1.Организационно – мотивационный Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата | Создание положительной мотивации на уроке -Здравствуйте ребята. Все готовы к уроку? Достали учебники и тетради? Все в хорошем настроении? Ну-ка, посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке: Ручки, книжки и тетрадки? (дети садятся) Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? | Доброжелательный настрой на урок Здравствуйте. Готовы, Достали, В хорошем. | Регулятивные УУД : Создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность. |
2. Актуализация знаний, планирование деятельности. Создание проблемой ситуации. Задача: создание ситуаций противоречий. | Ребята, для начала я вам предлагаю выполнить небольшой тест, вопросы будут появляться на доске, кто знает ответ - поднимает руку. Не выкрикивая с места. А1. Какая страна не имеет с Россией общей границы? 1) Норвегия 3) Белоруссия 2) Польша 4) Франция А2. Какая страна является нашим морским соседом? 1) Китай 3) Япония 2) Казахстан 4) Украина А3. В какой стране самое многочисленное население? 1) в США 3) в Монголии 2) в Китае 4) в Польше А4. Какая страна граничит с Россией на севере? 1) Норвегия 3) Грузия 2) Азербайджан 4) КНДР В1. В какой стране находится национальный парк «Беловежская пуща»? 1) в Украине 3) в Грузии 2) в Казахстане 4) в Белоруссии С1. Какие страны находятся на территории Европы? 1) Литва 3) Финляндия 2) Польша 4) Япония Молодцы ребята, с вопросами мы справились, а теперь давайте посмотрим, что тут у нас еще. (На слайде две шкатулки с сокровищами) фотографии, письма, нить жемчуга, рассказ о том, как дороги эти вещи для семьи. Какие сокровища в этой шкатулке? Чем они важны? В первой шкатулке у нас с вами семейные сокровища, их мы с вами посмотрели. А как вы думайте, что является сокровищем России? читаю стихотворение, играет любимая музыка, пословицы. Я вам предлагаю посмотреть на доску и прочитать пословицы разных народов. - Родная Земля – мягкая постель (Удмуртская) - Как бы не было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне (Татарская) - На чужой сторонушке и летом холодно (Мордовская) - От Родины веет теплом, а от чужбины –холодом (Бурятская) - На чужой стороне и весна не красна (Украинская) Что объединяет все это пословицы? Какова главная мысль? (Цени свою родину) Что отличает эти пословицы? (язык) Как вы думаете, почему люди стремятся сохранить свой язык, традиции, фольклор? | Читают вопросы, отвечают на них, вместе обсуждаем ответы.
Франция Япония Китай Норвегия
1.Белоруссияя
Литва, Финляндия и Польша
Дети делают предположения о ценности «сокровищ»;
Читают пословицы, объясняют их смысл.
Дети выдвигают свои предположения
Один общий смысл Язык. Они на разных языках и у разных народов звучат по - разному.Наш родной язык, который и позволяет всё новым и новым людям прикасаться к красоте, мудрости, доброте этих творений родной культуры. В родном языке — вековые народные знания о жизни. Все семейные ценности передаются в роду из поколение в поколение. Этому учат родной язык, народные сказки, пословицы.Это настоящая сокровищница России. | Предметные УУД:
- Подбирать подходящие по смыслу пословицы и объяснять их суть. Личностные: - развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;
Регулятивные УУД: - Анализировать пословицы и поговорки. - способность слушать учителя, наблюдать за информацией презентации и делать самостоятельные выводы; |
3. Физкультминутка | Вы устали? Готовы работать дальше? Чтоб все выполнить задание, чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, Дружно встанем – надо косточки встряхнуть. Руки Вверх назад прогнулись Сейчас сделаем наклон все к упражнению готовы? Раз два три четыре пять теперь спинки держим ровно на месте будем шагать тихо все на место сядьте и закройте глазки вспомним что мы изучали без моей подсказки. | Повторяют за учителем, делают физкультинутку. | |
4. Открытие новых знаний. Задача: решение проблемы урока. О - формирование представлений о родном языке, "сокровищах" России в процессе смены видов учебной деятельности. Р – развивать умение работать с информационными источниками, развивать речь, воображение, через решение проблемного вопроса. В – способствовать формированию психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме, через ответы на вопросы. | Откроем учебники на странице 38-39. Как вы думайте, а кто же является хранителем всех этих сокровищ? Давайте прочитаем этот текст. Как вы думайте? Сколько различных народов проживает на территории нашей области? Какие это народы Русские | 4 002 974 (89%) | Татары | 168 143 ( 3%) | Украинцы | 55 478 ( 1.24%) | Башкиры | 37 296 ( 0.83%) | Немцы | 22 540 (0.50%) | Белорусы | 18 541 (0.41 %) | Удмурты | 17 903 ( 0.40 %) | Азербайджанцы | 15 171 (0.34%) | Чуваши | 11 510 ( 0.26%) | Армяне | 11 093 (0.25%) | Мордва | 9 702 ( 0.22 %) | Евреи | 6 810 ( 0.15 %) | Также есть такие народы как Таджики, Казахи, Цыгане, Узбеки, Молдаване, Грузины, Китайцы, Поляки, Греки и Киргизы. В нашей области очень много разных народов, и у каждого из них есть свое место обитания, поселения в которых они живут и то, что их окружает связано с их народностью. Названия мест часто берут начало из языка живших там народов. Топонимы - географические названия - имя собственное, обозначающее собственное названиегеографического объекта.- тоже факты языка, нередко исчезающие целыми пластами на наших глазах. Но иногда у них бывает более счастливая судьба, чем у других слов. Это связано с тем, что топонимия в силу своей множественности, формульности, жесткой прикрепленности к месту, а также способности одновременно обслуживать разные этносы может сохраняться в течение веков и даже тысячелетий. Ребята, давайте посмотрим, какие топонимы нам приводит в пример автор учебника. | Читают текст по цепочке. Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают таблицу.
Читают и разбирают топонимы из таблицы. Рассматривают кто и где обитает. Делают вывод по проблеме: Главным хранителем языка является народ!
| Позновательные УУД: - Сформировать представления о языке народа как хранителе культурного наследия.
|
5. Самостоятельное применение новых знаний. Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений | А какие топонимы Урала вы знаете? Давайте попробуем разобрать некоторые слова. 1) Урал -(с тюрского) – «горная крыша» (С татарского) – «каменный пояс» 2) Исеть – «собачий запах», «источающая вонь» 3) Чусовая – «быстрая вода» 4) Кушва - «гнилая вода». 5) Самара- ( от скифского) - Вражеская река - (от древнеславянского)"пар, испарение". "Туманная река". 6) Чебаркуль – «пестрое озеро» Они пытаются их разобрать, записывают в тетради. Затем мы все вместе проверяем, разбираем. | Работают в группах. Разбирают топонимы. Все вместе проверяем, что у них получилось. | Регулятивные УУД: Рефлексия учебной деятельности на уроке; Обучение оцениванию своего труда; Предметные УУД: учатся подбирать местные топонимы родного края, анализировать их содержание. |
7. Итог урока Задача: обобщение и выводы по проблемной ситуации | Мы можем себя назвать хранителями сокровищ России? Что нового мы узнали на уроке? За что мы можем себя похвалить? Что было самым интересным на уроке? Что я захотел сделать после урока? | Отвечают на вопросы. Делают рефлексию. Можем. | Коммуникативные УУД: - обсуждать, почему нужно сохранить родной язык, какое значение имеет; |