Использование современных образовательных технологий.
Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени. В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?” А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.
В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”
Современные образовательные технологии. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Так что же такое современные образовательные технологии?
Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.
Педагогическая технология представлена тремя аспектами:
Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, издающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, проектирующая педагогические процессы.
Процессуально-описательным: описание процесса.
Процессуально-действенным: осуществление процесса.
Образовательные технологии:
1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса довольно много.
2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.
З. Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов.
4. Интегральные технологии (ИТ): основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего; преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.
Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что в области образовательной технологии – широкий спектр инновационных технологий.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому я рассмотрела теорию следующих технологий:
Современное традиционное обучение.
Проблемное обучение.
Игровые технологии.
Групповые технологии.
Коллективный способ обучения.
Технология развивающего обучения.
После теоретического изучения этих технологий решила использовать их в педагогической практике, в связи с чем ряд уроков был дан с использованием тех или иных технологий.
Использование современных образовательных технологий.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника учителем истории и обществознания Малковой И.Н в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться хороших результатов обученности обучающихся.
Образовательные технологии | Достигаемые результаты |
Личностно – ориентированное обучение | Обеспечивает самопознание учащихся, развивает рефлексивные способности. Суть подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ученика к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ученик, применять психолого – педагогические диагностики личности. |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Дифференцированное обучение | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, повышать мотивацию к учению, развивать информационно – коммуникативные компетенции. |
Коллективные, групповые, парные методы работы. | Разработка метода взаимного обучения, использование формы динамических пар, в которых учащийся выступает поочередно то учеником, то учителем. |
Исследовательские методы в обучении. | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предлагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
Информационно – коммуникативные технологии. | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, повышение интереса к изучаемому предмету. |
Здоровьесберегающие технологии. | Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении. |