СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: " Корень. Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: " Корень. Однокоренные слова"»

Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскр-тся только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале учащихся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

1-ый этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.

Трудность представляет для 1-классников понимание семантической общности однокоренных слов, что, в свою очередь, связано с неумением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных. Поэтому специальному изучению морфемного состава слов предпосылаются наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава.

Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала и потребность проведения этих наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть смысл слова, объяснить его написание.

2-ой этап — ознакомление с однокоренными словами и морфемами. Основные учебебной задачи данного этапа:

- познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,

- приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,

- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.





Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их признаков: семантической и структурной общности, т.е. развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее.



Для того, чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый — смелость, но смелость — храбрость), а также противопоставление однокор-ных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора — горный — горняк, но гора — гореть).



Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Знания о единообразном написании корня в однокоренных словах важны для формирования навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласных в корне. Поэтому при ознакомлении учащихся с написанием слов, которые пишутся в соответствии с традиционным принципом, важно научить правильно писать не только то слово, которое дано в словарике, но и всю группу родственных слов: мороз, заморозки, морозить и др.

Усвоив, что корень - это «общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение», школьники учатся подбирать родственные слова, находить корень в составе основы; определять в группах родственных слов исходное слово.



Целесообразно познакомить учащихся и с корнями - омонимами, что предупредит появление ошибок в подборе родственных слов. Например: -вод - водить, вода; - кос -: коса - косой (взгляд); - вин-: винить, вино; - голуб-: голубь - голубой и т.п. Усвоению темы способствуют упражнения типа. Выпишите из данного списка группы однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Обозначьте корни в записанных словах.



Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня; вода, безводный, водитель, водяной, водить; носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить; красный, красноватый, краснота, красивый, красненький, красота, покраснение.



Мною были подобраны дидактические материалы для одаренных детей и детей, которые испытывают трудности в обучении, по теме: «однокоренные слова».

Задания для одаренных детей

Задание 1.

Цель: формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень, вставлять пропущенные буквы.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Задание 2.

Цель: формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень, продолжать цепочку однокоренных слов.

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень. Продолжи цепочку однокоренных слов.


Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 3.

Цель: формировать умение в тексте находить однокоренные слова, выделять корень.

Прочитай. Вставь буквы . Найди однокоренные слова. Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Задание 4.

Цель: формировать умение подбирать однокоренные слова в определенном порядке.

Записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.

Задание 5.

Цель: формировать умение подбирать однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действия предмета

Подобрать к словам жар, свет однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действие предмета. Записать их.

Задание 6.

Цель: формировать умение составлять предложение с однокоренными словами.

Со словами грибной, гриб, грибники составить и записать предложения. В предложении должно быть имя мальчика и название деревни.

Для детей испытывающих трудности в обучении.

Задание 1.

Цель: формировать умение выделять корень у однокоренных слов.

Выделить в однокоренных словах корень.

Глаз, глазной, глазастый.

Зуб, зубик, зубная.

Лес, лесной, лесник.

Стол, столик, столовая.

Тигр, тигрята, тигрица, тигрёнок.

Задание 2.

Цель: формировать умение находить среди слов однокоренные слова, выделять у них корень.

Выпиши столбиками однокоренные слова. Выделить корень.

а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадки, переход.

б) Гора, больница, боль, гористый, горная, болезнь.

в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать, стареть, старик.

Задание 3.

Цель: формировать умение выделять у однокоренных слов – корень.

Докажи, что данные слова являются родственными.

билет

вагон

билетёр

вагонетка

обилетить

вагонный

безбилетный

вагончик

билетный

вагоновожатый

Задание 4.

Цель: формировать умение находить среди слов - однокоренные слова.

 Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого.

Лес сад

вода больной

море лесной

садовый водичка

боль деревянный

дерево моряк

Задание 5.

Цель: формировать умение среди предложенных слов, выбирать группы однокоренных слов, выделять у них корень.
Выписать группами однокоренные слова. Выдели корень.

Мир , ночной, беда, мириться, делец, ночевать, мирный, обеднеть, дела, делить, ночёвка, бедный, дельный.









Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»















ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: «КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»















Выполнила: Лапето Юлия

студентка Ш-41 группы







Ейск, 2019




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!