостях хорошо | а дома лучше |
и | Добро по миру не рекой течёт | стены помогают |
коли | В своем доме | семьёй живёт |
-
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
-
Вся семья вместе, так и душа на месте.
-
Не будет добра, коли в семье вражда.
-
Семья без детей, что цветок без запаха.
-
Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.
-
Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.
-
Человек без друзей, что дерево без корней.
-
В гостях хорошо, а дома лучше
-
В своем доме и стены помогают.
-
Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.
-
В гостеприимной семье люди собираются, а в реке, богатой водорослями, - рыба - Сән заңгта бүлд әмтн цуглрдг, замгта hолд - заhсн цуглрдг(калмыцкая пословица)
Задание №3 «Угадай пословицу»
Учитель:
- Отгадайте пословицы, объясните смысл, запишите в тетрадь. Объясните роль союза.
1) не, словами, по, а, по, делам, судят;
2) товарища, лучшие, себя, а, не, ищи, хуже;
3) закалка, там, и, смекалка, где;
4) легко, что, достается, ценится, дешево, то;
5) мягко, да, жестко, стелет, спать.
Сочинительные союзы
Соединительные и, не только - но и, Как – так и; да (и) | Противительные а, но да, однако (же), зато | Разделительные или, либо, то – то, не то – не то |
Задание №1 «Мнение группы». Работа в группах.
Учитель:
- Продолжите мысль. Составьте сложное предложение. Каждая группа использует предложенный сочинительный союз.
I группа (разделительный союз)
II группа (соединительный союз)
III группа (противительный союз)
1) Мы должны бережно относится к природе.......
Например: (или природа может погибнуть.)
2) За последние годы изменилось наше отношение к природе.......
Например: (и об этом говорят результаты исследования…..)
3) Каждый человек обязан беречь богатства Земли........
Например: (а не убивать животных, губить деревья и цветы, загрязнять водоемы…)
-
Закрепление изученного о союзах.
-
Игра «Найди лишнее»:
-
И, А, НО, ИЛИ, ТОЖЕ, ПОТОМУ ЧТО.
-
КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ПОКА
-
ИЛИ,ЧТОБЫ, НАСЧЁТ, ЧТО
-
ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ВВИДУ, ПОТОМУ ЧТО
Проверка выполнения.
-
Работа в парах. Ребята, мы сегодня говорили о семье, о её роли в нашей жизни. Давайте попробуем составить «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. Продолжите предложения, выделите союзы овалом. Какие предложения у вас получатся: ССП или СПП?
-
Цени и береги своих близких, потому что…
-
Когда у тебя плохое настроение, ….
-
Никогда не груби своим родным, так как….
-
Если ты нечаянно обидел кого-то, ….
-
Чтобы мама меньше уставала, ….
Проверка составленных учениками предложений.
6.Контроль: Тест с последующей взаимопроверкой.
1. Продолжи определение: Союз – это
А. самостоятельная часть речи
Б. служебная часть речи
В. часть слова
2. Союз связывает… . Выбери полный ответ:
А. Части сложного предложения
Б. Однородные члены предложения
В. Однородные члены предложения и части сложного предложения.
3. Укажите предложение, в котором союз связывает однородные члены предложения
А. На улице дождь непрерывный, а дома тепло и светло.
Б. Мне бабушка сказку расскажет и сладкий пирог испечёт.
В. Пусть счастливы будут все семьи, и радость войдёт в каждый дом.
4. Найдите ССП:
А. Мама спит, она устала.
Б. Хорошо, когда мы вместе.
В. Мама дома, и дом в порядке.
5. Укажите английский союз, соответствующий русскому союзу «НО»
А. but
Б. and
В. if
7. Заключительное слово учителя.
Ребята, в заключение нашего урока я хотела бы рассказать вам одну притчу.
Камни.
Однажды профессор философии перед лекцией зашёл в аудиторию и разложил на столе несколько вещей. Когда началось занятие, он молча взял пустую банку и заполнил её камнями. Затем спросил: «Банка полная?» «Да!» - согласились студенты. Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал её в эту же банку. Галька заполнила щели между камнями. «Банка полная?» - опять спросил профессор. Они рассмеялись и согласились, что теперь банка полная. Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал её содержимое в ту же банку. Песок заполнил всё оставшееся пространство в банке. «Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни – важные вещи: ваша семья, ваше здоровье, ваши друзья. Если бы всё остальное было потеряно, ваша жизнь ещё была бы полна. Галька – другие вещи, которые тоже важны в вашей жизни: ваш дом, работа, автомобиль. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. То же происходит и в жизни. Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются для вас важными. Заботьтесь сначала о камнях – это то, что действительно имеет значение. Всё остальное – только песок.
8.Рефлексия. Ребята, если урок вам понравился, материал не был сложным и вы всё усвоили, поставьте на полях в тетради !
Если вам не всё показалось понятным и интересным, у вас ещё есть вопросы, поставьте ?
Если материал оказался слишком сложным и неинтересным, поставьте знак – (минус)
9. Домашнее задание: параграф 52 (стр.182 – 183), 1 группа – упр.426, 2 группа – упр.427
10.Оценивание.
Синквейн , фонетический разбор слова союз
Синквейн Союз
Сочинительный, подчинительный
Соединяет, объединяет, разделяет
Единство
Д/з: параграф 58,упр.357 или найти пример многосоюзия в художественной литературе