Образовательная: Учить делать выводы об особенностях ударения в русском языке.
Развивающая: Любознательность, стремление к исследовательской деятельности, самостоятельному и глубокому погружению в изучаемую тему;
Воспитательная: Уважение к товарищам, их мнению.Чувство взаимопомощи, поддержки.
Форма организации урока: фронтальная и групповая.
Методы обучения: частично - поисковый, деятельностный, систематизирующий, демонстрационный.
Технологии: технологии развивающего обучения, проблемного обучения, гуманно - личностного подхода, технология групповой деятельности, технология оценивания, здоровьесберегающие.
Оборудование: подборка фотоиллюстраций слов-отгадок; учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 2 класс; вопросы для плана; схема-алгоритм; сигнальные карточки.
Этапы | Дея-ть учителя | Дея-ть ученика | УУД |
Самоопределение | - Мы услышали звонок, Начинаем наш урок. Загадка: Снег на полях, Лед на водах, Вьюга гуляет – когда это бывает? - Дайте характеристику первого звука слова - Какой буквой обозначаем на письме? | Приветствие -(Зимой) - (согласный, звонкий, мягкий, парный). -Зз | Коммуникативные действия -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные действия -способность к мобилизации сил и энергии |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений | Пропишем букву З/з, соединения букв зи, зо, зя, аз. - Записывайте слово словарик и записываем слова: сорока,мороз,корова, ноябрь, пальто, хоккей. | Работа учеников -ответы детей | Познавательные универсальные действия - поиск и выделение информации - установление причинно- следственных связей - построение логической цепи рассуждений Личностные действия -мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности Коммуникативные действия -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные действия -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
Постановка учебной задачи,целей урока | - Отгадайте загадку: Все его зимой боятся – Больно может он кусаться, Прячьте уши, щеки, нос, Ведь на улице…. - Какая особенность есть в слове «мороз»? - Что сделать в таком случае? - Изменим слово, чтобы оно подходило к словам: день ….., легкий ….., овощи надо …., осенью по утрам бывают …. Запись в тетрадь: Мороз-морозный, морозец, заморозить, заморозки. - Что скажем о словах? Выделим общую часть. - Подчеркните слова, которые являются проверочными для слова мороз. - Каким бывает мороз? | Работа учеников -(мороз) -(на конце слова парный согласный в слабой позиции) - Мороз-морозный, морозец, заморозить, заморозки. -(Близки по значению, имеют общую часть при написании и произношении) -(лютым, первым, сильным, январским, свирепым) | Познавательные универсальные действия - поиск и выделение информации Личностные действия -мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности |
Составление плана стратегии по разрешению затруднения | - Слово смешало буквы,давайте разгадаем это слово У Р Е Д Е И А Н - Переставьте буквы в правильном порядке. Какое слово получилось? (Ударение) - Тема нашего урока «Ударение.» | -(ударение) | Познавательные универсальные действия - поиск и выделение информации - установление причинно- следственных связей - построение логической цепи рассуждений Личностные действия |
| Что такое ударение? - Как называется слог, на который падает ударение? Как называются остальные слоги? -Как найти ударный слог? Мы в слове слог ударный найдем элементарно. А когда его найдем, громче всех произнесем! На доске: вкусный, пушистый, ароматный - На какой вопрос отвечают слова? - Найти ударный слог . Поставим знак ударения в словах! (Ученики по очереди выходят к доске.) - Какие слоги в этих словах ударные? Придумай по три слова к каждой семе (схемы двусложных слов с ударением на 1-м и 2-м слогах). Обозначь в словах ударение. (Ответ ученика: роза- каша-море и кора-луна-дома.) | - У. – выделение голосом одного гласного звука в слове -(Произнести, позвать слово) -Какой? -(1, 2 и 3 слоги) | -мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности Коммуникативные действия -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные действия -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | | | |
|
| Записать слова в 3 столбика – в 1й – с ударением на 1 слог, во 2-м – на втором, в 3 -м– с ударением на третьем. Вставьте пропущенные буквы. Ударение – главный работник в словах. Иногда бывает выходным. - В каких случаях не ставят знак ударения в словах? Расскажи-ка, буква Е, как твое житье-бытье? Буква Е дает отчет: - Ничего житье течет. Я – ударная всегда! Да всегда! Вот это да! На доске: Я – зима. Люблю моро_ . Довожу людей до сле_ . А сама их зря не трач_ , Уходя, однако, плач_. | - Гр_за, огоро_, в_робей, бере_, ладо_ка, ч_йка, за_ц, ч_лок, хорово_. -(Слово из 1 слога, слова с буквой Е). - Записать стихотворение, вставив пропущенные буквы. Проставить ударение в словах. Подчеркнуть орфограммы. | Познавательные универсальные действия - поиск и выделение информации - установление причинно- следственных связей - построение логической цепи рассуждений Личностные действия -мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности Коммуникативные действия -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные действия -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | - В каких словах нет знака ударения? - Какие орфограммы встретились? | | Познавательные универсальные действия - поиск и выделение информации - установление причинно- следственных связей - построение логической цепи рассуждений Личностные действия -мотивация учения, формирование основ |
| - Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове? - Посмотрите на картинки и скажите, что произошло со словами, в которых ударение поменяло свое место? В ведерко руку окуни – не бойся – это окуни! На двери замка нет замка. Иголка ходит вверх и вниз. Вот листья появились. Сосет Аленушка ирис, А вышивает ирис. Семена гвоздики похожи на гвоздики. - Очень важно в словах правильно ставить ударение – ведь наша речь должна быть грамотной! Телефон опять звонит! От него в ушах звенит! Унесла щавель водица – Без борща осталась птица! С той поры наш журавель Всухомятку ест щавель. Вот и стал я столяром, Заработал топором. Мишка топал, баловался, Легкий мостик зашатался, По воде идут круги… Шарик, Мишке помоги | -(На доске спроектированы картинки к стихам.) -Вывод: От ударения зависит значение слова. | гражданской идентичности личности Коммуникативные действия -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные действия -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
Этап рефлексии деятельности | Солнце село за село. Нам ужасно повезло, Что в гости к ударению сходили И все его секреты мы раскрыли. - Какие секреты ударения узнали? - У вас на столах лежат смайлики если вам понравился урок и вы всё поняли, то поднимите большой смайлик,если что-то было не понятным, поднимите маленький смайлик. | - ( Ударение меняет смысл слова, может быть на любом слоге, нет знака ударения в односложном слове и слове с буквой Е.) | Познавательные универсальные действия - поиск и выделение информации - установление причинно- следственных связей - построение логической цепи рассуждений Личностные действия -мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности Коммуникативные действия -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |