Дата проведения урока: 10.12.21 г.
Ейск, 2021 г.
Оборудование: учебник «Музыка» 3 класс, Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Школа России, презентация.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация самоопределения к коррекционной деятельности | Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Алина Евгеньевна и урок по музыке проведу у вас я. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. Проверьте готовность к уроку, на партах должны лежать: учебник, пенал, дневник, тетрадка. (В течение всего урока контролирую посадку и дисциплину учащихся) | Приветствуют студента Психологически настраиваются на работу Проверяют готовность к уроку. | Л1 |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Выявление проекта входа из затруднения | -Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. И сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад. -Вы знаете такую форму народного творчества – былины? -А что такое былины? - Да, это одни из самых древних жанров русского песенного фольклора. Очень известными являлись в старину былины о русских богатырях. (демонстрирую репродукцию картины» Богатыри» В. Васнецова) -Ребята, посмотрите на эту картину. Знакома ли она вам? Назовите имена богатырей. -Наш народ всегда с уважением относился к богатырям – защитникам земли Русской. Вот почему про их подвиги складывались былины. А еще в стародавние времена былина выполняла роль военной строевой песни. Когда русское войско отправлялось в поход, то бойцы во время перехода пели былины. И художник В. Васнецов, который нарисовал эту картину, тоже хотел подчеркнуть, что богатыри любили музыку. Посмотрите внимательно: к седлу самого молодого из богатырей – Алеши Поповича – привязан музыкальный инструмент. -Что это за инструмент? -Верно, это гусли. А кто знает, что такое гусли? –Гусли-это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины. -Ребят, как вы думаете, какая у нас тема сегодняшнего урока? | -Да -Былины - это древний жанр русского песенного фольклора. -Внимательно смотрят на экран. -Да, знакома. Картина называется Богатыри. Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович. -Слушают учителя. -Гусли -Это такой инструмент | Л1 К1 Р1 П1 П2 |
Построения проекта выхода из затруднений | (на фоне звучат гусли) Ой, вы гусли – то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то, Звуки издавали гусли звонкие, Как народ вы потешали-то и радовали, Как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, Тех, кто защищал всю землю русскую… - Кто же такие гусляры? -Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. -Кто из вас слышал выражение - «гусли звончатые»? -Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки. В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые. -Гусляры проводили пальцами по всем струнам, перебирая их. Этот прием называется «переборы». Или дергали отдельные струны, щипали их, такой прием называется «щипки». -Давайте представим, что мы с вами играем на гуслях. (Дети имитируют показ игры на гуслях) | Внимательно слушают учителя. -Гусляры - это музыканты. Слушают учителя. Дети имитируют показ игры на гуслях | К1 К2 П2 Р2 Л1 |
Реализация построенного проекта | -Сейчас мы с вами послушаем мелодию былины (дети внимательно слушают былину) -Какие особенности этой мелодии создают ощущения непрерывности и тягучести звучания? -Хорошо, дети, прежде чем продолжить, мы с вами проведём физкультминутку. Физкультминутка Встали пчёлки в хоровод Встали пчёлки в хоровод, (Повороты на месте.) В барабан ударил кот. (Хлопки.) Стали мыши танцевать, (Пританцовывают.) Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, так, что начала дрожать Вся земля, вся земля. (Лёгкие прыжки на месте.) | Слушают мелодию былины. Выполняют физкультминутку | Л1 К1 К2 П2 Р2 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -А сейчас мы с вами поговорим про певцов русской старины. -В операх русский композиторов созданы образы народных сказателей былин: Баяно и Садко. -Предлагаю вашему вниманию послушать песню и посмотреть видеофрагмент Баяна из оперы Глинки «Руслан и Людмила» -На чём играл Баян? -Хорошо, ребята, откройте учебник на с. 58 -На этой странице вы можете увидеть нотный отрывок. Прочитайте слова, написанные под нотными записями. - Что вы заметили? -Что можно сказать о движении мелодии в этой песни? -На какие слова приходится самое яркое звучание? | Слушают песню и смотрят видеофрагмент -На гуслях -Выполняют задание учителя -Ответы детей | Р1 К1 Л1 П2 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по принятому эталону | -Сейчас вы послушаете отрывок из сказочной оперы композитора Н.А.Римского - Корсакова «Садко». Садко – герой былины, которая была создана в Великом Новгороде. В былине говорится, что давным – давно жил там купец по имени Садко, который умел хорошо петь и играть на гуслях. Его музыкой заслушивались не только люди , но и море, морская царевна и даже морской царь. Посмотрите видеофрагмент из оперы и обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка. (Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко») -Послушав две песни Баяна и Садко, найдите сходства и различия. (Дети «про себя» думают 5 минут, потом идут отвечать у доски) | -Слушают отрывок из сказочной оперы -Выполняют задние самостоятельно | П2 Р2 Л1 |
Включение в систему знаний и повторение | -Сегодня ребята, вы все очень хорошо работали. - С каким жанром русской народной музыки вы сегодня познакомились? -В сопровождении какого музыкального инструмента исполняют былины? | -Былина -Гусли | Л1 Р2 К2 |
Рефлексия учебной деятельности | Если вы очень хорошо поработали, и вам все было понятно хлопните один раз. Если вы испытывали затруднения, поднимите руки вверх. Урок окончен, до свидания! | Учащиеся проводят самоанализ | Р2 |