СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение по литературному чтению по теме "Кто придумал слова?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательные сведения о словах русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение по литературному чтению по теме "Кто придумал слова?"»

Поборка материалов по теме : «Кто придумал слова?»

Сообщение по литературному чтению Груниной Олеси .

Кажется, что эти слова всегда существовали в нашем языке: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «промышленность», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность». Крайне впечатляющий набор, не правда ли? Мало, кто знает, что это неологизмы, которые ввел в русский язык писатель и поэт Николай Карамзин.

В 20 веке, особенно во второй половине, с развитием научно-технического прогресса в язык вошло огромное количество заимствований: космонавт, радиоприёмник, дезактивация, дозиметр и т.д. Аналогичную ситуацию мы можем наблюдать и сейчас.

Русские писатели и поэты, наряду с Карамзиным, обогатили язык авторскими неологизмами, которые быстро прижились и установились в языке.

Благодаря Ломоносову мы используем самые разнообразные околонаучные термины. «Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» и даже «квадрат» и «минус» были введены в русский язык Михаилом Васильевичем. Кто бы мог подумать!

Федор Михайлович Достоевский тоже не прочь поиграть со словообразованием и неологизмами, очень гордился словом «стушеваться», которое придумал сам. Слово получило серьезное распространение еще при жизни писателя, как и глагол «лимонничать». А слова «шлепохвостница», «окраинец», «слепондас» и «всечеловеки» не прижились.

Один из основоположников русского футуризма Велимир Хлебников очень любил заниматься словотворчеством. Не все из того, что он придумывал, прижилось (и очень хорошо — слова «крылышкуя» и «лебедиво» своеобразны, мягко говоря), но то, что вошло в лексикон каждого русскоговорящего человека, тоже в его словотворчестве встречалось. Например, слова «летчик» и «изнеможденный».

Комплексной упражнение “Языковая разминка” разработано Екатериной Бунеевой. Одна из целей его - мотивировать детей делать разные виды разбора, ведь чаще всего ученики не понимают зачем это нужно. Занимаясь по этому алгоритму дети сами начинают понимать необходимость умения провести синтаксический разбор предложения, или морфологический и фонетические разборы.

Для языковой разминки Екатерина Бунеева рекомендует выбирать одно предложение из детских книжек.

Требования к предложениям

  • соответствуют возрасту и знаниям ребенка,

  • создают хорошее настроение, по возможности мотивируют к чтению,

  • содержат слова с нужным орфограмами,

  • разные по конструкции: простые, сложные, с однородными членами, с прямой речью и т.д.

Смысл упражнения “Языковая разминка”

Выполнить комплексную работу на примере одного предложения, при этом необходимо тренировать базовые предметные умения: орфографические, языковые, пунктуационные.

Выполняя это упражнение писать слова лучше всего через строку, чтобы сверху оставалось достаточно места для работы.

Алгоритм языковой разминки

  • Записать предложение, найти его грамматическую основу или основы.

  • Объяснить графически расстановку знаков препинания.

  • Составить схему предложения, дать ему характеристику.

  • Найти орфограммы в каждом слове предложения.

  • Объяснить графически выбор написания (сверху записываем проверочное слово или указываем другое объяснение тому, почему написали именно так).

  • В зависимости от того, какие возможности дает нам предложение, проводим один или два разбора, при этом не забываем о том, что это все должны быть не бесполезные действия, а то, что поможет решить некую проблему. Например, синтаксический разбор предложения помогает расставить знаки препинания, фонетический разбор - правильно выбрать букву при ряде орфограмм, морфологический - правильно выбрать морфему и ее правописание.

Пример языковой разминки от Екатерины Бунеевой

Записываем предложение (4 класс):

Стоит в лесу тесовый дом, а в нём живёт весёлый гном, он кормит белок шишками, за стол садится с мишками. (Юнна Мориц.)

Читаем предложение, спрашиваем, откуда строчка, знаком ли автор. Вспоминаем, какие стихи Юнны Мориц читали.

1. Записываем. По ходу записи сразу подчёркиваем грамматические основы: стоит дом, живёт гном, он кормит, садится. Видим: основ три, значит, предложение сложное, причём третья основа содержит однородные сказуемые. Обозначаем однородные члены. Составляем схему предложения и даём его характеристику: сложное, состоит из трёх частей, части 1 и 2 связаны союзом а, части 2 и 3 — без помощи союзов, часть 3 осложнена однородными сказуемыми (всё это говорим, составляя схему), части сложного предложения разделяются запятой. Проделана большая работа: мы устно и графически объяснили постановку запятых — это была наша главная задача, но по сути провели полный синтаксический разбор.

2. Теперь проверяем, правильно ли написали слова. Сначала ставим во всех словах ударение и подчёркиваем все буквы безударных гласных. Определяем, в какой они части слова (мы уже знаем орфограммы в корне, в приставке и в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов). В корне (стоит, лесу, тесовый, живёт, весёлый, садится), в окончании глагола (кормит). Записываем проверочные слова над словами, которые проверяем (у нас есть свободная строчка), обозначаем корень. Глагол кормить ставим в неопределённую форму, записываем сверху, выделяем суффикс и, определяем спряжение. Дальше по другим опознавательным признакам находим другие орфограммы (буква и в слове шишками, тся в глаголе садится), графически объясняем выбор написания.

Вы обратили внимание, что шаги 1 и 2 — это по сути самопроверка написанного? Да, так и есть: именно так нужно проверять все написанные тексты, в том числе и контрольные диктанты.

3. Какие виды разбора позволяет сделать это упражнение? Интересных слов для разбора по составу нет. Можно сделать фонетический разбор слова живёт. Чем оно интересно? В нём в безударном положении гласный звук слышится неотчётливо. Какую букву выбрать: и, ы, е? Раз есть выбор из нескольких вариантов, это орфограмма. Пишется буква и. Почему? Это не «жи – ши пиши с буквой и», потому что положение гласного безударное, это орфограмма-буква безударного гласного в корне. Значит, проверяем ударением, подбираем проверочное слово: жил. А вот в слове жил — наше «жи – ши пиши с буквой и». Вот почему в корне и. Помог нам фонетический разбор обратить внимание на орфографическую проблему? Да.

В заключение хочу сказать, что это упражнение не только развивает базовые умения по русскому языку, но и учит проверять написанное: находить и исправлять свои ошибки. Оно годится не только для работы в классе, но и очень подходит для индивидуальных занятий. Репетитор с его помощью будет видеть движение своего ученика сразу во многих направлениях и сможет корректировать свою работу. Дети понимают смысл упражнения, легко включаются, многим нравится самим искать предложения для языковой разминки.



































Березовые сокровища.

Осе__им утром шёл я по л_сной тр_пинке. Под н_гами хрустела тр_ва. Шуршали сухие лист_я. Взошло со_нце. Берё_ка была усыпана капельками в_ды. Она загорелась и з_сверкала. Веточки перел_вались всеми цв_тами радуги словно чудес_ная хрустальная ваза.

Я осторожно встряхнул стройное дер_вце. Послышался лё_кий звон. Утре__ий м_розец превратил капли в_ды в прозрачные л_дяные кристаллы.

Вокруг искрились и переливались звонкие б_рёзовые сокровища.

  1. Подчеркни основу3 предложения

  2. Укажи части речи 8 предложения.

3. Спиши слова, вставь где необходимо Ь,определи склонение.

грабёж__

королевич__

ноч__

колюч__

туч__

4. Выпиши по 2 слова с орфограммами: удвоенные согласные ( осенним утренний) , непроизносимые согласные( солнце,чудесная) безударные гласные (тропинке,цветами, ногами) , проверяемые согласные корня(легки, березка).

5. Морфологический разбор березка .

6. Сколько букв и звуков листья, капелька.

7. По составу веточки, звонкие.

8. Определи падежи по тропинке, превратил в капли, осенним утром, капли воды

9. Образуй разные части речи –мороз-

10. На что похожи капельки воды?